должны быть высокие.
Проблема жизнеспособности транспортных систем, эффективности работы автомобильного и городского пассажирского транспорта остро стоит практически во всех мегаполисах мира. Наша страна не исключение. А прогрессирующая автомобилизация в крупных городах России делает эту проблему не просто острой, а архиострой. И от решения ее во многом зависит не только комфорт населения, но и его деловая активность, социальная защищенность.
Своим видением решения проблемы с нашей газетой поделился генеральный директор ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» Сергей СУХАРЕВ.
– Сергей Александрович совсем недавно вы вместе с заместителем министра транспорта РФ Николаем Асаулом посетили Вашингтон, где представляли Министерство транспорта Российской Федерации на 10–й конференции «Преобразуя транспорт», которую ежегодно проводят Всемирный банк и Центр устойчивого транспорта Института мировых ресурсов (EMBARQ). Несколько слов о вашем пребывании в Вашингтоне и конференции, в которой вы приняли участие…
– Подобные встречи проводятся регулярно с участием представителей очень высокого уровня – мэров городов, руководителей министерств и ведомств. Круг обсуждаемых вопросов – городские интеллектуальные транспортные системы. Вопросы крайне актуальны для сегодняшней России, а участие в конференции – это хорошая возможность поиска оптимальных решений. Наша делегация приняла участие в сессии «Финансирование в национальный транспорт», где приводились примеры программ финансирования национального транспорта, а также в заседании «круглого стола» с участием разработчиков этих программ. Ясно одно: пока не будут найдены средства, ни один вопрос с места не сдвинется. Причем для каждой страны, где свои особенности национального законодательства, необходимо изыскивать свои способы финансирования. Об этом, в частности, шла речь на встрече заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула с вице–президентом Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филиппом Ле Уэру. Кроме того, обсуждалась реализация совместного проекта по развитию городских транспортных систем. Этот проект предусматривает работу в правовой и организационной сфере, в области систем управления общественным пассажирским транспортом и дорожным движением. Он будет вестись в нескольких российских городах. Объем финансирования программы со стороны Всемирного банка – 119 млн долларов США. Предполагается, что российская сторона выступит на паритетных началах. В ходе реализации программы по развитию городских транспортных систем в 2014–2019 годах в ряде российских городов планируется реализовать пилотные проекты.
Кстати, господин Филипп Ле Уэру отметил, что проекты, которые Россия реализует совместно со Всемирным банком, признаны одними из самых успешных проектов в мире, осуществляемых на основе государственно–частного партнерства. В частности, речь идет о строительстве Западного скоростного диаметра и о развитии аэропорта Пулково в Санкт–Петербурге.
В свою очередь, Николай Асаул, выступая на пленарном заседании конференции Всемирного банка «Преобразуя транспорт», также отметил тесное и эффективное сотрудничество, которое сложилось между Министерством транспорта РФ и Всемирным банком.
– Развитие транспортной системы предполагает создание комфортных условий для передвижения пассажиров. Здесь один из важнейших нюансов – безопасность. Как, по–вашему, сегодня эта безопасность обеспечена?
– Безопасность – это часть такого большого понятия, как «стандарт качества».
Сегодня на транспорте вообще и на автомобильном транспорте в частности остро стоят три вопроса. Во–первых, качество подвижного состава, во–вторых, человеческий фактор, то есть подготовка водителей и соблюдение ими всех необходимых требований, и, в–третьих, организация работы транспортных предприятий. Думаю, если полностью возложить ответственность за качество подвижного состава на собственника или организатора этого бизнеса, то первый и третий вопросы можно рассматривать в одной связке. В итоге мы получаем организацию перевозок и человеческий фактор.
Особняком стоит вопрос создания отвечающего требованиям дня правового поля. Здесь подвижки есть, и существенные. Так, ряд нормативных документов, разработанных Министерством транспорта РФ, уже начал работать. В ближайшее время увидят свет и другие документы, в частности, касающиеся организации безопасности дорожного движения, особенно в определении лиц, ответственных за организацию этой работы. И это крайне важно.
Кстати, в СССР вся система – и правовая, и организационная – была прекрасно выстроена. Потом, когда упраздняли и воссоздавали министерства и ведомства, были утеряны многие властные полномочия, развалена нормативная база, и теперь мы по крупицам ее восстанавливаем.
Что касается подготовки водителей, то это очень больной вопрос. Водителей надо готовить, как все это прекрасно понимают, качественно. Но мы никогда не увидим за рулем наших автобусов настоящих профессионалов, если на рынке будут присутствовать элементы демпинга. Ни для кого не секрет, что у нас полно иностранных водителей. Где и как они обучались вождению – это вообще тайна, покрытая мраком. Но зато совершенно очевидно, что платят им откровенно мало. И что же мы имеем? Из–за демпинга на трудовом рынке уровень зарплат таков, что наш водитель работать не пойдет. Хотя он профессионал высокого класса, получивший достойную подготовку. Кстати, о подготовке… Не могу вновь не вспомнить советские времена, когда водителей автобусов готовили шесть месяцев с отрывом от производства. Сейчас готовят два с половиной–три месяца и без отрыва. Это не ностальгия по минувшим временам, но напоминание о том, что есть опыт, который не стоит списывать в архив.
– Раз уж зашла речь о подготовке водителей, не могу не спросить, как вы оцениваете работу авто-школ.
– Скажу так: нельзя говорить, что система хорошая, а автошкола плохая. Сделаем хорошую автошколу, и все исправится. Нет, так не получится. Сегодняшняя государственная политика направлена на то, чтобы максимально открывать рынки услуг. А поскольку подготовка водителей – это чисто рыночная услуга, сейчас практически любое учебное заведение может получить лицензию и готовить водителей. Говорить о том, что все это надо закрыть, запретить, думаю, ошибочно. Значит, надо говорить о совершенствовании системы, которая состоит не только из образовательных учреждений. Это и квалификационные экзамены в ГИБДД, и регулярная профессиональная переподготовка…
– Как вы думаете, недавно вышедший закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в какой–то степени поможет дисциплинировать перевозчиков? Речь в первую очередь идет о маршрутных такси, для многих водителей которых нет сегодня ни законов, ни правил дорожного движения…
– На мой взгляд, этот закон призван повысить безопасность пассажирских перевозок хотя бы только потому, что во взаимоотношения пассажира и перевозчика теперь в любом случае вмешивается страховая компания, которая не будет безосновательно оплачивать страховой случай.
Есть пассажир и есть перевозчик. Пассажир сегодня абсолютно бесправен. Иной перевозчик под видом якобы заказной перевозки едет, не имея ни лицензии, ни маршрутного листа, вообще ничего не имея. Так вот, если во взаимоотношения пассажира и перевозчика вмешается страховая компания, это очень хорошо. Я думаю, что страховая компания, хочет она или не хочет, все равно будет вынуждена защищать интересы пассажира. И перевозчик, который работает в полусером бизнесе, халтурит, пренебрегает требованиями безопасности, будет нести большие финансовые риски перед страховой компанией. Хочу верить, что новый закон поможет повысить как качество услуг, так и безопасность при перевозке пассажиров.
– На недавней встрече Президента России с министром здравоохранения отмечалось, что в рамках программы модернизации 119 тыс. машин «скорой помощи» оснащены системой «ГЛОНАСС». А как обстоит дело с оснащением этой системой других транспортных средств?
– Изменить ситуацию с систематическим несоблюдением режима труда и отдыха водителями может только система контроля, которая работает и в Европе, и во всем мире. Приборами контроля над режимом труда и отдыха водителей являются тахографы. На сегодняшний день в Минтрансе в стадии разработки находятся проекты нормативных актов, которые будут определять систему применения и использования приборов контроля, и в ближайшее время ситуация должна измениться. Система эта многосторонняя, в ней будут принимать участие не только контролирующие органы транспортного надзора, ГИБДД, но и само предприятие сможет контролировать своего водителя. Кроме того, водитель будет защищен от недобросовестной администрации транспортного предприятия, которая заставляет его перерабатывать, – у каждого водителя будет персональная карта с цифровым чипом, аналогичная водительскому удостоверению, на которой будут прописываться все его рабочие смены, сколько по времени он находился за рулем, сколько отдыхал, интервалы отдыха и т. д. Изменить или исказить информацию не будет представляться возможным. Таким образом, во взаимоотношениях работодателя и водителя будут соблюдаться и трудовое законодательство, и вопросы, связанные с обеспечением безопасности.
Вместе с тем на сегодняшний день сами контрольные приборы – тахографы уже выпускаются производителями с интегрированным чипом ГЛОНАСС, то есть они позволяют не только контролировать режим труда и отдыха водителя, но и имеют систему позиционирования транспортного средства, которая актуальна на всех видах пассажирских перевозок. Опять же, внутри города, на пригородных маршрутах, если это муниципальные городские перевозки, диспетчерская может отслеживать в любой момент каждое транспортное средство, а это значит, что нет возможности отклониться от графика, от расписания движения. Если где–то произошел сбой, то диспетчерская может это отследить в режиме реального времени, что очень удобно. При межрегиональных перевозках, между субъектами, эта система позиционирования позволяет в любой момент знать, где находится автобус, что является немаловажным, в том числе и с точки зрения безопасности, если речь идет о соблюдении расписания, маршрута движения, поскольку нарушение является достаточно серьезным.
Если в расписании движения автобуса есть остановка на автовокзале, то с помощью системы «ГЛОНАСС» можно всегда проконтролировать, заезжал ли он на автовокзал или произвел посадку–высадку пассажиров в не предназначенном для этого месте. То же самое происходит при международных перевозках: контроль за соблюдением времени, расписания движения и маршрута следования.
Во всех вышеперечисленных случаях данная система позволяет контролировать расписание движения и маршрут следования, что в конечном итоге однозначно делает пользование этим видом транспорта более комфортным для пассажира и повышает качество обслуживания.
– Какие, на ваш взгляд, надо принять меры, чтобы повысить престиж и востребованность общественного транспорта?
– Изобретать здесь нечего, большинство развитых стран уже давно прошли этот путь – общественный транспорт пользуется во всем мире большим спросом, так как он комфортен, безопасен, удобен, в отличие от частного – движется по выделенным полосам и не стоит в пробках, имеет специально отведенные места для стоянок, остановок для посадки–высадки пассажиров. Если в России общественный транспорт будет удобным и комфортным, многие станут им пользоваться, что позволит сократить количество пробок.
В заключение хотелось бы сказать, что задачи, возложенные Минтрансом на созданное им Агентство автомобильного транспорта с целью решения целого ряда вышеперечисленных задач и участия в реализации мер, направленных на решение проблемных вопросов, приведет к созданию таких стандартов качества на автомобильном и пассажирском транспорте при осуществлении пассажирских автомобильных и автобусных перевозок, которые сделают его по–настоящему популярным на всех уровнях: и городском, и межсубъектном, и международном.
– Сергей Александрович, спасибо за беседу, желаю всему коллективу Агентства автомобильного транспорта успехов в его нелегком труде.
– Благодарю и в свою очередь хочу поздравить вашу газету «Транспорт России», официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации, с 15–летним юбилеем, который вы отметили 24 февраля 2013 года. Хочу пожелать дальнейшей плодотворной нашей совместной работы, которая бы изменила жизнь всех автотранспортников в лучшую сторону.
Беседу вел Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
06.03.2013