безбилетного проезда в городском общественном транспорте
АКТУАЛЬНО!
Постоянный рост безбилетников заставил Минтранс заняться решением этого вопроса.
Откуда берется такое количество пассажиров, не желающих приобретать проездной билет?
Безбилетники – это, в первую очередь, люди, которые не приобретают билеты не из–за каких–то принципов, а из–за финансовых проблем. Мотивы экономического характера становятся главной причиной отказа оплаты за проезд – тарифы на перевозку пассажиров обгоняют темпы роста доходов населения, для некоторых это становится и непосильным бременем.
Согласно официальным данным, с 1 января 2016 года тарифы повысились на 6,9%, хотя транспортные предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров, требовали повышения тарифов согласно уровню инфляции, которая составила 12,2%.
Возникает вопрос: чем опасны безбилетники для общества? Пассажир, не оплативший проезд, пользуется услугой, не неся никаких издержек. Из этого следует, что эти расходы перекладываются на других пассажиров. В большинстве случаев издержки, которые несут перевозчики, покрываются государством.
Один из самых действенных способов борьбы с «зайцами» – санкционные меры, иначе говоря, введение штрафов. Эта система штрафования действует давно и дает свои плоды. Только в Московском метрополитене за 2015 год число безбилетников сократилось почти вдвое при штрафе в 1000 руб. за отсутствие проездного билета и 2500 руб. за использование чужой социальной карты.
В регионах Российской Федерации дела обстоят хуже. Проведенный Минтрансом России мониторинг законодательства субъектов РФ в части ответственности за безбилетный проезд позволил выявить, что только в 63 из 85 субъектов РФ установлена административная ответственность за данное правонарушение.
Более того, в ряде российских регионов ответственность за безбилетный проезд была снята с пассажиров по решению региональной прокуратуры (Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская области и Хабаровский край). Это мотивировалось тем, что некоторые нормы местного законодательства противоречат требованиям федерального законодательства.
В тех регионах, где действуют санкционные меры за безбилетный проезд, размер штрафов варьируется от 1000 руб. (Москва и Тульская область) до 20 руб. (Еврейская автономная область). Размер штрафа в среднем по России составляет 100 руб. При этом Минтрансом не планируется введение единого штрафа. В первую очередь это связано с экономической ситуацией в регионах, различной платежеспособностью их населения. Минтранс считает, что при решении данного вопроса должны учитываться все эти факторы.
На данный момент выработаны три наиболее оптимальных варианта решения проблемы. Первый – администрирование перевозчиками. То есть перевозчики сами будут штрафовать пассажиров за безбилетный проезд. Второй – администрирование регионами, которые будут самостоятельно регламентировать порядок штрафования. Третий – федеральные нормы. Они подразумевают выработку общего для всей страны правила.
В силу того, что еще не все субъекты Российской Федерации ответили на запрос Минтранса, мониторинг планируют проводить в течение еще нескольких месяцев, чтобы полностью оценить ситуацию, сложившуюся в регионах. Чтобы определить наиболее оптимальное решение, Министерство транспорта проанализирует предложенные субъектами РФ подходы для установления юридической ответственности за безбилетный проезд и по результатам анализа подготовит окончательное предложение по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.
Понятно, что окончательный вариант решения проблемы не удовлетворит все регионы, но Минтранс готов принять все меры для того, чтобы этот вариант был наиболее оптимальным.
Анастасия СЕЛЕЗНЕВА