главной подземной
транспортной артерией –
метрополитеном?
В начале июня произошла авария в перегоне между метро «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина». Следом – новое ЧП. В самый час пик парализовало Серпуховско–Тимирязевскую ветку метрополитена. И вновь дело в электрике. То ли самопроизвольное отключение электроснабжения (проще говоря, «пробки выбило»), то ли произошло замыкание контактного рельса – специалистам еще предстоит выяснить подробности. Однако у пассажиров, вынужденных толкаться на станциях метро в давке и духоте, возникает закономерный вопрос: что не так с нашей главной подземной транспортной артерией?
Если посмотреть на цифры, то ситуация с финансами у ГУП «Московский метрополитен» выглядит вполне благополучно. Годовая прибыль свыше 5,96 млрд рублей, больше полутора миллиардов пассажиров, оплативших поездку. Общая выручка за 2011 год (за 2012–й цифр еще нет) – 64,6 млрд рублей. Может быть, ГУП экономит на ремонте? Вовсе нет. На 2013 год на статью «ремонт тяговых и понизительных подстанций, капремонт и замена оборудования кабельной и осветительной сети» заложено 354 млн рублей. Кроме того, в бюджете подземки запланировано выделение еще 30 млн рублей на разработку проектно–сметной документации проекта реконструкции диспетчерской системы службы электроснабжения на Сокольнической линии.
А как обстоят дела с освоением выделенных средств? В ответе на этот вопрос и таится корень проблемы. В 2012 году по статье «Тяговые и понизительные подстанции, капремонт и замена оборудования кабельной и осветительной сети» план составил 329 млн рублей, а факт освоения – всего 230,5 млн рублей! Не потрачены до конца деньги на выполнение работ по установке накопителей энергии на тяговых подстанциях Т–23 и Т–24 Филевской линии, есть трудности с оборудованием склада № 10 «Красные ворота» пожарной сигнализацией и т. д. и т. п. (см. табл.). Невыполнение бюджета ремонта почти на сто миллионов рублей по всему ГУП привело к тому, что в 2011 году были 24 пробоя кабеля по всей линии, а в 2012–м – уже 40! То есть рост почти в два раза. Как мы видим, в 2013 году ситуация остается тяжелой, и пассажиры вынуждены «платить» своими временем и здоровьем за просчеты руководства ГУП «Московский метрополитен». Нельзя сказать, что в ГУП ничего не делают.
7 июня по результатам расследования причин возгорания на «красной ветке» был уволен начальник службы электроснабжения метрополитена, главному инженеру был объявлен выговор. Однако странным выглядит тот факт, что масштабное невыполнение плана произошло в прошлом году, а «стрелочников» уволили только в июне нынешнего.
Впрочем, представляется, что проблема лежит глубже. Московское метро – огромная, трудноуправляемая структура с многочисленными департаментами и отделами. Кроме того, подземка очень сильно перегружена и ей, как воздух, требуются новые ветки, включая третий пересадочный контур и приспособление Малого кольца Московской железной дороги под пассажирские перевозки. Все это делает неизбежным привлечение в метро частного инвестора, который будет замотивирован улучшать качество перевозок и не будет отягощен столь большой бюрократией. И, кстати, такой инвестор (или инвесторы) скоро появится. В мае 2013 года Московским правительством было объявлено о проведении конкурса на обслуживание вагонов Калининской линии ГУП «Московский метрополитен» в рамках пилотного проекта на базе электродепо «Новогиреево». По его итогам правительство Москвы примет решение о постановке на обслуживание всех новых вагонов метро по контракту полного жизненного цикла, как это сделано для поездов «Сапсан». В случае успешной реализации проекта следующий логичный шаг – передача в управление частным компаниям электрического оборудования перегонов между станциями. При таком сценарии развития ситуации всегда будет с кого спросить рублем за поломки и аварии.
Отчет о выполнении плана реконструкции
основных фондов службы электроснабжения
ГУП «Московский метрополитен» за 2012 год
Алексей Вязовский,
Сергей Парсегов
04.07.2013