Компания намерена полностью заменить в московском регионе парк подвижного состава к лету 2016 года. Использование двухэтажного подвижного состава в сегменте интермодальных перевозок – это значимый опыт для сообщения подобного рода в нашей стране.
Проект замены одноэтажного подвижного состава на новый, двухэтажный и более комфортный, длится уже третий год и, по мнению руководства компании «Аэроэкспресс», является фактически самым главным. Основная причина его появления – необходимость существенно увеличить пассажировместимость перевозных мощностей в связи с ростом пассажиропотока, ведь количество пассажиров аэроэкспресса за год в среднем увеличивается почти на 20%. Только в Московском регионе за минувший год были перевезены 16,8 млн человек, а прирост составил 13,2%.
По мнению экспертов, двухэтажные экспрессы будут востребованными и в будущем, так как пассажиропоток только одного московского аэропорта Шереметьево в ближайшем будущем может удвоиться и достигнуть 60 млн человек в год.
«За счет введения в эксплуатацию новых вагонов мы планируем на 30–40% увеличить пассажировместимость аэроэкспрессов, что соответствует динамике роста спроса на наши услуги по интермодальному сообщению в Москве, – отметил исполнительный директор компании «Аэроэкспресс» Алексей Сорокин. – Введение новых двухэтажных поездов – это логичный шаг, позволяющий не только существенно повысить нашу пропускную способность, но и обеспечить пассажирам более комфортные условия для путешествия».
Компания заинтересовалась закупкой двухэтажного подвижного состава в 2011 году, когда провела исследования, согласно которым выявила, что к 2015 году имеющихся провозных мощностей станет недостаточно при существующем графике движения. На данный момент существующие платформы не позволяют увеличить длину состава, а существующая железнодорожная инфраструктура – увеличить частоту движения поездов, соответственно, логическим решением стало увеличение этажности электропоездов.
Международный тендер, состоявшийся 12 февраля 2013 года, выиграл крупнейший швейцарский производитель железнодорожной техники – компания Stadler Rail Group. Конкуренты у победителя были очень серьезные. Это ведущие мировые машиностроительные компании Alstom (Франция) и Skoda (Чехия). «Наш выбор остановился на Stadler, поскольку компания обладает значительным опытом в производстве двух-
этажных электропоездов. Stadler
предложил приемлемую стоимость производства, а также оптимальные для нас сроки реализации проекта, – прокомментировал решение руководства Алексей Сорокин. – В числе важных конкурентных преимуществ победителя также и то, что Stadler специализируется на производстве вагонов в сегменте регионального и пригородного сообщения, которые успешно эксплуатируются в Швейцарии, Германии, Австрии и т. д. Stadler обладает широкими производственными возможностями: от изготовления транспортных средств индивидуально, «под заказчика», до малого и среднего серийного производства, а также спектром услуг по переоборудованию подвижного состава, что сыграло важную роль в нашем случае, так как российские железные дороги и климат отличаются от условий Европы».
В мае 2013 года в московской мэрии состоялось подписание публичного контракта между компанией «Аэроэкспресс» и Stadler Rail Group. Согласно документу компания изготовит 172 вагона. Стоимость контракта составляет 685 млн евро (сумма с НДС), включая основной контракт на поставку 25 двухэтажных поездов модели KISS и 54 вагона по опциону. Из 25 электропоездов 16 будут в четырехвагонной составности и 9 – в шестивагонной.
Контракт делится на две части: 118 вагонов будут поставлены по основному контракту и еще 54 прибудут позднее, по опциону. Сделка станет для компании Stadler Rail Group крупнейшей по продажам вагонов этого типа: за время существования модели KISS был выпущен 171 вагон, а московский контракт предполагает покупку 172 вагонов.
Вагоны изготавливаются из алюминия, что позволяет существенно уменьшить их вес по сравнению с традиционными вагонами из стали и таким образом снизить нагрузку на рельсы.
Новые двухэтажные вагоны оснастят более широкими дверными проемами, просторными тамбурами и удобными лестницами. Также вагоны будут оборудованы полками для багажа по всей длине и дополнительными багажными стойками в концах вагонов, в том числе и для крупногабаритного багажа. Поезда обеспечиваются системой самодиагностики, которая в режиме реального времени будет передавать информацию о состоянии поезда в единый диспетчерский центр, депо и на бортовое оборудование машиниста, что сделает эксплуатацию поезда максимально безопасной. Новые поезда будут способны развивать скорость до 160 км/ч, в то время как конструкционная скорость поездов ЭД4МКМ–АЭРО, например, составляет 130 км/ч.
В марте этого года в Швейцарии произведена сборка и покраска алюминиевого кузова моторного вагона, спроектированного специально с учетом зимнего сезона в России. Конструкция уже прошла тестирование и приемку со стороны технических экспертов компании «Аэроэкспресс». За первым кузовом будут изготовлены остальные прицепные и головные вагоны первого поезда. В апреле начался третий этап – окончательная сборка первого состава. Три первых поезда (2 четырехвагонных и 1 шестивагонный) будут полностью собраны в Альтенрейне (Швейцария) и в октябре отправлены в Россию на прохождение сертификации со стороны уполномоченных органов и для специальных испытаний на пригодность эксплуатации в зимний период. Остальные 22 поезда будут собраны в филиале Stadler на новом заводе в Фаниполе (Белоруссия), который в настоящее время достраивают. Однако запчасти продолжат доставлять из Швейцарии, а белорусский филиал будет отвечать за сварку, окраску, сборку и ввод в эксплуатацию вагонов.
К обслуживанию новых поездов компания «Аэроэкспресс» подготовилась заранее. Еще в феврале 2012 года она арендовала депо им. Ильича и осуществила его масштабную реконструкцию для обслуживания и ремонта эксплуатируемого подвижного состава. Помимо общего ремонта в рамках реконструкции было закуплено современное оборудование для ремонта поездов и обточки колесных пар.
Полностью работы второй очереди, в ходе которых депо будет адаптировано для обслуживания двухуровневого подвижного состава, завершатся уже в этом году. Первая очередь работ этого направления была закончена в декабре 2013 года. В этом году планируется установка выдвижных эстакад для доступа к крышному оборудованию поездов, контактной сети, домкратных установок, которые позволят поднимать несколько вагонов одновременно. Всего за два года, начиная с 2012–го, в депо будет инвестировано 1,147 млн руб.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
22.05.2014