Распоряжением министра транспорта РФ Игоря Левитина создано Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс») О целях и задачах учреждения, потенциальных направлениях деятельности рассказывает его генеральный директор Сергей СУХАРЕВ.
– Сергей Александрович, чем было вызвано создание ФБУ «Агентство автомобильного транспорта»?
– Вопрос о создании структурного подразделения Минтранса России, аналогичного Росавиации, Росжелдору, Росморречфлоту и Росавтодору, которое бы занималось автомобильным транспортом, назрел давно. На протяжении ряда лет его поднимали как организаторы автомобильных перевозок из разных регионов России, так и сами перевозчики. Получалось, что в отличие от авиаторов, железнодорожников, работников водного транспорта и дорожников интересы автотранспортного сообщества в части формирования цивилизованного рынка услуг автоперевозок, повышения его надежности и снижения аварийности на федеральном уровне никто не отстаивает. И вот недавно решение, наконец, принято. В соответствии с уставом агентство находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта РФ.
– Какие задачи стоят перед ФБУ?
– На первом этапе основное направление деятельности Росавтодора будет связано с реализацией ряда международных соглашений, которые заключила Российская Федерация.
В рамках Соглашения о международном автомобильном сообщении Министерством транспорта РФ как компетентным органом на ФБУ возложены ведение реестра международных регулярных маршрутов перевозок пассажиров автобусами и размещение информации о выданных согласованиях в открытом доступе, на официальном сайте. Состояние аварийности на дорогах в целом и при осуществлении пассажирских перевозок требует усиления регулирующих функций и на межрегиональных маршрутах. Судите сами: из более шести тысяч междугородных автобусных маршрутов в реестре значатся менее трех тысяч. Остальные работают в «тени», под видом заказных перево-зок.
Другое Европейское соглашение касается контроля за режимом труда и отдыха водителей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и целого комплекса вытекающих вопросов. В их числе утверждение типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, выдача свидетельств о допуске сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке и проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) и другие.
Также планируется деятельность в рамках реализации Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС).
– А контроль за обеспечением автотранспортной безопасности тоже будет возложен на ФБУ «Росавтотранс»?
– Агентство создается не как контролирующий орган, а скорее как регулирующий инструмент, который, являясь подведомственным федеральным бюджетным учреждением Минтранса России, позволит активно влиять на разработку и принятие нормативно–правовых актов, документов, касающихся автотранспортной деятельности. Но, подчеркну, мы будем заниматься практической реализацией этих вопросов, что в конечном итоге, безусловно, направлено на повышение безопасности на автомобильном транспорте.
– ФБУ «Росавтотранс» создано на базе учебно–курсового комбината автомобильного транспорта. Значит ли это, что вашему бюджетному учреждению отойдут какие–то его функции?
– Достаточно большой пласт вопросов, которые нам предстоит решать, связан с подготовкой и переподготовкой кадров: специалистов автотранспортной отрасли, водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и консультантов по вопросам безопасности таких перево-зок в соответствии с требованиями ДОПОГ – Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов. Предполагаются ведение образовательной деятельности и реализация на территории Российской Федерации требований вышеуказанных соглашений ЕСТР и СПС.
– Какие мероприятия включает в себя этап становления ФБУ «Агентство автомобильного транспорта»?
– На начальном этапе идет формирование тех функций, которые будет выполнять наше учреждение. Решаются вопросы штатной структуры. Устав уже зарегистрирован. Доведение функций учреждения и оказываемых в их рамках услуг до конечного потребителя предполагает наличие в федеральных округах, а возможно, и в субъектах РФ филиалов. Вопрос их создания сейчас прорабатывается. Представители автотранспортного сообщества из Магадана или Владивостока смогут обратиться в представительство агентства для решения того или иного вопроса у себя в регионе.
Главное – принято решение и сделан первый шаг. Дело за реализацией тех мероприятий, которые намечены.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»