в 2010 году.
Прошлогодняя практика обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении за счет государственных субсидий получила положительную оценку.
Руководство страны, обеспечив ценовую доступность авиатранспортных услуг для жителей отдаленных регионов, не только активизировало процессы роста подвижности населения, но и оказало поддержку эксплуатантам в тяжелый кризисный период. Была сохранена сеть нерентабельных, по причине дороговизны перевозок, авиамаршрутов, интенсивность работы которой уже сегодня указывает на ее высокий потенциал. Поэтому не случайно было принято решение продолжать и развивать столь удачное начинание.
Если в прошлом году в программе участвовали семь отечественных авиакомпаний, то с 1 апреля по 31 октября 2010 года насчитывалось уже двенадцать перевозчиков, десять из которых выполняли регулярные рейсы. Это ОАО «Аэрофлот», ОАО «Трансаэро», ОАО «Якутия», ОАО «Владивосток–Авиа», ЗАО «Алроса», ОАО «Сибирь», ОАО «Таймыр», ОАО «Донавиа», ОАО «Новосибирское АП», ГТК «Россия». Выполнялись полеты по 26 социально значимым направлениям. За это время субсидированными перевозками воспользовались более 327 тысяч пассажиров, жителей России до 23 и старше 60 лет. По сравнению с итогами перевозок 2009 года количество перевезенных пассажиров практически удвоилось. В 2009 году субсидированными перевозками воспользовались порядка 163 тысяч пассажиров. Всего было продано билетов по специальному тарифу на 1,2 млрд рублей из 1,7 млрд рублей, зарезервированных в федеральном бюджете.
Программой предусматривалось приобретение билетов на рейсы по специальному тарифу, составляющему всего 50% от их стоимости. Остальная часть суммы авиакомпаниям субсидировалась за счет средств федерального бюджета, которым в нынешнем году было предусмотрено на эти цели 2,5 млрд рублей. Лимит денежных ассигнований, выделенных Российской Федерацией авиаперевозчикам в качестве субсидии, был освоен в конечном объеме на 100%.
По информации ряда перевозчиков, в 2010 году программа субсидирования оказала положительный эффект на развитие внутрирегиональных перевозок. Так, увеличение объема перевезенных пассажиров на региональных авиалиниях в Якутии составило 28%, а в Дальневосточном регионе в целом 11,5%. По сообщениям авиакомпаний, данная программа пользовалась особенным спросом у молодежи, а благодаря дополнительным скидкам – у семей с детьми в возрасте до 12 лет.
Пунктами отправления воздушных судов, осуществлявших воздушные перевозки пассажиров по специальному тарифу, являлись города Анадырь, Благовещенск, Владивосток, Магадан, Мирный, Москва, Нерюнгри, Петропавловск–Камчатский, Полярный, Санкт–Петербург, Сочи, Хабаровск, Южно–Сахалинск, Якутск, Комсомольск–на–Амуре, Норильск и Кызыл.
В 2011 году маршрутная сеть субсидированных перевозок будет еще более расширена за счет включения четырех новых направлений: Улан–Удэ – Москва, Чита – Москва, Норильск – Сочи, Норильск – Санкт–Петербург. Проектом соответствующего постановления Правительства Российской Федерации на 2011 год на реализацию программы субсидированных перевозок предусмотрены бюджетные средства в размере 2,5 млрд рублей.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»