на общественном транспорте.
Признаюсь, был приятно удивлен началом работы выставки «ЭкспоСитиТранс–2012». Торжественная часть ее открытия началась с… исполнения вальса из всенародно любимого фильма «Берегись автомобиля». Исполнили его, причем великолепно, не профессиональные артисты танцевального жанра. А обошлись, так сказать, собственными силами – дуэтом Алексея Дьячкова и Елизаветы Фроловой, представителей команды организаторов выставки.
Впрочем, налет ретро присутствовал на протяжении всего мероприятия. Тому способствовали многочисленные экспонаты, экскурсоводы, одетые в костюмы прошлой эпохи. Вместе с тем по насыщенности новыми моделями, техническими разработками выставка превзошла все самые смелые ожидания как участников, так и посетителей.
Знаковое событие
Со 2 по 4 октября 2012 года в МВЦ «МосЭкспо», павильон № 75 на территории ВВЦ (Всероссийского выставочного центра), состоялись крупнейшие в Европе события в сфере общественного транспорта: 2–й Евразийский конгресс и выставка «ЭкспоСитиТранс». Именно на ее площадке встретилось прошлое и будущее общественного транспорта. Мероприятие собрало более 100 транспортных компаний. Общая масса выставочных образцов превысила 500 тонн. Интеллектуальный же «вес» новых разработок сложно переоценить.
Организаторами мероприятия стали крупнейшие предприятия – ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», а также современный выставочный комплекс ГУП «Московский центр внедрения достижений науки и техники «Москва».
В рамках конгресса состоялись сессии, конференции и «круглые столы» по самым актуальным вопросам развития транспортной отрасли в Евразии.
На выставке были представлены инновационные разработки в транспортной сфере, достижения в области обслуживания и эксплуатации транспорта, оригинальные инфраструктурные и технические решения. Общая выставочная площадь составила
14 500 м2, площадь экспозиции – 7000 м2.
Девиз конгресса 2012 года – «Развитие общественного транспорта – надежный путь повышения качества жизни в наших городах».
Городское население России составляет 73% от общего числа ее жителей. Вопросы состояния и развития городского общественного транспорта, а в более широком аспекте – городской мобильности граждан актуальны для миллионов людей. Как для тех, кто ежедневно пользуется городским общественным транспортом, так и для тех, кто предпочитает передвигаться по городу на личном автомобиле.
Сложно переоценить значение общественного транспорта: от стратегии его развития зависят экономика городов, состояние окружающей среды, безопасность граждан, решение множества социальных вопросов, а в конечном счете – общее повышение качества жизни людей. Конгресс 2012 года был призван осветить весь спектр этих и других вопросов.
Выставка «ЭкспоСитиТранс–2012» стала уникальной возможностью для промышленных предприятий стран Евразии и дальнего зарубежья привлечь внимание различных общественных структур к тематике общественного транспорта, продемонстрировать потенциальным покупателям – городским администрациям и транспортным предприятиям – последние достижения, инновационные технологические решения, новейший подвижной состав всех видов общественного городского транспорта.
Широкий спектр участников выставки был определен самой спецификой. В ней приняли участие сотни специалистов в области общественного транспорта – руководителей транспортных предприятий, представителей органов власти, курирующих общественный транспорт, компаний–производителей подвижного состава и комплектующих, поставщиков программных продуктов и услуг.
В торжественной церемонии открытия конгресса и выставки приняли участие министр транспорта Московской области Александр Воробьев, заместитель мэра Москвы руководитель департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, директор региональных офисов Международного союза общественного транспорта (МСОТ) Тони Дюффе, генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов, генеральный директор ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин, генеральный директор ГУП города Москвы «Московский центр внедрения достижений науки и техники «Москва» Андрей Белянкин.
В своем приветствии заместитель мэра столицы Максим Ликсутов отметил:
– Москва – один из крупнейших в Европе городов по потреблению общественного городского транспорта. Более 50% парка обновлено только за последние два года, и московские транспортные компании, правительство столицы, несомненно, заинтересованы в дальнейшем развитии рынка транспортных услуг. На эти цели в бюджете заложены немалые средства – 15,4 миллиарда рублей.
Важность проведения подобных мероприятий подчеркнул Александр Воробьев: «Сегодняшнее мероприятие – общая площадка для обсуждения насущных проблем. Выставка станет очередным шагом для установления взаимовыгодных связей всех участников рынка».
По мнению Тони Дюффе, транспортная инфраструктура Москвы занимает огромное пространство, которое должно быть отдано жителям. «Для того чтобы Москва оставалась процветающим городом, мы должны развивать общественный транспорт. Будет обидно, если город разрушат проблемы с транспортом, поэтому Москва, как и другие евразийские города, должна стремиться вернуть город жителям. Для развития общественного транспорта основополагающим моментом является его экономическая выгода. Сейчас во всем мире наметилась тенденция, когда не только грузоперевозки выгодны, но и перевозка пассажиров становится прибыльным делом. Следовательно, привлекательным для потенциальных инвесторов», – считает он.
Андрей Белянкин подчеркнул, что выставка и конгресс станут значимыми событиями в области стратегического развития общественного транспорта: «Невозможно недооценить важность развития общественного транспорта в Москве. Мы горды, что имеем отношение к созданию данного конгресса и выставки, в рамках которых представлены новые концептуальные взгляды по развитию транспортной инфраструктуры города».
Во время конгресса для гостей и участников выставки проводились тематические сессии, семинары и тренинги. Среди заявленных и обсужденных тем – «Повышение уровня мобильности в городах Евразийского региона», «Новые информационные и коммуникационные технологии», «Снижение автобусных выбросов в окружающую среду», «Автоматическое метро и его технологии», форум «Что думает об общественном транспорте современная молодежь?». С докладами выступили руководители и топ–менеджеры крупнейших отечественных и европейских компаний, действующих на рынке общественного транспорта. В ходе дискуссий и обсуждений делегаты получили возможность обменяться мнениями и опытом.
Выставка оказалась интересна не только профессионалам, но и собственно пассажирам общественного транспорта. Гости смогли прокатиться на новейших моделях по территории ВВЦ, для школьников были организованы специальные познавательные и ориентированные на выбор будущей профессии экскурсии. В рамках мероприятия также прошли концерты и конкурсы. Приятным дополнением стала уникальная коллекция ретротроллейбусов и автобусов, которые возили москвичей в довоенные и послевоенные годы.
Евразийский конгресс и выставка предоставили профессионалам в области общественного транспорта возможность широкого обмена опытом, а также продемонстрировали примеры практического решения конкретных задач и эффективного продвижения новаторских идей.
Крупнейший оператор российских пассажирских перевозок – ГУП «Мосгортранс» продемонстрировал на выставке новинки пассажирского транспорта и уникальные модели ретроавтомобилей. Среди новинок: низкопольные троллейбусы СВАРЗ–МАЗ 203 ТМ и СВАРЗ 623М, современный остановочный павильон с электронным табло и солнечными батареями; комплекс для зарядки электромобилей и электрозаправочная станция, разработанная совместно с НПО «Энергия».
В рамках выставки состоялась презентация новых разработок в прокладке контактной сети и вариантов конструкции трамвайных путей.
Основу экспозиции в этом году составила ретротехника ГУП «Мосгортранс». На площадке перед входом в выставочный павильон разместились 17 единиц ретротранспорта, среди которых: знаменитый троллейбус МТБ–82, трамвайный вагон «Ф», послевоенные советские автобусы ЗиС–154 и ЗиС–155, уникальный «Икарус–180» и другие образцы московского пассажирского транспорта прошлых лет. На своей площадке в павильоне № 75 ГУП «Мосгортранс» разместил 8 уникальных ретромашин: автомобиль ГАЗ–12 (ЗиМ), грузовики ГАЗ–АА («полуторка») и «Шевроле G–7107», автобусы ЗиС–5 и ЗиС–8, троллейбус ВСХВ и легендарную «конку».
На выставке «ЭкспоСитиТранс» был представлен городской полунизкопольный автобус, ставший победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Автобус года» MAN Lion’s City LE (A78) – длиной 11,8 м, общей вместимостью 100 пассажиров, соответствующий стандарту Евро 4. Автобус оснащен двигателем MAN D0836 LOH 55, мощностью 280 л. с. и автоматической коробкой передач ZF EcoLife. Для эксплуатации в российских условиях городской автобус оснащен специальным «Холодным пакетом – 35С». В конструкции автобуса предусмотрено наличие механического откидного пандуса для заезда детских или инвалидных колясок, система книлинга, гарантирующая беспрепятственный вход и выход пассажиров.
Слово об участниках
ГУП «Московский метрополитен» анонсировал на своем стенде новейшую схему строительства метрополитена, показал архитектурные модели строящихся станций, продемонстрировал видеоматериалы об уникальных технологиях реконструкции гидроизоляции, новые технологии в производстве путевых работ.
ОАО «Московская кольцевая железная дорога» представило проект «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги».
ОАО «Башкирский троллейбусный завод» (ОАО «БТЗ») занимается производством троллейбусов, кузовов троллейбусов, запасных частей для городского электротранспорта и работает на этом рынке более 30 лет. Троллейбусы, произведенные в Уфе, отличаются надежностью, удобством в эксплуатации и обслуживании. Машины имеют кузов вагонного типа с качественным антикоррозионным и лакокрасочным покрытием, выдерживающим большие перепады температур, повышенную степень защиты от поражения электрическим током, энергосберегающую систему управления тяговым приводом.
В настоящее время ОАО «БТЗ» выпускает троллейбусы трех моделей, каждая модель имеет три модификации. Особое внимание конструкторы и инженеры уделяют вопросам доступности. Иными словами, люди с ограниченными возможностями в обязательном порядке должны иметь доступ к общественному транспорту.
Среди иностранных участников из ближнего зарубежья был и ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», который по праву считается одним из крупнейших и старейших производителей транспортных средств (в том числе подвижного железнодорожного состава) на Украине. Здесь объединились более чем вековой опыт крюковских вагоностроителей и все то лучшее, что было достигнуто в прошлом, с возможностями и достижениями настоящего. Сегодня «Крюковский вагоностроительный завод» – это уникальное высокотехнологическое предприятие с полным циклом – от генерированной коммерческой и технической идеи до поставок готовых изделий.
Значительный производственный потенциал завода, тесное многолетнее сотрудничество с научно–исследовательскими институтами Украины и стран СНГ позволяют изготавливать и предлагать потребителю высокоэффективную и простую в эксплуатации продукцию.
Сегодня в активе предприятия разработка и изготовление широкой гаммы магистральных грузовых и пассажирских вагонов, запасных частей, тележек и колесных пар, скоростных дневных межрегиональных поездов локомотивной тяги и скоростных межрегиональных двухсистемных электропоездов, железнодорожных колес и осей по отечественным и международным стандартам, в том числе по стандартам UIC и AAR, вагонов метро, поэтажных и тоннельных эскалаторов, запасных частей для вагонов метро и метрополитенов, дорожно–строительной техники, изготовление режущего и мерительного инструмента, запасных частей для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, шахт, горнообогатительных комбинатов, сварных металлоконструкций.
Одна из особенностей нынешнего производства предприятия – возможность быстрой переналадки на выпуск новой продукции. Пример этому – освоенный в кратчайшие сроки промышленный выпуск отечественных пассажирских вагонов и право стать базовым предприятием по их изготовлению. Уверенному развитию ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» способствует также постоянное стремление коллектива к высокому качеству производимой продукции, что подтверждено сертификатами качества ISO 9001 и AAR, следование неизменным принципам – от принятых решений к конечному результату, подтверждение своей репутации надежного партнера.
Судя по экспонатам, вопросы безопасности находились на лидирующих позициях при организации выставки. Так, компания «Нейтронные технологии» разработала переносной комплекс ДВИН–1 для обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов и показала его на «ЭкспоСитиТранс–2012». ДВИН–1 предназначен для обнаружения взрывчатых веществ в объектах контроля без их вскрытия.
Особенностью комплекса является возможность обнаружения наркотических и сильнодействующих ядовитых, а также радиоактивных веществ в пассивном режиме, без включения источника нейтронов.
Компания «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» экспонировала на «ЭкспоСитиТранс» автобусы городского назначения – электробус ЛиАЗ 6274, низкопольный ЛиАЗ 5292 в стажерской комплектации, «Вектор» – и междугородного назначения – ГолАЗ 5251 «Вояж» на шасси Scania. Представленные автобусы являются пакетным предложением «Группы ГАЗ», охватывающим весь комплекс пассажирских перевозок, как для мегаполисов, так и для любого крупного региона РФ. Все модели оборудованы аппарелями и специальными подъемниками, обеспечивающими доступность общественного транспорта для всех категорий пассажиров, и соответствуют самым высоким экологическим стандартам Euro 4–5.
Автобус ЛиАЗ 5292 в стажерской комплектации агрегатируется мостами, автоматической коробкой передач производства ZF и дизельным двигателем MAN экологического стандарта Euro 5. Применена новая передняя стекломаска с панорамным ветровым стеклом. В интерьер салона внесены следующие изменения: установлены стеклопластиковая шахта мотоотсека, перегородка кабины водителя, дополнительное место для инструктора, стеклопластиковые кожухи на колесные арки, применены кондиционеры увеличенной мощности до 30 кВт, автоматическая система контроля давления в шинах. Изменено рабочее место водителя, оснащаемое УКВ–радиостанцией, тревожной кнопкой, новой приборной панелью.
Автобус «Вектор» в городском исполнении агрегатируется двигателем Cummins ISF экологического стандарта Euro 4 и шестиступенчатой автоматической трансмиссией Allison, рассчитан на 54 пассажиров. В салоне автобуса установлены 23 посадочных антивандальных сидения, подъемник выдвижного типа и место для людей с ограниченными возможностями, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.
Автобус оборудован системой ГЛОНАСС, видеорегистратором наружного и внутреннего наблюдения, электронным рейсоуказателем, автоинформатором, кондиционером с элементами распределения воздуха по салону, цифровым тахографом, аудиосистемой с навигатором; системой ABS и противобуксовочной системой ASR.
В рамках одного материала невозможно рассказать обо всех участниках и экспонатах. «Умная остановка», «Безопасный троллейбус», электрофизиологические лаборатории, интеллектуальные транспортные системы на основе ГЛОНАСС, эскалаторы, вагоны метро, электробусы, складные электровелосипеды и много другое оказалось в центре самого пристального внимания гостей и участников.
* * *
Новое время ставит новые задачи для общественного транспорта. Главный вопрос любого столь масштабного дела – где брать средства – похоже, получает свой финансово обоснованный ответ. Государственные средства, частные инвестиции оказывают свое благотворное воздействие в целом на отрасль, выполняющую важнейшую социальную функцию, делая перевозку пассажиров намного качественнее, открывая новые возможности в развитии инфраструктуры. Иными словами – вперед в будущее на общественном транспорте.
Александр КУДРЯВЦЕВ
01.11.2012