В итальянском городе Мерано, автономная провинция Больцано, состоялась конференция «Международная практика развития вокзалов: от проектирования к возврату инвестиций». В ней приняли участие первые лица железнодорожных корпораций, представители бизнеса и органов государственной власти, среди них – губернатор провинции Больцано Луис Дурнвальдер, генеральный директор итальянских железных дорог Ferrovie dello Stato Italiane Group Мауро Моретти, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов и многие другие.
Центры притяжения
Жемчужина Южного Тироля – так называют Мерано сами итальянцы и туристы со всего мира – уже второй раз стала гостеприимной площадкой для обсуждения вопросов дальнейшего развития железнодорожного транспорта в Европе, его интеграции в самых разных сферах. В прошедшем году основной темой дискуссий стало развитие железнодорожного туризма. Ведь Мерано известен как «город здоровья» с тех пор, как вечно странствующая австрийская императрица Сисси приезжала сюда зимой восстанавливать силы на горном альпийском воздухе.
Свою железнодорожную историю Мерано ведет с 1867 года, когда открылась стальная магистраль через альпийский горный перевал Бреннер. Из России сюда, в первую очередь для поправки пошатнувшегося здоровья, стали приезжать тысячи соотечественников. Спустя 8 лет в Мерано было учреждено частное благотворительное общество, получившее название «Русский комитет». Главной его целью стала помощь больным и нуждающимся россиянам, желавшим пройти курс лечения или реабилитации в Южном Тироле. Тогда же был возведен православный храм, где и сейчас проводятся богослужения.
В 2009 году в Мерано был создан «Центр по развитию отношений между автономной провинцией Больцано и Россией Надежды Бородиной». Русский Центр Бородиной координирует, развивает и способствует уже сложившимся культурным, общественным и экономическим связям между провинцией и Россией, поддерживает и объединяет русскую диаспору, содействует распространению русского языка и культуры. Поезд Москва – Ницца, который начал курсировать с сентября 2010 года, открыл новую страницу железнодорожной истории провинции. Маршрут проходит по территории семи стран: России, Белоруссии, Польши, Чехии, Австрии, Италии и Франции. А в Италии он делает остановку в Больцано.
В нынешнем году в Мерано речь шла о вокзалах – воротах в мир любого путешествия. Открывая конференцию, Владимир Якунин отметил, что цель мероприятия – обменяться опытом в сфере строительства, содержания, модернизации и развития вокзальной инфраструктуры во всех ее аспектах: от удобства пассажиров до безопасности. Вокзал, по его мнению, это лицо любой железнодорожной компании. Проблематика развития вокзалов в России сегодня особенно актуальна в связи с проведением на территории страны крупных мероприятий международного значения, таких как Саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, зимние Олимпийские игры в Сочи и Чемпионат мира по футболу в 2018 году.
В ходе панельной дискуссии представители зарубежных железнодорожных компаний поделились опытом, применяемым на вокзалах Европы. Начальник дирекции вокзалов ADIF (Испания) Карлос Вентура сообщил, что проекты реконструкции зданий основываются на политике брендирования, которая выстраивается на тщательном изучении мнения пассажиров. При этом чем выше бренд вокзала, тем выше уровень предлагаемых услуг, а простые предприятия торговли уступают место бутикам. «Вокзал должен быть неотъемлемой частью мегаполиса. Более того, он должен быть естественным центром притяжения в городах», – сказал он.
В свою очередь, генеральный директор итальянских железных дорог Ferrovie dello Stato Italiane Group Мауро Моретти рассказал, что в стране разработан специальный план развития вокзалов стоимостью 5 млрд евро и с 10–летним сроком реализации. План включает реконструкцию и восстановление исторических зданий и строительство новых, созданных уже с учетом высокоскоростного движения. При этом большое значение уделяется связи вокзала с городской инфраструктурой.
Российские железные дороги ставят перед собой задачу сформировать на базе вокзальных комплексов многофункциональные пассажирские транспортно–пересадочные узлы с развитой общественно–деловой функцией. Концептуально работа сводится к пяти основным векторам. Это, прежде всего, качество обслуживания – то есть совершенствуются системы обслуживания пассажиров, обеспечения их качественными современными услугами.
Во–вторых, безопасность – развивается программа по обеспечению безопасности на вокзальных комплексах и привокзальных территориях. Далее – эффективность: вокзал становится коммерчески привлекательным объектом недвижимости, что ведет к повышению экономической эффективности вокзальной деятельности и, в конечном итоге, сделает вокзалы максимально комфортными для пассажиров и привлекательными для потенциальных инвесторов. Реконструкция: на принципах государственно–частного партнерства реализуются инвестиционные проекты по обновлению вокзалов. И, наконец, как следствие ранее перечисленного, имидж: постепенно меняется значение вокзала, он становится частью социально–культурного пространства в городской среде, площадкой для проведения культурно–массовых мероприятий.
Комплексное развитие инфраструктуры вокзалов является одним из приоритетов российских железнодорожников. Дирекция железнодорожных вокзалов, филиал ОАО «РЖД», реализует масштабную всероссийскую программу по модернизации и реконструкции вокзалов и созданию на их базе высокотехнологичных транспортно–пересадочных узлов с общественно–деловой функцией. Реализация программы позволит не только качественно улучшить транспортную доступность российских регионов, но и даст мощный импульс социально–экономическому развитию субъектов РФ в целом. В результате будет создано около 28 тыс. дополнительных рабочих мест в таких отраслях, как строительство, розничная торговля и сфера услуг. «Не могу сказать, – заметил Владимир Якунин, – что эта программа приурочена к 175–летию Российских железных дорог, но определенное обновление в таком почтенном возрасте не помешает».
Железнодорожный вокзал является привлекательным объектом коммерческой недвижимости, так как создает возможности для развития торговли, общественного питания и других видов предпринимательства. Инвестиции в развитие вокзальных площадей едва ли менее выгодны, чем инвестиции в аэропорты. С начала реализации программы проделана значительная работа по выполнению ее первого этапа: проведены предпроектные обоснования; согласованы и утверждены проектные решения; получены положительные заключения Главгосэкспертизы; разработана рабочая документация; получены разрешения на проведение строительно–монтажных работ. В настоящий момент ремонтно–строительные работы ведутся на всех вокзальных комплексах дирекции в Москве, а также на вокзалах Рыбинска, Уфы, Новокузнецка и многих других.
Работа над ошибками
Пилотным проектом в программе обновления московских вокзалов стал Курский вокзал, представший в новом облике в 2008 году. Здесь был сделан капитальный ремонт, проведены замена коммуникаций и реновация внутренних интерьеров, которые позволили планировать дальнейшее развитие вокзала и придали новое качество коммерческим помещениям. На территории и привокзальной площади работают специальные лифты, оборудованы санитарные комнаты, действуют информационные терминалы, построены пологие спуски, установлены пандусы и специализированные турникеты.
Модульные платформы оборудованы подъемниками и лифтами для маломобильных групп населения, защитными ограждениями и лестницами, комплексными системами наблюдения, оповещения, навигации, обогрева и кассовых автоматов. Однако рядом с Курским вокзалом был построен крупный торговый комплекс, создавший сложную транспортную и технологическую ситуацию, требующую дальнейшего комплексного решения.
Впрочем, пассажиры отмечают и другие недостатки Курского: весьма запутанную систему выхода на платформы, зачастую – некомпетентность персонала. А нынешнее лето, оказавшееся, к счастью, не таким жарким, как несколько предыдущих, тем не менее в очередной раз выявило недостатки системы кондиционирования, которая буквально «захлебнулась» в помещениях первого этажа здания, наиболее востребованного пассажирами. Так что Курскому вокзалу предстоит следующий этап реконструкции, который должен учесть «работу над ошибками».
Если говорить о фасадах железнодорожных вокзалов Москвы, то, как обещают железнодорожники, они не будут претерпевать кардинальных изменений. Это относится к вопросам сохранения культурного облика столицы и, естественно, фасады железнодорожных вокзалов, являющиеся памятниками архитектуры, будут тщательно и максимально бережно реставрироваться с сохранением сложившегося на протяжении последних десятилетий архитектурного облика, а интерьеры новых площадей будут оформлены в соответствии с общим стилем каждого из вокзалов. В то же время все коммуникации – системы электро– и водоснабжения, канализации, вентиляции – планируется полностью обновить.
Совместно с Главным управлением на транспорте МВД России РЖД реализует план по декриминализации и наведению порядка на вокзальных комплексах и прилегающих к ним территориях. На Павелецком вокзале реализован типовой проект линейного отдела внутренних дел (ЛОВД), оборудованный аппаратурой и устройствами, обеспечивающими антитеррористическую безопасность граждан и сохранность объектов. Системы ЛОВД интегрированы с системой ИКСБ и локальной системой безопасности. Введены дополнительные посты охраны. Ленинградский, Курский и Московский (Санкт–Петербург) вокзалы оснащены необходимым оборудованием для проведения 100–процентного досмотра пассажиров скоростных поездов «Сапсан». Вокзалы Московского узла оснащаются рентгеновскими установками для досмотра багажа конвейерного типа. Создан ситуационный центр ДЖВ на Павелецком вокзале, который осуществляет функции центрального органа управления ИКСБ.
Опыт мероприятий по наведению порядка показывает, что обеспечить полный комплекс мер безопасности без наличия в собственном управлении железнодорожников привокзальных территорий невозможно. Еще свежи воспоминания о том, как городские и железнодорожные начальники кивали друг на друга, когда речь заходила о привокзальных территориях как местах притяжения представителей криминальных структур и асоциальных элементов. Попросту говоря – воров, мошенников и бомжей. Лишь в мае 2011 года был подписан договор аренды привокзальной территории по 9 вокзалам Москвы. С тех пор ведется работа по благоустройству привокзальных территорий, ликвидированы несанкционированные объекты розничной торговли.
Уже сейчас можно увидеть, как изменился облик, в частности, Комсомольской площади. На пространстве между Ленинградским и Комсомольским вокзалами прекратил свое существование рынок, на протяжении многих лет портивший облик территории. Его место заняла площадь с фонтаном и памятником небесному покровителю Москвы – Георгию–Победоносцу. Продолжаются работы по наведению порядка и ликвидации объектов незаконной торговли на привокзальных площадях Савеловского и Киевского вокзалов. Хотя любому пассажиру очевидно, что как раз до завершения этого процесса еще далеко – термин «исторический облик», к сожалению, имеет двоякое толкование, и выжить отсюда «прикормленные» криминогенные элементы не так просто.
Рядом с вокзалами ведется работа по организации парковочного пространства и оптимизации схем движения транспорта на привокзальных территориях. Предложения в этой сфере согласованы с причастными департаментами столицы. Введены в действие парковки у Ленинградского и Ярославского вокзалов, ведутся работы по организации парковок у остальных вокзалов Москвы. В ближайшее время планируется начать строительство многоуровневых парковок на территориях, прилегающих к Казанскому и Курскому вокзалам. ДЖВ и Московский метрополитен подписали соглашение по обустройству прилегающих территорий с развитием сетевых проектов в местах примыкания железнодорожных вокзалов и входов на станции метро.
Однако любопытно, как все эти проекты будут скоррелированы с законом о такси? По крайней мере, сегодня, чтобы обнаружить «поданную» машину, пассажир вынужден со всеми вещами петлять по парковкам и преодолевать препятствия в виде бордюров, бомбил и прочего, что попросту лишает смысла само понятие вызова такси к подъезду – с тем же успехом можно доехать и на метро, только гораздо дешевле.
Деньги – в узлах
Развитие вокзалов – это прежде всего планомерная работа по их трансформации в современные транспортно–пересадочные узлы (ТПУ) с развитой общественно–деловой функцией. Для этого ведется работа по привлечению средств как частных инвесторов, так и регионов Российской Федерации. Финансирование проектов осуществляется на принципах государственно–частного партнерства. При этом регионы берут на себя обязательства по субсидированию подключения объектов к инженерным сетям и развития дорожно–уличной сети в зоне влияния вокзального комплекса. В 2012 году 1,5 млрд руб. будет привлечено в рамках подписанных соглашений с субъектами РФ.
Напомним, в 2011 году для привлечения средств региональных бюджетов были подписаны соглашения с 9 субъектами и муниципальными образованиями (Ангарск, Улан–Удэ, Сочи, Йошкар–Ола, Глазов, Липецк, Москва, Кострома, Владикавказ). А всего работа ведется по 42 соглашениям, в соответствии с условиями которых правительства регионов и администрации городов обязуются софинансировать проекты по реконструкции вокзалов, а также оказывать административную поддержку. В частности, в нынешнем году в этих 42 регионах началась организация автомобильных парковок возле вокзалов.
В ноябре 2011 года между ОАО «РЖД» и правительством Москвы было подписано соглашение о сотрудничестве в области реализации проектов создания в Москве ТПУ с обустройством прилегающих территорий. Определен перечень из 55 проектов, в отношении которых будет проведена оценка инвестиционного потенциала для определения возможных источников финансирования.
Впрочем, если охватить взглядом весь масштаб модернизации вокзального комплекса страны, ДЖВ необходимы инвестиции в размере до 260 млрд руб. Дисконтированный срок окупаемости – до 17 лет. Размер технологических площадей в итоге будет увеличен на 40%, до 1,4 млн кв. м. Коммерческие площади увеличатся до 0,7 млн кв.м2, или на 240%, и составят 35% общих площадей.
В рамках инвестиционной программы РЖД осуществляются мероприятия по 75 вокзалам (Мосузел, Сочинский узел, вокзалы в городах проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, саммита АТЭС, Универсиады–2013 в Казани, прочие), скоростное движение. Проектирование выполняется специально созданным подразделением ОАО «Росжелдорпроект» с привлечением иностранных специалистов. Подписаны договоры с Внешэкономбанком по проведению комплексной экспертизы проектов реконструкции 5 вокзалов Сочинского узла, вокзалов Пермь–2, Орел, Мурманск и Екатеринбург. Одобрена разработанная дирекцией схема финансирования проекта «Комплексная реконструкция 8 вокзалов Московского транспортного узла» с привлечением средств «РЖД–Развитие вокзалов», дочернего общества НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».
Качество и культура
В 2012 году, по словам Сергея Абрамова, приоритетным направлением деятельности Дирекции стало повышение качества обслуживания пассажиров и посетителей. В частности, в настоящее время проводится переход на автоматические камеры хранения багажа и ручной клади. Уже установлены 980 ячеек АКХ на 4 вокзалах: Московском, Ленинградском, Финляндском и вокзале Выборг. В нынешнем году будет установлено 7000 автоматических ячеек. Всего по сети – 20 000 ячеек. На вокзалах развивается федеральная сеть почтовых автоматов: 6 автоматов установлено на вокзалах Москвы (Курский, Рижский, Павелецкий, Савеловский, Казанский, Киевский). Всего в 2012 году запланировано приобретение 50 автоматов.
Организована сеть Wi–Fi на 20 вокзалах. Среди них вокзалы Мосузла, Московский, Финляндский, Вологда, Нижний Новгород, Владимир, Череповец, Архангельск, Ярославль–Главный, Пятигорск, Ростов–Главный, Сочи. До конца года сеть «накроет» 160 вокзалов. На Павелецком вокзале во взаимодействии с Департаментом здравоохранения РЖД реализован пилотный проект по организации типового медицинского пункта. В 2012 году такие медицинские пункты будут организованы на всех вокзалах Мосузла.
В ближайшее время основным направлением развития сетевых потребительских услуг станет также развитие сети аптек, общественного питания, салонов сотовой связи и медиапродукции, мини– и супермаркетов, точек продажи цветов. До 2016 года инвестиции операторов в объекты на вокзалах составят 10 млрд руб.
В зданиях российских вокзалов в процессе реконструкции и зонирования выделяются не только технологические и коммерческие помещения, но и помещения для деятельности общественных и благотворительных организаций, проводящих концерты, выставки и спектакли. Социально–культурная деятельность в форме досуговых и развлекательных мероприятий способна повысить интерес граждан к вокзалам и, соответственно, их посещаемость и коммерческую привлекательность. Такая деятельность находится в русле основных мировых тенденций развития вокзалов: преобразование традиционных железнодорожных вокзалов в терминалы, которые, кроме обеспечения всеми необходимыми транспортными услугами пассажиров, выполняют также функции бизнес– и торгово–развлекательных центров.
Железнодорожные вокзалы все больше выполняют презентационную, имиджевую функцию для города, а их основными функциями становятся усовершенствование инфраструктуры города; улучшение транспортной доступности; ликвидация конфликта между транспортом и городской средой; повышение качества жизни городского населения. Выставки и концерты на вокзалах – давняя традиция, берущая начало с середины XIX века, когда вокзальные комплексы являлись не только объектами транспортного значения, но и центрами активной общественно–деловой жизни городов и выполняли культурно–просветительскую миссию.
В соответствии с Концепцией эффективного использования и развития вокзалов ДЖВ, на российских вокзалах стали проводиться мероприятия социальной и культурной направленности. На Казанском вокзале Москвы состоялся показ коллекции знаменитого модельера Жана–Поля Готье. Также на Казанском открылась галерея народного художника РФ Дмитрия Белюкина. Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова выступал на перроне Киевского вокзала вместе с молодыми солистами оперы. В 2011 и 2012 годах в здании Казанского вокзала состоялись выступления Всемирного детского хора ЮНЕСКО. Во время новогодних праздников в 2011 и 2012 годах на Киевском и Казанском вокзалах были проведены уникальные новогодние елки для детей.
Таким образом, в России запущен процесс возвращения к истокам происхождения самого понятия вокзал: «вокальный зал». Очевидно, что для этого потребуется гораздо больше времени, чем ушло на превращение вокзалов в криминогенные объекты, как это случилось в 90–е годы прошлого века. Но результат того стоит: путешествие должно быть счастливым с самого начала.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
13.09.2012