за чей счет строить новый транспортно–пересадочный узел.
В очередной раз этот вопрос обсуждали в середине мая губернатор Прикамья Виктор Басаргин и первый вице–президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин. Последний прибыл в Пермь на новом электропоезде «Ласточка», чтобы оценить перспективы организации межрегионального скоростного движения на Урале. Для проверки возможностей инфраструктуры на дистанции Екатеринбург – Пермь Свердловская железная дорога организовала беспрепятственный и безостановочный пропуск «Ласточки». Этот участок со сложным горным рельефом и потому требует особого внимания при преодолении подъемов и кривых.
Отметим: в 2015 году уже состоялись опытные поездки электропоездов «Ласточка» по маршрутам Екатеринбург – Нижний Тагил – Верхотурье и Екатеринбург – Челябинск – Курган. Рейсы были организованы, чтобы получить данные для оценки технической и экономической возможности развития ускоренного сообщения. Сейчас изучаются перспективы эксплуатации данного типа подвижного состава с точки зрения возможностей инфраструктуры, перспективного пассажиропотока, а также необходимых инвестиционных вложений.
Вместе с тем, по предварительным расчетам (если предположить, что тариф на направлении Екатеринбург – Пермь будет тот же, что и у автотранспортных перевозчиков, а заполненность поезда до 80%), на первом этапе такие перевозки будут убыточны. Затраты на перевозку в дальнем сообщении будут складываться из 100%–ной оплаты услуг инфраструктуры и с учетом НДС 18%. Тариф будет регулировать Федеральная служба по тарифам.
Поэтому для организации курсирования поездов «Ласточка» между областными центрами (на расстоянии более 200 км, в дальнем сообщении) целесо-
образно получить заказ заинтересованных регионов и доработать региональную нормативно–правовую базу. То есть принять на региональном уровне законы (по опыту сотрудничества ОАО «РЖД» с Республикой Ингушетия и Кабардино–Балкарией), позволяющие из бюджета субъектов РФ компенсировать убытки перевозчиков в дальнем следовании по аналогии с пригородным сообщением.
Однако немало времени собеседники – губернатор и первый вице–президент ОАО «РЖД» – уделили вопросам взаимодействия в рамках реализации проекта «Создание транспортно–пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь–2 с обустройством прилегающей территории».
Никто не спорит – вокзал станции Пермь–2 морально устарел и современным требованиям по безопасности и обслуживанию пассажиров не соответствует. Отсутствуют нормальные подходы, взаимосвязь территорий, «отрезанных» железной дорогой в двух направлениях, общественный транспорт останавливается достаточно далеко от пересадки на транспорт железнодорожный.
Поэтому специалистами была разработана концепция и финансовая модель будущего вокзала Пермь–2, ведется разработка проектной документации, градостроительного плана земельного участка. Основной задачей реконструкции определено формирование современного интермодального транспортно–пересадочного узла (ТПУ), предоставляющего высокий уровень обслуживания и комфорта.
Это не первый проект железнодорожного вокзала. Над проектом нового транспортно–пересадочного узла в 2011 году уже работали специалисты Deutsche Bahn International GmbH. Тогда разработку проекта спонсировал краевой бюджет, потратив 24,5 млн руб. В декабре 2012 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013–2016 годы. Прикамье и РЖД договорились о выделении 150 млн руб. на разработку проектной документации. Для реализации проекта реконструкции железнодорожного вокзала создано ОАО «РВ–Пермь» (край оплатил свой взнос в 150 млн руб. еще в 2013 году, РЖД – до сих пор нет).
По словам разработчика проекта – генерального директора ОАО «РВ–Проект» Алексея Шабалина, в Перми должны появиться современный железнодорожный вокзал с индивидуальным архитектурным обликом, автовокзал для пригородных и городских перевозок, восточная, северная и южная привокзальные площади и другие объекты. Общая площадь всех строений, включая коммерческие, составит 208,6 тыс. кв. м.
В качестве финансовой модели предлагается государственно–частное партнерство с участием средств ОАО «РЖД», краевой и городской казны. По предварительным оценкам, стоимость реконструкции комплекса превысит 9 млрд руб.
И это не единственная проблема, связанная с будущим вокзалом. В апреле градостроительный совет при Пермской городской думе уже провел публичное обсуждение реконструкции железнодорожного вокзала. И тогда выяснилось, что у предложенного проекта немало как сторонников, так и противников. Ведь что, по сути, предлагается?
Информацию об обеспеченности транспортной инфраструктурой нового ТПУ представил начальник департамента дорог и транспорта городской администрации Илья Денисов. РЖД предлагает провести реконструкцию вокзала, создав многофункциональный комплекс (собственно сам вокзал с системой переходов к пересадке на автобусы, троллейбусы и трамваи) с выносом до трамвайного кольца общей площадью 84 тыс. кв. м. Комплекс будет состоять из четырех наземных и трех подземных этажей. Площадь нового железнодорожного вокзала составит 13,6 тыс. кв. м, в том числе 766 – коммерческих. Также предлагается реконструировать тоннель и соединить Горнозаводское и Главное направления Транссибирской магистрали. В южной части планируется построить новое здание автовокзала площадью 5 тыс.
кв. м с 30 посадочными перронами. В полосе отвода железной дороги предполагается строительство четырехэтажного офисного центра площадью
31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажной гостиницы и перехватывающей парковки. На землях бывшего Товарного двора предусматривается строительство гипермаркета площадью 48 тыс. кв. м – так называемая инвестиционная составляющая.
Глава краевого минтранса Алмаз Закиев и сити–менеджер Перми Дмитрий Самойлов проект поддержали.
Но и противников у предложенного проекта нашлось немало. Скажем, большие сомнения вызывает предложение о переносе автовокзала поближе к вокзалу железнодорожному. Именно это предполагает первый этап создания транспортно–пересадочного узла. Однако куда переносить автовокзал из центра города – до сих пор непонятно. Дело в том, что железнодорожный вокзал стоит посреди путей: с одной стороны – перроны пригородных электричек, так называемое Горнозаводское направление, с другой – Главное направление Транссиба, куда прибывают поезда дальнего следования. А еще предлагается, напомним, построить четырехэтажный офисный центр площадью 31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажную гостиницу и перехватывающую парковку.
Как заметил член градостроительного совета Денис Галицкий, получается не совсем транспортно–пересадочный узел: «Концепт состоит не в том, чтобы уменьшить расстояние между местами выхода с транспорта, а фактически в заполнении привокзальной площади несвойственной транспортно–пересадочному узлу функцией – торговлей».
А руководитель Центра дорожной информации Михаил Якимов отметил, что три года назад существовали две «честные, но принципиально разные концепции» развития. Первый вариант предусматривал создание единого автовокзала в центре города, на который стягиваются все потоки. Второй – создание такой схемы движения, когда в центр идут только междугородные автобусы, а все пригородные сообщения замыкаются на периферийные автостанции, откуда пассажиры разъезжаются городским транспортом. Но эти предложения так и повисли в воздухе…
И таких спорных вопросов было выявлено немало. В частности, непонятно, какие изменения должны быть внесены в транспортную схему города, не изучены возможные изменения пассажиропотока, перспективы – с учетом создания транспортно–пересадочного узла – строительства нового моста через Каму и т. д. Как выразился депутат Законодательного собрания Олег Жданов, проект абсолютно противоречив – одновременно ставятся задачи и разгрузить транспортные потоки, и притягивать людей в район вокзала. Как совместить эти две задачи – проект ответа не дает. Нет ясности и с источниками финансирования столь масштабного и амбициозного проекта.
Пермяки намерены продолжить обсуждение перспектив развития своего вокзала, а точнее – транспортно–пересадочного узла. С тем, что проблему решать надо, никто не спорит. Главное – найти такое решение, за которое не будет стыдно перед потомками. Все–таки вокзалы обычно строятся на века…
Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
На снимке: вокзал станции Пермь–2 и окрестности
25.06.2015