На заседании Правительства Российской Федерации рассмотрены госпрограммы Министерства транспорта и Министерства промышленности и торговли РФ.
Минтранс представил госпрограмму «Развитие транспортной системы» до 2020 года, Минпромторг – «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2015 год». Первая из них подготовлена с учетом положений концепции долгосрочного социально–экономического развития России на период до 2020 года, вторая, по мнению составителей, позволит сформировать качественно новый инновационный облик авиастроительной промышленности страны.
Это, может быть, одна из наших главных задач, сказал по поводу двух госпрограмм Дмитрий Медведев, имея в виду развитие важнейших направлений, способных придать серьезный позитивный тренд как общей экономической сфере, так и социальной среде. «Понятно, что и та, и другая программы для нашей страны с ее территориальной протяженностью, состоянием коммуникаций имеют огромное значение», – подчеркнул премьер.
Касаясь транспортной системы, Дмитрий Медведев дал объективную оценку ее нынешнему состоянию. Так, за последние 10 лет были построены более 1 тыс. км новых железных дорог, порядка 32 тыс. км автомобильных трасс с твердым покрытием; грузооборот транспорта вырос за это время больше чем на треть – на 36%, а перевозка пассажиров – больше чем на четверть. При этом современная транспортная инфраструктура не отвечает потребностям развития страны: дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта. Это мешает проводить и диверсификацию экономики, и просто формировать конкурентную среду, развивать предпринимательскую активность. Один пример: протяженность проблемных по пропускной способности участков железнодорожных линий составляет свыше 7 тыс. км. Только 8% федеральных автомобильных дорог имеют многополосную проезжую часть. Износ основных фондов по отдельным видам транспорта тоже всем известен: он достигает 50%.
«На что нужно обратить внимание? – обратился Дмитрий Медведев к кабинету министров. – Первое – это, конечно, повышение безопасности работы всей российской транспортной системы, защита жизни и здоровья наших граждан. Второе – это доступность транспортных услуг для населения. Эта доступность должна быть универсальной, она должна распространяться на всю территорию страны, и, конечно, в значительной мере она должна затронуть Сибирь и Дальний Восток как наиболее удаленные и в этом смысле отрезанные части нашей страны. Третье тоже в общем очевидно – повышение эффективности работы транспорта и снижение издержек. Издержки по отдельным направлениям, отдельным разновидностям транспорта – просто запредельные. Четвертое – это использование наших особых географических условий, нашего транзитного положения, повышение конкурентоспособности отечественной транспортной системы на мировом рынке услуг».
Премьер–министр отметил, что к 2020 году планируется ввести более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, построить и реконструировать порядка 14 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 млн т, привести в порядок около 100 взлетно–посадочных полос, также значительно обновить подвижной железнодорожный состав.
Раскрывая содержание приоритетных задач, глава правительства обратил внимание на следующие ориентиры. Нужно сократить число происшествий на транспорте на треть, снизить транспортные издержки в зависимости от вида транспорта от 12% до 16%, где–то это, наверное, можно сделать и в более высоких пропорциях. Экспорт транспортных услуг предполагается увеличить в два раза, а мобильность населения по этому показателю должна увеличиться на 50%.
Дмитрий Медведев отметил, что Минтрансом проведена большая работа: программа весьма сложная, потому что должна учитывать не только большие, иногда громадные планы, но и те решения, которые приняты и в настоящий момент исполняются. В частности, решения по проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году и развитию транспортного комплекса Московского региона.
«Следующая тема – программа «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год» тоже весьма масштабная, тоже во многом связана с транспортной инфраструктурой, – перешел к очередному вопросу повестки Дмитрий Медведев. – Мы рассматривали с вами эту тему на совещаниях в Казани, Владивостоке, Новосибирске и на других совещаниях. Программа обсуждалась на Экспертном совете при Правительстве РФ и в формате Открытого правительства. Я знаю, что там были замечания, которые в значительной мере учтены. Авиационная промышленность всегда являлась одним из ключевых видов промышленности в нашей стране, ключевых отраслей отечественной экономики. На мировом авиарынке у России в целом до сих пор неплохие позиции, в том числе и по тому, что мы делали последние годы. Мы находимся в тройке лидеров, но это не Богом данное место: наша задача – закрепиться на этих позициях».
Премьер заострил внимание членов кабинета на ряде важных задач. Прежде всего, на обновлении воздушного парка, который сильно изношен. Средний возраст магистральных самолетов – 17 лет. А возраст региональной авиации приближается к 30 годам. В целом до 2020 года потребность российских авиакомпаний в поставках оценивается в 1,3 тыс. пассажирских самолетов. Быстро растет и международный рынок авиационной продукции, авиационных услуг. По экспертным данным, к 2025 году он может достичь порядка 24 трлн рублей. В прошлом году он был 7,5 трлн рублей. Поэтому основная цель программы – повысить возможности авиапрома и насытить рынки конкурентоспособной российской авиатехникой. Для этого важно не только сохранить, но и сформировать научно–технический задел для создания новых моделей, укрепить кадровый потенциал отрасли, привлечь в нее молодых специалистов – эта задача остается одной из самых сложных. И, конечно, нужно оптимизировать продуктовую линейку.
Глава правительства призвал смотреть на ситуацию реально: где можно сохранить лидерские позиции, а где нам сложно гнаться за теми образцами, которые уже созданы. Это не значит, что не нужно думать в этом направлении, но все–таки надо быть прагматиками.
Учитывая, что на заседание были приглашены представители журналистского корпуса, Дмитрий Медведев раскрыл содержание и других актуальных тем, которые предстояло обсудить правительству. «У нас есть еще несколько важных моментов, на которые я хотел бы обратить внимание, чтобы о них знали и представители СМИ тоже, – сказал он. – Мы рассмотрим проект федерального закона, который вносит изменения в Бюджетный кодекс. У нас появляется такое сложное понятие, но в то же время распространенное в мире, как «грант». Бюджетный кодекс дополняется положениями, которые предусматривают предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам, кроме государственных и муниципальных учреждений, а также некоммерческим организациям. При этом бюджетные учреждения могут принимать участие в конкурсе на получение грантов независимо от их подведомственности.
Премьер сообщил также о готовящихся изменениях в правила проведения технического осмотра транспортных средств. Речь идет о двух изменениях, они касаются огромного количества автомобилистов. Первое – официальные дилеры получат право на проведение техосмотра автомобилей тех марок, обслуживание которых они осуществляют, то есть не нужно проверять машину дважды – сначала у дилера, а потом уже в пункте техосмотра. И второе – талоны техосмотра должны быть заменены на диагностические карты транспортного средства, в которых подробно будет описываться фактическое состояние автомобиля по всем его ключевым параметрам.
Далее слово было предоставлено министру транспорта РФ Максиму Соколову, который остановился на важнейших положениях проекта госпрограммы. Она, по его утверждению, определяет структуру дальнейшей перспективы развития нашей транспортной системы. «Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач, – сказал министр. – Среди них мы выделяем следующие вызовы, которые стоят перед транспортной системой. Это низкая транспортная подвижность населения, которая сегодня составляет порядка 7 тыс. км на душу населения и которая в 3–4 раза, к сожалению, ниже, чем в развитых странах. Высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции: по расчетам экспертов, это 20–25% против 7–8% в странах с развитой рыночной экономикой. Недостаточное использование конкурентного потенциала транспортной системы. Наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10–15% от рынка перевозок. Сегодня это, к сожалению, в 6–8 раз меньше».
Министр указал на недостаточный уровень безопасности транспортных процессов. Сегодня в дорожно–транспортных происшествиях погибают примерно 19–20 человек в расчете на 100 тыс. населения, в то время как в странах Европейского союза этот показатель составляет примерно 8 человек. Поэтому государственная программа направлена на решение перечисленных проблем и формирование конкурентоспособных транспортных услуг, отвечающих стандартам развития зарубежных стран.
Большим достоинством госпрограммы «Развитие транспортной системы» является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта, подчеркнул Максим Соколов. В качестве целей программы определены ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности транспортных услуг для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы и повышение комплексной безопасности и устойчивости.
Комплекс мероприятий, предусмотренных программой, делится на три группы: это инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера, а также меры государственного регулирования. Эти мероприятия реализуются в рамках двух федеральных целевых программ, которые действуют сегодня: «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и «Модернизация единой системы организации воздушного движения», а также Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограмм, составляющих вместе как раз структуру государственной программы.
Первая группа мероприятий госпрограммы – это мероприятия инвестиционного характера. Они практически все реализуются в рамках ФЦП. На железнодорожном транспорте предусматривается строительство более 2,5 тыс. км линий и сокращение участков, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, до 5%. Приоритетные направления развития железнодорожной структуры – это устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам; строительство железнодорожных линий в районах нового освоения Севера страны, на Дальнем Востоке, в Прибайкалье; развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт–Петербургского, Уральского); развитие скоростного пассажирского движения; обеспечение безопасности и технологической устойчивости. К 2020 году будут построены и реконструированы более 7 тыс. км
автомобильных дорог федерального значения, которые будут включать в себя около
1 тыс. км автомагистралей, платных и скоростных дорог. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, которая будет соответствовать нормативным требованиям по транспортно–эксплуатационным показателям, составит более 85%. Сегодня этот показатель находится на уровне 40%. За время реализации программы также будут построены и реконструированы почти 7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. И это позволит обеспечить круглогодичной связью порядка 2,5 тыс. сельских населенных пунктов.
В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации будут введены в эксплуатацию 96 взлетно–посадочных полос. Предусматривается развитие международных аэропортов–хабов – внутрироссийских узловых и региональных аэропортов. Будет создана современная система организации воздушного движения, которая позволит увеличить количество обслуживаемых полетов почти на 80%.
В части внутренних водных путей планируется снизить с 75 до 14% протяженность участков с ограничениями пропускной способности, а также на всех участках Единой водной системы будет ликвидирован опасный уровень безопасности, в том числе и гидротехнических сооружений. Увеличив более чем в 1,5 раза свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики и создадут резерв на случай пиковых нагрузок. Повышения конкурентоспособности крупнейших морских портов планируется добиться за счет их оптимальной специализации, создания особых портовых зон и логистических центров.
Мероприятия текущего характера реализуются в рамках подпрограмм. Это прежде всего содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры, федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. На эти цели будет направлено практически 76% бюджетных текущих расходов. Это обеспечение функционирования и развития систем безопасности на транспорте, субсидирование социально значимых перевозок. Ожидается, что за счет этого авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях за время реализации программы возрастет более чем в два раза, а объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, в первую очередь за счет пригородных перевозок в крупных транспортных узлах, – на 30%. Реализация мероприятий программы обеспечит рост производительности труда в транспортном комплексе примерно в 1,6–1,7 раза к уровню 2011 года практически по всем видам и отраслями транспорта.
Для решения задач и достижения целей программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая разработку и принятие федеральных законов по развитию конкурентного рынка и обеспечению доступности транспортных услуг, структурное реформирование и развитие видов транспорта, прежде всего пригородного железнодорожного сообщения, а также региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, внутренних водных путей и создание эффективной системы управления государственной собственностью.
Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер. Это заключение долгосрочных контрактов, в том числе контрактов жизненного цикла (такая возможность появилась с этого года), на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры; поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры и формированию государственной тарифной политики в соответствии с объемом бюджетных инвестиций; развитие схем государственно–частного партнерства во всех отраслях и развитие механизмов проектного финансирования с учетом возможностей привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния.
Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели. По расчетам, подвижность населения к 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя. Помимо этого повышение доступности – не только пространственной, но и ценовой – транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, на решение жилищных проблем.
Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры и использование принципов логистики, мультимодальных перевозок, рост производительности труда обеспечат снижение транспортных издержек в цене готовой продукции в среднем до 12%, может быть, чуть больше. Это позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного банка по уровню конкурентоспособности.
Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет и рост экспорта транспортных услуг. «Мы рассчитываем, что он увеличится примерно в два раза, в том числе за счет объема транзитных перевозок, формирования единого пространства от Атлантического до Тихого океана и развития Северного морского пути. К 2020 году объем перевозок будет примерно в 20 раз больше, чем в 2011 году. Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг также возрастет в целом в экономике в 1,3 раза», – отметил министр.
Одно из приоритетных направлений – реализация мероприятий по обеспечению безопасности, что включает повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие единой системы управления воздушным движением. Число происшествий на транспорте в относительных показателях снизится на 30% к уровню прошлого года, комплекс мероприятий по улучшению состояния автомобильных дорог наряду с мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения позволит к 2020 году снизить число погибших в ДТП до 13–14 случаев на 100 тыс. населения.
Проект программы согласован в установленном порядке с Минэкономразвития, другими ее участниками и исполнителями. В ходе разработки программы проведено ее широкое общественное обсуждение, в том числе с привлечением членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Предложения экспертного сообщества учтены в программе.
Министр указал и на ряд неурегулированных вопросов с Минфином России в части финансового обеспечения программы и неравномерности прироста финансирования на отдельных участках ее реализации.
В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров обрисовал ситуацию в авиаотрасли и тезисно раскрыл суть госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год». По его словам, к 2025 году глобальный объем продукции этой индустрии должен увеличиться почти в два раза. Острая конкуренция заставляет лидеров мировой авиаиндустрии непрерывно совершенствовать все элементы авиационной техники и использовать новейшие технологии, конструкции и материалы. Авиационная промышленность стимулирует развитие смежных отраслей и передовых технологий, создавая значительный мультипликативный эффект.
По словам министра, с 2005 года началось существенное увеличение бюджетного финансирования авиационной промышленности. Поддержка отрасли в период кризиса позволила сохранить положительную динамику и обеспечить устойчивость предприятий авиационной индустрии. Удалось многое сделать. Запущен в серию самолет Sukhoi Superjet – первый гражданский самолет, разработанный в постсоветское время. Проект строился на принципах масштабной международной кооперации с ориентацией на мировой рынок. Впервые в России проектирование велось полностью в цифре. Для этого самолета совместно с французскими партнерами был разработан двигатель SaM146. Разработан и проходит государственные испытания военно–транспортный самолет Ил–476. Ведутся работы по созданию истребителя пятого поколения. Был поставлен на вооружение новейший ударный вертолет Ми–28Н. Но, к сожалению, по серийно выпускаемым гражданским самолетам не удалось выйти на запланированные показатели по причине факторов, ограничивающих нашу конкурентоспособность.
Целью представленной госпрограммы является создание конкурентоспособной авиационной промышленности, что обеспечит постепенный рост доли гражданской российской техники на мировом рынке при сохранении позиций в военном сегменте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить четыре ключевые задачи. Во–первых, сформировать организационные условия для эффективного развития отрасли. Отечественные предприятия должны стать компаниями мирового уровня. Необходимо повысить эффективность корпоративного управления и завершить реструктуризацию активов в отрасли. Для обеспечения развития рынка авиационной техники надо сформировать эффективную систему послепродажного обслуживания, развивать систему поставщиков и корпоративные научные центры.
Во–вторых – сформировать конкурентоспособную продуктовую линейку и обеспечить серийный выпуск авиационной техники. В соответствии с заявленными принципами реализации программы государственная поддержка будет сфокусирована на нескольких ключевых проектах. В первую очередь это МС–21, многоцелевой самолет фронтовой авиации пятого поколения. Ведутся работы по созданию перспективного скоростного и легкого вертолета. Причем по легкому вертолету, как сказал Денис Мантуров, мы пошли сознательно на международную кооперацию, поскольку у нас не было достаточно опыта и компетенции по этому сегменту, и мы с партнерами Agusta Westland (итальянская компания) будем совместно создавать этот вертолет. Особенность этого проекта заключается в том, что он будет реализован полностью за внебюджетные средства, и только 20% мы планируем уже на завершающей стадии направить именно на сертификацию и адаптацию к рынку. Также разрабатываются новая интегрированная модульная авионика и перспективные агрегаты в рамках проекта под названием «Полностью электрический самолет».
В–третьих – вывести на современный уровень научно–техническую и производственно–технологическую базу. Программой предлагается внесение изменений в управление отраслевой наукой, что позволит наладить эффективную систему управления научными исследованиями в отрасли, в том числе создать механизм, обеспечивающий координацию в проведении исследований и разработки перспективных технологий между научными организациями и промышленностью. В соответствии с этим подходом завершается работа над созданием единого научно–технического центра имени Жуковского. Предусматривается создание единой структуры, координирующей все научные работы.
И, наконец, в–четвертых – обеспечить доступ предприятий отрасли к рынку капитала, привлечь финансовые ресурсы на условиях, сопоставимых с условиями конкурентов.
В результате реализации программы, считает министр, в отрасли произойдут существенные качественные изменения. В 3,5 раза увеличится выручка предприятий отрасли, в 9 раз вырастет производительность труда, а также изменится структура производства. Должна увеличиться доля российских компаний на мировом рынке.
Обсуждение представленных программ вызвало ряд предложений и замечаний членов кабинета. Вице–премьер Аркадий Дворкович указал на возможность привлечения дополнительного внебюджетного финансирования за счет ресурсов пенсионных накоплений, сложившихся в России, а также средств суверенных фондов других государств, которые готовы вкладывать деньги в долгосрочные инфраструктурные проекты при условии наличия софинансирования. Также он обратил внимание на неравномерность финансирования.
Министр регионального развития Игорь Слюняев считает нужным коснуться вопросов формирования внятной тарифной политики. Речь идет о сквозном тарифе на всех видах транспорта. Россия обладает уникальным транзитным потенциалом, однако понимания по ценообразованию, по тарифам для всех видов транспорта грузовладельцы и по сей день не имеют. Это одна из причин, которая сдерживает транзитный потенциал России.
Крайне важного вопроса – ценообразования в авиастроении – коснулся глава Минобороны Сергей Шойгу. За четыре года цена взлетела по некоторым образцам в три раза, по некоторым – в 3,5 раза. То же касается самолетов: самый минимальный рост цен за очень короткий период – это в два раза. Министр обороны предложил либо принять какую–то единую систему расчета цены, либо вводить второй вариант – конкуренцию за счет другой техники, в том числе и зарубежной, чего делать не хотелось бы.
По окончании заседания правительства состоялся краткий брифинг, в ходе которого министры Максим Соколов и Денис Мантуров ответили на вопросы представителей СМИ.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
06.12.2012