Состоялось заседание итоговой коллегии Федерального агентства воздушного транспорта.В заседании приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель министра транспорта Валерий Окулов, руководители межрегиональных управлений Росавиации, учебных заведений гражданской авиации, представители органов государственной власти Российской Федерации, различных организаций и ассоциаций, а также ведущих авиакомпаний, аэропортов страны и авиационной промышленности. Основной докладчик, руководитель Росавиации Александр Нерадько, как и предполагалось, посвятил свое выступление итогам работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2010 году и основным задачам на 2011 год.
В центре внимания Росавиации в минувшем году, отметил Александр Нерадько, находились задачи обеспечения устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта, а также реализация положений Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года в части гражданской авиации и Концепции создания и развития аэронавигационной системы России.
Несмотря на сложности послекризисного периода, организациям воздушного транспорта удалось добиться существенного роста основных производственных показателей. Увеличился объем перевозок пассажиров почти до 57 млн человек, что на 26,3% больше показателя 2009 года. Пассажирооборот увеличился на 30,8% по сравнению с 2009 годом и почти достиг показателя 1992 года. Увеличение показателей произошло как по внутренним (21,5%), так и по международным (39,7%) перевозкам.
В 2010 году по воздушным трассам РФ выполнены более 1 млн 100 тыс. полетов, что на 12% больше, чем в 2009 году. Услугами аэронавигационной системы России воспользовались 1272 отечественных и иностранных авиакомпаний.
Докладчик отметил, что 85,2% пассажирооборота и 77% перевозок пассажиров приходятся на долю 15 первых авиакомпаний. По сравнению с 2009 годом они перевезли на 8 млн пассажиров больше, увеличение составляет 22,6%, при этом ими обеспечен прирост пассажирооборота на 27,7%.
Значительными темпами росли грузовые перевозки. По итогам 2010 года был перевезен почти 1 млн тонн грузов и почты (+29,9%), грузо-
оборот составил 4,7 млрд т–км (+32,4%). Основной объем грузовых перевозок (84,7%) выполнен пятью авиакомпаниями: «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот–Российские авиалинии», «Волга–Днепр», «Полет» и «Трансаэро».
Однако о том, что в грузоперевозочном процессе не все обстоит так гладко, как хотелось бы, заявил в своем выступлении президент ГК «Волга–Днепр» Алексей Исайкин. В частности, он указал на риски, связанные с отсутствием производства современной отечественной авиатехники, подтвердив намерение компании приобрести 60 грузовых лайнеров АН–124, неопределенность с выпуском которых уже становится притчей во языцех. Также он обратил внимание на отсутствие на рынке российских самолетов меньшей вместимости для выполнения экспресс–перевозок, ввиду чего эксплуатант «вынужден рассматривать китайскую версию АН–12».
Дополнительным фактором, подчеркнул Александр Нерадько, стимулирующим развитие пассажирских перевозок, стала государственная программа бюджетного субсидирования авиакомпаний в целях обеспечения доступности перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. В ходе выполнения указанной программы были перевезены более 320 тыс. пассажиров. В текущем году данная программа будет расширена за счет Калининградского направления.
В течение практически всего года организации воздушного транспорта демонстрировали напряженную, но слаженную работу. На этом фоне отдельным негативом выглядят события, которые произошли в конце декабря 2010 года в аэропортах Шереметьево и Домодедово и имели широкий общественный резонанс. Из этого горького урока необходимо сделать соответствующие выводы. Сейчас очевидно то, что при возникновении сбойной ситуации отдельные авиакомпании и аэропорты не смогли своевременно оптимизировать свою производственную деятельность и выполнить обязательства перед пассажирами.
Росавиацией выработаны и направлены на места оперативные рекомендации по пред-
отвращению аналогичных событий. Вместе с тем подразделениям Росавиации, аэропортам и авиакомпаниям было предложено завершить разработку и реализовать комплекс долгосрочных мер по повышению уровня защищенности воздушного транспорта от угроз климатического и техногенного характера.
Касаясь ближайших перспектив, Александр Нерадько отметил, что работа в 2011 году будет вестись еще интенсивнее. Производственные показатели свидетельствуют о продолжающемся существенном (15%) росте объемов перевозок. Наибольшее напряжение летом будут испытывать аэропорты Шереметьево и Домодедово из–за ремонта ВПП во Внуково. В этой связи требуется эффективно перераспределить пассажирские потоки через другие аэропорты.
На сегодняшний день в России зарегистрированы 154 эксплуатанта, осуществляющих коммерческие перевозки. Отмечается устойчивая тенденция к оптимизации их количества, в том числе из–за повышения государственных сертификационных требований и усиления конкуренции. Прогнозы специалистов рынка о многочисленных банкротствах авиакомпаний в послекризисный период не оправдались. При этом большинство авиакомпаний по существующей отчетности показали убыточность операционной деятельности.
В части безопасности полетов, летной эксплуатации воздушных судов и поддержания их летной годности глава агентства привел следующую статистику. В 2010 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошли 12 авиационных происшествий, в том числе 5 катастроф с гибелью 25 человек.
Общее количество авиационных происшествий в коммерческой гражданской авиа-
ции и в авиации общего назначения в 2010 году по сравнению с 2009 годом при существенном росте перевозок за год не увеличилось. Показатели безопасности полетов указывают на то, что в последние 20 лет в гражданской авиации сохраняется тенденция повышения безопасности полетов. Вместе с тем нестабильность показателей по числу погибших в отдельные годы указывает на существующие проблемы в этой сфере. Важно то, что ведущие компании демонстрировали приемлемые показатели безопасности полетов и стремление наращивать усилия в этой области.
Среди мер, направленных на повышение безопасности полетов и не требующих при этом особых финансовых затрат, Александр Нерадько предложил восстановить институт классности пилотов. Данное предложение поддерживается профсоюзом летного состава, ветеранами и почти всей авиационной общественностью.
Состояние авиационной безопасности докладчик охарактеризовал следующими показателями. В 2010 году предприняты 59 актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта. В аэропортах службами авиационной безопасности ежегодно изымаются десятки тысяч единиц оружия всех видов и боеприпасов, а также значительное количество взрывчатых веществ. Вероятность совершения актов незаконного вмешательства достаточно высока. Подтверждением этого является террористический акт, происшедший в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года.
В погоне за доступностью и привлекательностью некоторые забыли об укреплении транспортной безопасности в пассажирском терминале. Меры безопасности превратились в их имитацию. Однако и сегодня результаты внезапных проверок продолжают свидетельствовать о недостаточном качестве досмотра на входах в терминалы аэропортов.
Касаясь вопросов аэропортовой деятельности, руководитель ФАВТ отметил, что в настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включены 332 аэродрома. 117 аэродромов образуют национальную опорную аэродромную сеть.
Благодаря мерам государственной поддержки с 2008 года удалось приостановить процесс закрытия гражданских аэродромов, а в 2010 году впервые с 1992 года увеличить аэродромную сеть на 4 аэродрома.
Освещая проблематику развития аэронавигационной системы, докладчик сообщил, что в 2010 году часть бюджетных средств, поступающих в рамках целевой программы, была возвращена в федеральный бюджет в связи с невыполнением отдельных программных мероприятий. Имеются предпосылки к повторению этой ситуации и в текущем году. Основными причинами неполного использования финансовых средств являются: получение отрицательных заключений ФГУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию, разработанную единственным поставщиком (головным исполнителем) этой программы – ОАО «Концерн ПВО «Алмаз–Антей», а также неэффективное взаимодействие ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с данным исполнителем, что было отмечено при проверке Генеральной прокуратурой.
Кстати, Игорь Левитин дал жесткую и нелицеприятную оценку работе аэронавигаторов: «По ОрВД я считаю, что мы провалили эту работу. У нас есть единственный подрядчик, есть единственный заказчик, есть программа, но мы каждый год снимаем деньги с этой программы и вкладываем их в аэродромы или в учебные заведения».
Говоря о мерах государственной поддержки отрасли, глава агентства раскрыл структуру расходов бюджета по Росавиации. Наибольший объем бюджетных ассигнований здесь приходится на реализацию инвестиционных программ – 61%, на расходы, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам, – 25%, расходы текущего характера – 13%, на выполнение НИОКР – 1%. Кассовое исполнение расходов по Росавиации по состоянию на 31 декабря 2010 года составило 97,2%. Объем бюджетных ассигнований для исполнения возложенных на Росавиацию задач и функций в 2011 году увеличен на 2453,3 млн рублей и составил 48 041, 2 млн рублей.
В завершение доклада Александр Нерадько отметил, что обязанность всех сотрудников работать так, чтобы преодолеть последствия событий декабря прошлого года и января 2011–го и укрепить уверенность общественности в способности организаций гражданской авиации обеспечить безопасную и эффективную работу воздушного транспорта.
Подводя итоги коллегии, Игорь Левитин еще раз отметил, что прошлый год был для гражданской авиации успешным. И здесь большая заслуга всего коллектива авиационной отрасли. При этом министр акцентировал внимание аудитории на том, что с ростом пассажиропотока растут и проблемы. «Наша задача эти вызовы принимать и на них адекватно реагировать. «Ледяной дождь», конечно же, омрачил успешный год гражданской авиации. И все наши попытки объяснить, что мы перевезли 57 млн пассажиров, 26 декабря звучали бы просто смешно. Погодная аномалия не умаляет заслуг перевозчиков, но она вскрыла проблемы, на которые мы прежде не обращали внимания», – подчеркнул министр.
Глава Минтранса обратил внимание и на самый существенный факт – за сонмом цифр выступившие забыли о главном персонаже – пассажире. «Мы ни разу не сказали о защите пассажиров. Мы должны защитить человека, который приобрел билет, то есть, по сути, заключил с нами договор». Возможно, это напоминание является главным и стержневым фактором, определяющим всю многосложную работу авиационной отрасли.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»