Школьный автобус – явление сколь необычное для Москвы, столь же необходимое для российской глубинки. По многим причинам этот вид транспорта будет востребован долго, поэтому вопрос обеспечения безопасности перевозки детей стоит очень остро. Печальная российская статистика не дает расслабиться – за последние пять лет в ДТП на территории России погибли более 7 тыс. детей и подростков, а 110 тыс. – получили травмы различной тяжести.
Такая ситуация с дорожно–транспортной аварийностью усугубляется острой социальной проблемой для сельских и малонаселенных районов, когда дети должны ездить в школу за десятки километров. В таких условиях дети нередко пользуются попутным автотранспортом, который абсолютно не приспособлен для перевозки детей, а их нахождение на транспортных магистралях повышает риск оказаться на проезжей части и стать участниками ДТП.
Специализированные автобусы для перевозки детей зародились в США, причем пик их масштабного применения приходится на 60–70–е годы прошлого века. В настоящее время рост автомобилизации и развитие сети автомобильных дорог высокого качества в Америке привели к существенному снижению спроса на этот вид транспорта.
В Европе школьные автобусы не получили достаточного распространения из–за развитой и разветвленной системы общественного автотранспорта и исторически сложившейся системы образования. Для массовых выездов на природу, экскурсий летние лагеря здесь используют стандартные туристические или пригородные автобусы.
В России до последнего времени вопросам безопасности детей при перевозке не уделялось должного внимания. Для анализа сложившейся ситуации в качестве исходной позиции предполагается, что речь идет о групповой перевозке детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. При подобной перевозке, в зависимости от ее цели, можно выделить две основные транспортные задачи.
Первая задача – сбор детей из отдаленных от школы населенных пунктов и их доставка в школу и назад к месту проживания.
В зависимости от вида школы (общеобразовательная школа или школа–интернат) такие перевозки могут быть либо ежедневными (исключая выходные дни), либо регулярными, с определенной периодичностью (еженедельными, ежемесячными и т. п.) в течение учебного года.
Специфичным при решении этой транспортной задачи является: движение в заранее определенное время суток независимо от погодных условий и времени года; движение в том числе по дорогам низших технических категорий (Ш–V), проселочным, полевым, лесным и т. д.; в период весенне–осенней распутицы и зимой высокая вероятность потери проходимости автобусами без какой–либо возможности оперативного получения посторонней технической помощи; в межсезонье не исключается такой вариант перевозки, когда посадка и высадка детей осуществляется в заранее оговоренных местах проезжей трассы, до которых дети добираются самостоятельно; у детей есть школьные ранцы, портфели, пакеты со сменной обувью, а в ненастную погоду – плащи, накидки и т. п.
Таким образом, школьный автобус должен создаваться на базе автомобиля высокой проходимости, комплектоваться средствами самовытаскивания и иметь устройство радиосвязи. Во внутреннем помещении должно предусматриваться место для размещения верхней одежды и ручной клади со школьно–письменными принадлежностями.
Вторая задача – перевозка организованных групп детей по определенному маршруту. К ним относятся: экскурсионные в черте населенного пункта; посещение спортивных и других мероприятий в черте населенного пункта; междугородняя перевозка детей при организации экскурсий или посещении различных мероприятий; доставка детей к местам летнего отдыха.
Эти перевозки осуществляются по дорогам с усовершенствованным покрытием, но дети долго находятся в автобусе, и у них ручная кладь, а в большинстве случаев и багаж, спортинвентарь и т. п.
Для таких перевозок во внутреннем помещении необходимо предусматривать отсек для перевозки багажа и мелкого спортинвентаря, а также вешалки для верхней одежды. Кроме того, в силу длительного пребывания детей в автобусе целесообразно предусматривать оборудование транспортного средства биотуалетом.
Поскольку потребность в автобусах для перевозки детей весьма мала по отношению к потребности в них для перевозки пассажиров в целом, очевидно, что создавать специальные транспортные средства для перевозки исключительно детей и развивать их производство нецелесообразно. Речь может идти о приспособлении серийно выпускающихся пассажирских автобусов к перевозкам детей с учетом специфики таких перевозок.
ГОСТ Р 51160–98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» содержит следующие условия: в автобусе предусматриваются только места для сидения, причем все детские сидения должны быть обращены вперед по ходу движения и снабжены ремнями безопасности; должно быть предусмотрено не менее двух сидений для взрослых пассажиров, сопровождающих детей; высота первой ступеньки на входе от уровня дороги должна быть не более 25 см; предписывается установка дополнительных поручней, как при входе, так и в салоне; предусматривается сигнализация, связывающая пассажиров с водителем.
Отечественный автопром, к сожалению, до сих пор не может представить машину, которая удовлетворяла бы параметрам ГОСТа «Автобус для перевозки детей. Технические требования». И упрекать автопроизводителей было бы несправедливо, потому что до сих пор не разработаны соответствующие модели. Выступивший на конференции заведующий лабораторией ФГУП «НАМИ» Владимир Берберя перечислил все недостатки отечественных моделей, которые не позволяют эти автобусы даже при соответствующем переоборудовании использовать для перевозки детей.
…Печально, но похоже, что нашим детям еще долго придется добираться до школы совсем не на тех автобусах, которые нужны.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук