Министр транспорта Московской области Александр Зайцев провел презентацию проекта «Наземное метро: организация пассажирского пригородного сообщения на Московском железнодорожном узле». Отправляясь на презентацию, я полагал, что речь пойдет о скоростном трамвае. В СМИ уже сообщалось о планах прокладки для него линий на автомобильных магистралях по новой, присоединенной к столице территории и на подмосковных трассах, о том, где и когда появится этот новый вид транспорта в столичном регионе и как поможет он разрешить непростые транспортные проблемы, возникшие в регионе. На презентации я надеялся услышать от министра транспорта Московской области, как реализуются намеченные планы. Однако оказалось, что Александр Зайцев рассказал о совершенно ином, более масштабном проекте развития железнодорожной инфраструктуры Московского узла и радиальных участков столичной области. Причем он нисколько не подменяет планов организации движения скоростного трамвая по автомобильным дорогам, и со временем оба проекта вполне могут объединиться, поскольку решают идентичные задачи – улучшить условия городских и пригородных пассажирских перевозок.
– Транспортная система и на Московском узле, и в области работает со значительными перегрузками – от 110 до 150%. Это касается и железнодорожного, и автомобильного, и городского общественного, и скоростного подземного, словом, всех видов пассажирского транспорта, – с таких слов начал разговор Александр Зайцев. – В этой связи была разработана программа развития Московского железнодорожного узла на 2012–2020 годы, основой которой является проект с рабочим названием «Наземное метро». Подчеркиваю – с рабочим названием. В настоящее время годовая пропускная способность крупнейшего в стране узла составляет 600 млн пассажиров, из области в столицу на работу и по личным делам ежедневно ездят до 1,6 млн человек. Реализация проекта позволит увеличить его пропускную способность до 825 млн пассажиров.
Александр Зайцев раскрыл суть проекта «Наземное метро». По нему предстоит реконструировать Малую московскую кольцевую железную дорогу. Для развития пропускной способности радиальных направлений, а их – 10, планируется реконструировать Большое московское окружное кольцо: будут построены 228 дополнительных железнодорожных путей, по столичной области из них проложат около 125 км. Кроме того, запланировано построить 48 пригородных станций «легкого наземного метро». Первую из них, Ухтомскую, на Казанском направлении, предстоит сдать в эксплуатацию до 2017 года.
Новый скоростной вид транспорта, по словам министра, соединит более 10 городов Подмосковья, пройдет через все крупные мегаполисы региона: Химки, Мытищи, Реутов, Видное и Красногорск. Конечные станции будут расположены в городах Крюково, Шереметьево, Пушкино, Железнодорожный, Балашиха, Люберцы, Домодедово, Одинцово и Нахабино. Скоростной вид сообщения избавит жителей области от необходимости толкаться на перронах, набиваться, как сельди в бочки, в душные электрички и позволит в комфортных условиях добираться до московских железнодорожных вокзалов – без светофоров, пробок и задержек. Для «наземного метро» на Демиховском заводе построят новые современные вагоны. Правда, они будут больше похожи на привычные всем железнодорожные вагоны, но их оборудуют кондиционерами, системами безопасности. Появятся в скоростных экспрессах и туалеты для пассажиров. Так что это будет «наземное метро» не по форме, а по содержанию. В утренние и вечерние часы пик интервалы между движением поездов составят не более 3–4 минут. Чтобы рассчитать время поездки с учетом пересадки на железную дорогу из машины, автобуса, такси и других видов, пассажирам станет не обязательно заглядывать в расписание движения поездов.
Кстати, все, безусловно, помнят, что ранее были озвучены перспективы развития столичного метрополитена и объявлено, что подземное метро появится в ряде подмосковных городов. В частности, в Мытищах, Реутове, Балашихе. Судя по всему, планы в этом направлении изменились. Врио губернатора Московской области Андрей Воробьев недвусмысленно дал понять, что подземного метро из–за дороговизны проекта в этих городах не будет. Неясной остается ситуация и с реализацией проекта строительства линии скоростного трамвая вдоль шоссе по территории Перово и Ивановского от станции метро «Шоссе Энтузиастов» до города Балашиха протяженностью более 20 км с подключением действующей трамвайной сети. На маршруте запланировано соорудить 12 остановочных пунктов, 6 из них на территории Москвы. Намечалось привлечь для строительства внебюджетные средства. Разговоры об этом ведутся уже лет пять, однако инвесторы не спешат раскошеливаться, и проект до сих пор не запущен в производство.
Что касается проекта «Наземное метро», то, по словам Александра Зайцева, его финансирование определено на балансе ОАО «РЖД». Общая стоимость проекта оценивается в 236 млрд рублей. Средства на его реализацию поступят из федерального и областного бюджетов. 30% расходов приняло на себя ОАО «РЖД». Железнодорожники возьмутся и за строительство линий. А правительства Москвы и области будут помогать им в выделении земли, развитии инфраструктуры.
– Согласно планам, – проинформировал Александр Зайцев, – первую линию, которая пройдет вдоль железнодорожных путей Ленинградского направления через Химки до Крюково и Поварово, намечено сдать в эксплуатацию до 2014 года. Работы здесь уже ведутся. 54,8 млрд рублей направлено на реконструкцию Малого кольца МЖД, еще 21,5 млрд выделено на реконструкцию участка 81–й км – Дмитров – Икша – Поварово Большого московского окружного кольца. По нему станут направляться грузовые составы в обход столицы на расстоянии в 50–70 км от нее. Реконструкцию северной части Большого кольца планируется завершить к 2017 году. Это сделает возможным создание «наземного метро» в Подмосковье.
На презентации глава регионального минтранса огласил и такие факты. На развитие радиальных направлений выделят 159,8 млрд рублей. Наибольший объем работ предстоит выполнить на Курском, Павелецком и Казанском направлениях. Дешевле всего обойдется строительство на Смоленском, Ярославском, Киевском и Октябрьском направлениях. Для создания «наземного метро» потребуется сформировать из новых вагонов, которые построят на Демиховском заводе, специализирующемся после распада СССР на выпуске отечественного электроподвижного состава, около 120 поездов.
– Как и любой инновационный проект, он имеет не только положительные моменты. К сожалению, есть и несколько отрицательных факторов, – отметил министр. – С пуском «наземного метро» может значительно осложниться жизнь автомобилистов. Уже сегодня люди, которые живут в области и передвигаются на автомобилях, зачастую просто не успевают пересекать железную дорогу перед мчащимися один за другим поездами. У железнодорожных переездов, особенно в часы пик, выстраиваются километровые очереди автомобилей. А что будет, когда интервал в движении скоростных экспрессов сократится до 3–4 минут? Сегодня находятся среди автомобилистов и пешеходов нетерпеливые люди, которые пересекают железнодорожное полотно, грубо нарушая правила безопасности. В прошлом году из–за этого пострадали в нашей области 1600 человек, 800 или 900 из них погибли. Самое печальное, что среди погибших есть и дети, которые берут пример с нас, взрослых, со своих родителей.
Так есть ли выход из этого положения? Есть, конечно, но для этого, как заявил Александр Зайцев, потребуется реконструировать и построить 33 пешеходных перехода через железнодорожные пути, причем не одноуровневые, которые есть сейчас, а многоуровневые, как наземные, так и подземные. А также – 40 путепроводов. А чтобы владельцы личных автомобилей могли спокойно оставить свою машину на перехватывающих парковках и пересесть в поезд, по расчетам экспертов, потребуется создать на них дополнительно около 80 тыс. машино–мест. Для пассажиров железнодорожного транспорта они будут бесплатными, а для остальных – сравнительно недорогими. Создание транспортно–пересадочных узлов позволит объединить парковки для частных автомобилей и такси и уменьшить пассажиропоток на станциях, которые сегодня перегружены и с трудом принимают и пропускают пассажиропоток.
– Пока финансирование этих работ в проекте «Наземное метро» не предусмотрено, – сказал Александр Зайцев. – Так что смету расходов, скорее всего, придется пересмотреть в сторону увеличения. Мы рассчитываем привлечь к реализации намеченных мер частных инвесторов. К 2020 году мы будем в нашей области иметь транспорт для пассажиров, сопоставимый с московским подземным метро. И многие проблемы, с которыми приходится сегодня сталкиваться в пригородном пассажирском сообщении, останутся позади. Нам тоже хочется верить и надеяться, что все запланированные работы в проекте «Наземное метро» будут выполнены в намеченные сроки и в полном объеме.
Владимир ЧИСТОВ
15.08.2013