На съезде Союза транспортников России, который проходил 13 апреля 2011 г., министр транспорта РФ Игорь Левитин высказал озабоченность отсутствием организации перевозки грузов автомобильным транспортом внутри страны. И действительно, согласно статистическим данным количество грузовых автомобилей с 1990 года по настоящее время увеличилось в 3 раза, а объем перевезенного груза по отношению к 1990 году уменьшился за счет крайне неэффективного использования подвижного состава.
Особенно неудовлетворительно организована перевозка грузов в областных и краевых центрах, а также внутри территорий субъектов РФ, где перевозка, как правило, осуществляется в одном направлении. По этой причине коэффициент использования пробега автомобилей с грузом не превышает 0,5.
По моему мнению, необходимо реанимировать с учетом рыночных отношений принцип организации перевозок грузов, действовавший на протяжении нескольких десятилетий в Минавтотрансе РСФСР.
Было бы целесообразно для повышения рентабельности и конкурентоспособности автоперевозчиков в областных и краевых центрах создать некоммерческие партнерства с целью объединения разрозненных автоперевозчиков и экспедиторов в единую структуру, чтобы организовать работу по правилам и нормам, установленным российским законодательством. Необходимо обеспечить попутные и обратные загрузки через сеть информационно–транспортно–логистических центров при некоммерческих партнерствах. НП должны иметь свои представительства в городах и крупных райцентрах на территории каждого субъекта РФ. Это будет способствовать упорядочению работы грузового автотранспорта, эффективности его использования, обеспечению безопасности дорожного движения, а также позволит внедрять современные инновационные технологии управления перевозочным процессом, оснащая автотранспорт и организаторов перевозки системой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
При разработке Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года было учтено мнение нашего НП и определены приоритетные направления развития грузовых автомобильных перевозок, одним из которых является объединение автоперевозчиков и транспортно–экспедиционных компаний в некоммерческие партнерства с последующим созданием саморегулируемых организаций.
Считаю, что транспортно–логистические центры, которые располагают базой данных о дислокации на территории города автоперевозчиков, не позволят направлять автомобили для работы на объекте у заказчика из диаметрально противоположного конца города, а предложат автотранспорт, дислоцируемый в районе нахождения заказчика.
Уличить НП в монополизме вряд ли будет возможно, так как грузовладельцу будут предложены минимум 5–10 автоперевозчиков, находящихся в его районе. Этим самым исключается возможность подачи и возврата автомобилей в утренние и вечерние часы пик, что сейчас создает неоправданную дополнительную нагрузку на улично–дорожную сеть.
Проблемы перегруженности городских дорог и автотрасс можно решить за счет строительства новых и расширения существующих дорог, но это многомиллионные затраты, а можно в определенной мере за счет правильной организации перевозочного процесса.
Цель объединения: защитить права и интересы участников перевозочного процесса, повысить эффективность их работы за счет сокращения простоя в ожидании груза и под погрузочно–разгрузочными операциями, обеспечения загрузки транспорта в обоих направлениях, организации материально–технического обеспечения и оказания ряда других услуг, необходимых для автоперевозчиков.
Учитывая, что некоммерческое партнерство будет выступать в роли крупного корпоративного заказчика, для всех членов НП при приобретении эксплуатационных материалов и услуг, необходимых для автоперевозчиков, будут предоставляться хорошие скидки и преференции. Эта программа подразумевает взаимовыручку и взаимопомощь для перевозчиков из разных регионов непосредственно в регионе пребывания и у себя дома через некоммерческое партнерство своего региона.
Перевозчик при выборе маршрута будет знать, что на пути следования его автомобиля в том или ином регионе в случае возникновения вне-штатной ситуации ему будет оказана помощь со стороны другого некоммерческого партнерства, на территории которого возникла внештатная ситуация.
Созданные НП в регионах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (наводнение, землетрясение и т. д.) позволят региональным властям более оперативно мобилизовать автотранспорт для устранения негативных последствий.
В настоящее время во многих регионах уже созданы аналогичные НП, но они маломощны по количественному составу, и без поддержки региональных министерств транспорта объединить автоперевозчиков очень проблематично, а ведь только объединив их, можно будет заниматься организацией эффективного перевозочного процесса.
Ситуация может измениться только с принятием ФЗ «Об автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым предусмотрено обязательное вхождение автоперевозчиков в саморегулируемые организации.
Учитывая огромное количество субъектов хозяйственной деятельности на автомобильном транспорте, а также начавшийся в регионах процесс объединения мелких перевозчиков и экспедиторов в некоммерческие организации для решения производственных и экономических проблем, мы предлагаем двухуровневую систему некоммерческих партнерств в автотранспортном комплексе России.
Некоммерческое партнерство первого уровня – это региональные и межрегиональные объединения.
Некоммерческое партнерство федерального уровня — союз некоммерческих партнерств автоперевозчиков и экспедиторов, который будет содействовать в разработке нормативно–правовой базы на всех уровнях федеральной власти, защищать интересы участников транспортного процесса, формировать единую межрегиональную политику в деятельности автотранспортных и экспедиторских предприятий.
Функции союза некоммерческих партнерств федерального уровня могут быть возложены на Российский автотранспортный союз.
Созданные НП с транспортно–логистическими центрами во всех регионах РФ позволят получить мощную, эффективно управляемую транспортно–экспедиторскую структуру без привлечения бюджетных средств, способную на равных конкурировать с иностранными перевозчиками и экспедиторами при вступлении России в ВТО.
Дмитрий ИРХИН,
председатель совета
Некоммерческого партнерства,
представитель Союза транспортников России
в Ростовской области