В минувшее воскресенье в историю дружбы и сотрудничества России и Финляндии была вписана еще одна страница – между государствами было открыто регулярное прямое скоростное железнодорожное сообщение. Первый состав скоростного поезда Allegro преодолел расстояние между Хельсинки и Санкт–Петербургом за 3,5 часа: именно столько времени понадобится теперь туристам, бизнесменам, политикам, чтобы не только проехать из страны в страну, но и пройти пограничные и таможенные формальности.
Накануне торжественного события в Санкт–Петербурге статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов и статс–секретарь Министерства транспорта и связи Финляндской Республики Харри Пурсиайнен подписали протокол между этими ведомствами о внесении изменений в Пограничное железнодорожное соглашение, которое действовало с 1947 года. Теперь оно дополнено разделом, регламентирующим проведение технического осмотра подвижного состава при осуществлении скоростного железнодорожного пассажирского сообщения между Санкт–Петербургом и Хельсинки, а также упорядочивающим и ускоряющим пересечение поездами Allegro российско–финляндской границы.
В этот же день в Москве, в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, состоялось вручение сертификата на эксплуатацию подвижного состава Allegro руководству компании Alstom. Стороны заявили об успешном завершении сертификационной программы, которая включала более 150 испытаний. Согласно их результатам поезд Allegro полностью соответствует действующим в России нормативным документам и может быть запущен на скоростном участке.
Тем временем в Хельсинки, в железнодорожном депо Илмала, завершались последние приготовления к запуску первого состава. Выбор для осуществления эксплуатации и ремонта Allegro финляндского депо был обусловлен тем, что местные железнодорожники уже имеют большой опыт и все необходимое для работы с поездами семейства Pendolino, на платформе которых Alstom производит Allegro. В Илмале одновременно на обслуживании могут находиться четыре состава по 8 вагонов каждый. И это помимо тех поездов, которые используются на внутренних рейсах. Сейчас в депо трудятся без выходных, смена длится 12 часов. С того момента, как Allegro начнет курсировать не два, а четыре раза в сутки, депо перейдет на круглосуточную работу.
Проводы первого состава из Хельсинки были организованы как самый настоящий национальный праздник: выступления известных музыкантов и актеров в центральном концертном зале столицы Финляндии, представление на перроне, торжественный митинг и пресс–конференция главных виновников торжества. Президент VR Group Ltd (Железные дороги Финляндии) Микаэл Аро назвал открытие международного скоростного движения началом новой эры в транспортном бизнесе. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что очень символично то, что это происходит в дни 140–летия открытия железнодорожного сообщения между Хельсинки и Санкт–Петербургом. И если еще несколько лет назад казалось невероятным создание единой Европейской скоростной системы, то сейчас в этой части уже начинается интеграция России в Европу.
Участники пресс–конференции поделились ближайшими планами. В 2011 году на этом направлении, предположительно, будут перевезены 250 тыс. пассажиров. И это вполне вероятно, ведь еще до открытия движения спрос на него едва ли не превысил предложение. По словам главы дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрия Пегова, уже раскуплены билеты на 29 и 30 декабря. Более того, на праздники с 12 декабря по 15 января билеты почти разошлись. В основном интерес проявляют бизнесмены и туристические агентства. Возможно продление маршрута и до Москвы, но целесообразность этой идеи покажет будущее. Также в Финляндии анализируют ситуацию на предмет продления скоростного движения из Санкт–Петербурга и в другие города страны. А Россия проявила еще одну инициативу: в адрес премьера страны от российских железнодорожников отправлено письмо с предложением ввести режим безвизового пребывания иностранцев – пассажиров Allegro на территории России в течение 72 часов. Такая возможность уже есть у пассажиров паромов, прибывающих в Санкт–Петербург, почему бы не сделать то же самое для поезда?
Самый первый Allegro стартовал из финской столицы с высокопоставленными гостями на борту, среди которых были президент Финляндии Тарья Халонен, представители ОАО «РЖД», VR Group, Alstom. В Выборге к ним присоединились премьер–министр РФ
Владимир Путин, а также вице–премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин и министр финансов Алексей Кудрин. Во втором «первом» поезде проследовали обычные пассажиры и журналисты, получившие памятные дипломы об этой поездке. Они и стали свидетелями прохождения пограничных и таможенных процедур, а также оформления возврата денег по чекам Tax Free в пути следования. Это, несомненно, очень удобно с точки зрения ускорения пересечения границы, ведь именно эта договоренность сторон позволила значительно сократить время в пути. Однако нюансы стоит доработать: удержать пассажиров в кресле практически на все время поездки, в течение которого по составу передвигаются группы то финских, то российских пограничников и таможенников, невозможно. Поэтому тех, кто решил воспользоваться услугами Allegro, как то детская комната или бар, периодически останавливали и просили вновь показать документы. Кроме того, если финские пограничники улыбались, мгновенно сканировали штрих–код паспорта и штамповали его на коленке, то российские перекрыли проходы тяжеловесными столиками с компьютерами, куда «вбивали» имена и отчества вручную.
Есть некоторые замечания и к производителям Allegro. Система принудительного наклона кузова для компенсации центробежного ускорения при прохождении кривых на высоких скоростях вагону, конечно, опрокинуться не позволяет. Но не удерживает от падения стоящих пассажиров, для которых в этот момент не оказалось подходящих поручней. Впрочем, кривых со столь маленьким радиусом было несколько. А по прибытии из Хельсинки в Санкт–Петербург всего лишь через 3,5 часа эти мелкие недочеты и вовсе забылись.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
Хельсинки – Санкт–Петербург – Москва