и технологий.
24 января в аэропорту Домодедово террорист–смертник подорвал взрывное устройство. В результате взрыва погибли 35 человек. 116 человек находятся в 25 лечебных учреждениях Москвы и Московской области.
В тот же день министр транспорта РФ Игорь Левитин провел оперативное совещание, на котором обсуждались вопросы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В совещании приняли участие заместители министра, руководители подведомственных Минтрансу России агентств и службы, представители ФСБ России и МВД России.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Игорь Левитин распорядился принять неотложные меры по усилению охраны и обеспечению безопасности объектов транспортного комплекса.
В частности, министр поручил провести внеплановые инструктажи нарядов вневедомственных охран, ЧОПов, служб безопасности с участием руководителей предприятий и организаций транспорта, обратив особое внимание на предупредительные меры, исключающие возможность совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, повышение бдительности при выполнении охранных функций, усиление пропускного и внутриобъектового режимов.
Кроме того, будут проведены дополнительные проверки эффективности работы инженерно-технических средств охраны, систем видеонаблюдения и связи.
Министр также поручил обеспечить тесное взаимодействие с подразделениями ФСБ России, МВД России, МЧС России на местах.
* * *
В Минтрансе России состоялся брифинг, в котором приняли участие заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков и заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.
Кто в ответе за обеспечение безопасности в той зоне аэропорта Домодедово, где произошел теракт? Отвечая на этот вопрос, Владимир Черток напомнил о событиях августа 2004 года, когда террористы–смертники взорвали два самолета. На тот момент в России действовали правила по авиационной безопасности, которые строго соответствовали международным стандартам ИКАО. До тех трагических происшествий авиационному сообществу приходилось иметь дело с угонами воздушных судов, другими инцидентами, но чтобы на борту оказались смертники – такого еще не бывало. Появился новый вид угроз, потребовавший выстраивания новой системы безопасности. Главной ее задачей стало – не допустить на борт смертников.
Одна из причин, позволивших террористам пройти в самолеты, – использование взрывчатых веществ, которые в то время существующими техническими средствами контроля не обнаруживались. И такая ситуация сложилась не только в России, а во всем мире. Именно поэтому специальным распоряжением Ространснадзора был введен предполетный досмотр пассажиров. Впрочем, это стала лишь одним из звеньев усиления мер безопасности на транспорте. Соответствующим образом была доработана нормативно–правовая база, объекты авиационной инфраструктуры были оснащены более совершенными техническими средствами контроля. Были также четко распределены функции между службами авиационной безопасности аэропортов и органами внутренних дел. Все эти меры позволили выстроить защиту воздушных судов от террористов.
То, что случилось в Домодедово, считает Владимир Черток, это новый вид угроз. Он потребует адекватных мер, внедрения новых технических решений и технологий. Вместе с тем понятно, что только техническими средствами обеспечить эффективную защиту невозможно. Уже известно, что «рамки» при входе в здание не сработали, дала сбой и система контроля со стороны сотрудников милиции. Вновь приходится говорить о «человеческом факторе». Между тем совместным решением Минтранса и МВД органы внутренних дел сегодня контролируют всю цепочку безопасности. Они участвуют в предполетном и послеполетном досмотре, производят досмотр при входе в здания аэропортов. Так – по нормативным актам, а «по жизни»?
В компетенции аэропортов – предоставление технических средств контроля и персонала по обслуживанию этого оборудования. Кого и как досматривать – прерогатива милиции. Службы авиационной безопасности аэропортов имеют право только предполетного досмотра. Причем, если возникает необходимость личного досмотра гражданина, он проводится опять же сотрудниками милиции.
Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков отметил, что аэропорт Домодедово руководствуется технической инструкцией, в которой прописаны вопросы взаимодействия с милицией. В данном случае, кто и что сделал «не так», определит следствие.
Говоря о введении тотального контроля при входе на территорию аэровокзалов, Андрей Недосеков отметил, что любые действия несут с собой экономические последствия. Подобная мера потребует очень серьезных вложений в технические средства, увеличения персонала и подразделений МВД, и службы безопасности аэропортов. Часть затрат возьмет на себя федеральный бюджет, а часть переложится, в конечном счете, на стоимость авиабилетов. Здесь нужно найти золотую середину.
Андрей Недосеков рассказал журналистам о программе по обеспечению безопасности на транспорте, разработанной Минтрансом совместно с МЧС. Она принята в июле минувшего года и рассчитана на 2010–2013 годы. В программе выделены пилотные зоны для отработки новых мер и средств обеспечения безопасности. Речь, в частности, идет о станциях метро, высокоскоростных железнодорожных магистралях, железнодорожных и автовокзалах. Требования безопасности сегодня учитываются уже на стадии проектирования объектов транспорта.
В настоящее время, сообщил заместитель министра, готовится ряд нормативных документов, касающихся перевозки пассажиров, особо опасных грузов. Они также позволят повысить эффективность защиты транспортного комплекса от преступных посягательств.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
Фото ИТАР–ТАСС