Председатель Правителства РФ Владимир Путин провел видеоконференцию, посвященную содержанию и развитию федеральной автодорожной сети.
В результате разговор вылился в обсуждение проблем функционирования дорожно–строительной отрасли в целом.
Во время прямых включений председателю Правительства РФ были представлены шесть крупных объектов федерального значения, где в настоящее время ведется строительство именно по федеральным программам. В частности, он смог увидеть, в каком состоянии находятся сегодня строительство и реконструкция участка автодороги Санкт–Петербург – Сортавала, обходы городов Новосибирск и Нальчик, мост через реку Вятка у города Мамадыш в Татарстане, а также выслушал доклады по программе развития сельских дорог Волгоградской области.
В совещании приняли участие вице–премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин.
Первыми на связь вышли не дорожные строители, а те, кто пользуется плодами их труда. На экранах мониторов появились прибывшие в Читу участники автопробега «Владивосток – Калининград», которые рассказали председателю Правительства Российской Федерации о том, как выполняются его поручения, данные год назад, по обустройству федеральной трассы Чита – Хабаровск. «В целом дорога находится в удовлетворительном состоянии. Процентов на 80 покрытие удовлетворяет всем нормам, хотя остались еще участки, где идут ремонтные работы, и по ним довольно сложно проехать», – рассказал лидер общественного движения «Убитые дороги» Александр Васильев. Отметил он и недостатки, упомянув, в частности, что в Забайкальском крае на протяжении примерно 50% дороги мобильная связь отсутствует.
Прокомментировать ситуацию со связью на трассе Чита – Хабаровск Владимир Путин попросил министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, который заметил, что оценка является объективной. «Если говорить о проделанной работе, то еще зимой были получены все согласования, выделены необходимые частоты, выполнены проектные работы, решены вопросы с финансированием, – доложил министр. – С началом строительного сезона начали работы на объектах. В IV квартале связь на всей трассе заработает».
Со своей стороны министр транспорта Игорь Левитин напомнил, что протяженность дороги «Амур» составляет 2165 км. Из них 485 км – это участки, которые были построены еще 40 лет тому назад. «В настоящее время разработан и начал практически реализовываться план по их ремонту. В течение ближайших трех лет мы их приведем в нормативное состояние», – пообещал министр.
Картину дорожного строительства на Дальнем Востоке дополнил генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен, который рассказал о том, как идет работа и что сделано на тех участках, где ведет работы его компания.
В дальнейшем слово было предоставлено генеральному директору ОАО «Сибмост» Альберту Кошкину, который ознакомил премьер–министра с ситуацией на участке трассы М–53, прокладываемого в обход Новосибирска, генеральному директору ОАО «Мостотрест» Владимиру Власову, отрапортовавшему об окончании строительства моста через реку Вятку на трассе Москва – Казань – Уфа.
Обход города Нальчик представлял руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин. По его словам, работа была начата еще в 1993 году, и за последующие 12 лет было построено менее половины объекта. А за три года – с 2008–го по 2011 год – была достроена оставшаяся часть – 15 км. На сегодняшний день все работы полностью завершены. «Это первая ласточка по строительству обходов вокруг городов Северного Кавказа. У нас в работе также находится обход города Беслана и в проектировании – обход города Гудермеса», – сообщил Анатолий Чабунин.
У главы Росавтодора Владимир Путин подробнее поинтересовался ценой строительства. Выяснилось, что общая стоимость объекта длиной 27 км за все годы составила 3,1 млрд рублей, то есть получилось чуть больше 100 млн руб-лей за 1 км. В общем, не так дорого, учитывая затянутые сроки, а также 12 искусственных сооружений, расположенных на трассе.
Северо–Запад страны был представлен реконструкцией участка автомобильной дороги Санкт–Петербург – Приозерск – Сортавала – Петрозаводск, которую выполняет федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Северо–Запад им. Н.В. Смирнова» под руководством Андрея Костюка. На октябрь там назначено открытие движения.
О том, как решаются задачи по строительству сельских дорог, узнали на примере Волгоградской области. Обстановку доложил глава администрации Анатолий Бровко, отметивший, что дорожные работы в регионе активизировались. В этом году, в частности, планируется строительство 16 участков автомобильных дорог общей протяженностью 48 км, которые соединят 12 населенных пунктов, где проживают 3 тыс. 309 человек. В 2012 году планируется довести цифру уже до 88 км.
Резюмируя все сказанное на видеоконференции, вице–премьер Сергей Иванов уточнил, что участникам в этот день показали далеко не все значимые для страны объекты, где сейчас ведется строительство по федеральным программам. По его словам, сегодня также ведется капитальный ремонт участка федеральной трассы от Читы на запад через Иркутскую область на Красноярск. Другим таким объектом является трасса Владивосток – Хабаровск, которая тоже сильно обветшала. Поставлена цель довести ее в нормативном плане хотя бы до уровня, соответствующего трассе Чита – Хабаровск.
При этом Минтранс делает все для того, чтобы при выделении средств на строительство, капитальный ремонт дорог учитывались климатические особенности каждого региона. Если регион северный, то все основные работы надо завершать к сентябрю или, как в Сибири, к октябрю. «В декабре или в январе класть асфальт – это просто закапывать деньги», – высказал свою позицию Сергей Иванов.
Говоря о финансировании, он уточнил, что на 2011 год по отрасли на дорожное хозяйство и автомобильный транспорт в федеральном бюджете выделено 309 млрд рублей, в том числе на строительство, капитальный ремонт и содержание тех федеральных дорог, которые находятся в ведении Минтранса. Таким образом, до конца года планируется по стране ввести 208 км новых федеральных дорог и 6,3 тыс. м искусственных сооружений – мостов и тоннелей. Что касается следующего, 2012 года, то с Минфином предварительно согласовано выделение на эти же цели уже 364 млрд рублей.
В заключение выступления Сергей Иванов рассказал участникам мероприятия, как обстоят дела с подготовкой нового законопроекта, который позволит дорожникам заключать контракты так называемого жизненного цикла. В случае его принятия компания, которая выигрывает подряд на строительство или капитальный ремонт дороги, будет в дальнейшем отвечать за ее эксплуатацию. В результате у нее появится стимул делать свою работу как можно лучше, поскольку не придется тратиться на поддержание дороги в нормативном состоянии. «В настоящее время этот законопроект подготовлен, внесен в правительство, – уточнил вице–премьер. – На одном из ближайших заседаний правительства мы его рассмотрим, после чего направим в Государственную думу».
В заключение разговора Владимир Путин высказался о значимости дорожной отрасли: «Не буду говорить о том, как она недофинансировалась на протяжении столетия в России. Не буду говорить о том, что такое вообще дороги для такой страны с огромной территорией, как Российская Федерация. В целом и на уровне общественных структур, и на уровне официальных органов власти и управления об этом говорится постоянно. Глаза боятся, а руки делают. Нужно работать. Нужно работать, исходя из тех объемов денежных средств, которые мы можем направить на цели дорожного строительства. Но делать все нужно с умом, качественно, в срок, и тогда люди заметят изменения к лучшему. Я прошу подготовить проект поручения по результатам нашего сегодняшнего обсуждения с учетом того, что прозвучало – и прежде всего прозвучало из Читы. Я думаю, надо обратить внимание на то, что было сказано людьми, которые своими глазами на месте смогли ознакомиться с тем, как обустраиваются трассы и как они выглядят.
Я хочу пожелать успеха автомобилистам, которые продолжают свой маршрут по дорогам Российской Федерации, и буду с нетерпением ждать отчета о том, что и как делается, какие есть замечания у людей, которые пользуются дорожной сетью страны. А потом еще раз соберемся в другом или более широком составе и поговорим о том, что нужно сделать нам вместе для того, чтобы исправлять огрехи, как выходить на более качественную работу, более масштабную. Всем большое спасибо. Удачи!»
Сергей СИНЮТИН,
обозреваль «ТР»