• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Все небо в одних руках

Все небо в одних рукахСистема обеспечения безопасного использования воздушного пространства России
действует эффективно.

Все небо в одних рукахС высоты птичьего полета в 36,6 метра, а именно на такой высоте находятся рабочие места авиадиспетчеров Внуковского центра обслуживания воздушного движения – ОВД, вся огромная территория одного из старейших аэропортов Московского узла видна как на ладони. И расположенное на довольно внушительном расстоянии от вышки командно–диспет-черского пункта здание пассажирского аэровокзала, и взлетно–посадочные полосы, и все технические сооружения и объекты видны достаточно четко, несмотря на промозглую, совсем не зимнюю погоду и еще не до конца рассеявшийся после ночи туман. Впрочем, на погоду сетовали лишь операторы–телевизионщики и фотокорреспонденты: их больше бы устроил ясный солнечный день. Сопровождавший журналистов директор по организации воздушного движения и использованию воздушного пространства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД в РФ» Сергей Погребнов заранее предупредил и попросил нас не отвлекать диспетчеров от работы. Сам же он обстоятельно пояснял и отвечал на возникшие у нас вопросы...
На КДП в самом разгаре был обычный, как всегда напряженный рабочий день. И каждый из 13 диспетчеров, заступивших на дневную смену, выполнял свои обязанности. Один руководил посадкой, другой взлетом самолетов. Третий «сопровождал» воздушные суда в полете, четвертый поддерживал постоянную связь с коллегами с соседних аэродромов. Журналисты в КДП смогли послушать переговоры диспетчеров с экипажами лайнеров, находившимися в это время в воздушном пространстве Московской зоны. Или молча, не задавая вопросов, понаблюдать за полетами самолетов на экранах радаров. Большинство же предпочли перейти на смотровую площадку, чтобы полюбоваться, как один за другим взмывают в небо очередные подготовленные к полету пассажирские лайнеры.
Этот пресс–тур для журналистов во Внуково был приурочен к 15–летию со дня создания ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
– Наша Госкорпорация возникла по решению Правительства Российской Федерации на базе 34 региональных предприятий по аэронавигационному обслуживанию и юридически была зарегистрирована 25 декабря 1996 года. Эту дату мы и отмечаем как день рождения ФГУП. Единая система организации воздушного движения в стране создавалась как стратегическая система обеспечения эффективного и безопасного использования воздушного пространства России в интересах решения экономических и оборонных задач как в мирное, так и в военное время. Перед нашим предприятием стоят задачи постоянного совершенствования организации воздушного движения коммерческой и государственной авиации, оптимизации маршрутов для увеличения потоков транзитных полетов над территорией России, модернизации и поддержания эксплуатационной готовности технических систем и средств обслуживания полетов воздушных судов, – проинформировал на состоявшейся пресс–конференции Сергей Погребнов.
Узнали журналисты и о причинах, которые подтолкнули Правительство РФ к организации Госкорпорации. После распада СССР и перехода работы предприятий на рыночную экономику система организации воздушного движения начала дробиться на отдельные небольшие предприятия со штатом до 400 человек и меньше, на авиаотряды, управленческие подразделения и подразделения эксплуатации радиотехнического оборудования и связи. Стихийно они стали обособляться и акционироваться. Государство решило вмешаться в этот процесс и установило, что акционирования в управлении воздушным движением быть не должно. Это и подтолкнуло правительство к структурным преобразованиям в сфере обслуживания воздушного сообщения. После выхода в 2003 году закона об унитарных предприятиях все дочерние подразделения Госкорпорации стали ее филиалами, число которых благодаря их объединению удалось значительно сократить. На этом реформирование не закончилось. Сейчас уже мало кто вспоминает, что до 2007 года система организации воздушного движения состояла из двух сегментов: гражданского и военного. Постановлением правительства было решено перейти к практике, которой придерживаются во всем авиационном мире, – передать все небо в одни руки. При распределении воздушного пространства в мирное время приоритет принадлежит гражданской авиации. И с 2007 года все функции управления воздушным движением в России стали осуществляться гражданскими диспетчерами.
– Так что военных диспетчеров пришлось переучить на работу по нормам гражданской авиации, а гражданским диспетчерам освоить управление внетрассовыми секторами, ранее относившимися к Минобороны. Сегодня, после всех реформ, создана динамично развивающаяся сеть воздушных маршрутов. В состав нашего предприятия входят 90% аэродромов, расположенных на территории страны, от Калининграда до Камчатки. Воздушным пространством России пользуются 1302 авиакомпании, из них 1074 иностранных. Протяженность маршрутов, которые находятся под управлением наших диспетчеров, составляет около 600 тыс. км. За 2011 год по воздушным трассам России были выполнены более 1,1 млн полетов. В штате Госкорпорации трудятся свыше 27 тыс. квалифицированных специалистов, из них в службе движения почти 9,5 тыс., в службе ЭРТОС без малого 10 тыс. У нас функционируют 76 центров ЕС ОрВД, из которых один главный и 7 зональных, – вот такой информацией завершил свое выступление Сергей Погребнов.
Из 14 филиалов, которые в настоящее время функционируют в составе Гос-корпорации, самым крупным является Московский центр автоматизированного управления воздушным движением МЦ АУВД, с работой которого и предстояло более обстоятельно познакомиться участникам пресс–тура. Но прежде, чем мы отправились в экскурсию по его цехам, заместитель директора по ОрВД Александр Повалий на пресс–конференции дал краткую характеристику московскому филиалу.
– Наш центр, – сказал он, – был введен в эксплуатацию 15 апреля 1981 года и в 2006 году вошел в состав Госкорпорации. Он предназначен для обслуживания воздушного движения в Московском узловом диспетчерском районе. Площадь Московской зоны, которая на западе граничит с Белоруссией, на востоке с Татарстаном и Удмуртией, составляет свыше 730 кв. км и охватывает 18 субъектов Российской Федерации. В структуру филиала входят Московский зональный, районный диспетчерский и Московский аэроузловой диспетчерский центры, а также Внуковский, Домодедовский, Шереметьевский, Нижегородский, Белгородский, Воронежский, Орловский, Тверской и Калужский центры ОВД. В столичной зоне находятся 4 авиаузла и 71 аэродром. Коллектив МЦ АУВД обслуживает 25 внутренних и 74 международные воздушные трассы, по которым летают экипажи 320 российских и 800 иностранных авиакомпаний. Они обеспечивают полеты более 600 тыс. судов в год. Это свыше 50% всех рейсов, совершаемых над территорией нашей страны. Кроме того, 120 тыс. воздушных судов следуют через Московскую зону транзитом.
Для всех сотрудников столичного филиала 2011 год стал вдвойне знаменательным. 15–летие Госкорпорации совпало с другой, не менее важной для отечественной авиации датой – 30–летием с начала эксплуатации московских автоматизированных систем «ТЕРКАС». Поздравляя коллектив с этим событием, руководитель Росавиации Александр Нерадько отметил: «Создание и запуск АС УВД «ТЕРКАС» открыли новую страницу в истории развития гражданской авиации, положив начало автоматизированного управления полетами воздушных судов в стране. Московский центр АУВД внес достойный вклад в становление и успешное функционирование Единой системы организации воздушного движения в России, став одним из лидеров отрасли в области предоставления аэронавигационных услуг.
Как в свое время электрификацию железных дорог назвали технической революцией в отрасли, так и внедрение «ТЕРКАСа» можно охарактеризовать столь же высоко».
– Несмотря на большую подготовительную работу, далеко не все диспетчеры смогли освоить новое оборудование, – рассказывает Александр Повалий. – Часть из них вынуждена была уйти, часть перешла на работу в другие службы. Даже те, кто успешно прошел полную подготовку, поначалу порой при интенсивной плотности полетов или при нештатных ситуациях терялись. Тогда на помощь им приходили инструкторы. Но, как говорится, не боги горшки обжигают. Постепенно накапливались и знания, и опыт. У нас до сих пор на разных должностях работают диспетчеры, входившие тогда в группу инструкторов, которые внесли весомый вклад в освоение новой системы. «ТЕРКАС» и сейчас работоспособен. Но время неумолимо, и, конечно, за 30 лет он устарел. Поэтому в дополнение мы создали и два года назад запустили систему управления воздушным движением «МК Резерв». А сейчас мы переходим на систему сокращения интервалов вертикального эшелонирования RVSM. Под нее сегодня оборудованы все новые воздушные суда, принимаемые в России. Кстати, эта система требует обязательного хорошего владения иностранным языком. Но с этим проблем не возникает, тем более что диспетчеры, ведущие переговоры в радиоэфире на иностранном, получают приличную доплату к окладу.
При знакомстве с производственными подразделениями МЦ АУВД наибольшее впечатление на журналистов произвел довольно внушительный по площади уникальный центр тренажерной подготовки, который в связи с переходом в скором времени на работу с системой RVSM оснащается более современным, в том числе и компьютерным, оборудованием: отечественным и приобретенным за рубежом. Посидеть за тренажерами никому из нас не удалось: уходили, позанимавшись, одни диспетчеры, их места тут же занимали другие. Выяснилось, что зал никогда, пожалуй, кроме ночных часов, не пустует. Многие приходят сюда и по своей инициативе. Лишний раз отработать на тренажере какую–либо нештатную ситуацию не помешает, чтобы, когда в небе самолет столкнется с непредвиденными обстоятельствами, а такое случается нередко, подсказать командиру корабля, оперативно принять единственно верное решение, которое поможет спасти жизни пассажирам и летному экипажу.
Такое внимание к профессиональной подготовке и обучению диспетчерского аппарата, особенно новичков, вполне объяснимо. И дело не только в том, что эта профессия является ведущей на предприятии. Дело и в том, что еще совсем недавно средний возраст у диспетчеров превышал 47 лет, что не могло не тревожить руководство. Такая ситуация возникла лет 10 назад, когда в связи с разразившимся экономическим и финансовым кризисом вся отрасль переживала нелегкие времена, а Горкорпорация оказалась на грани банкротства с огромной кредиторской задолженностью. Износ технологического оборудования достиг 75%. Риск летного происшествия в 4 раза превышал нормативы ИКАО. Дело доходило даже до объявления голодовок и забастовок диспетчеров. Естественно, что молодые специалисты после окончания авиационных вузов не спешили пополнить штат Госкорпорации. И хотя все эти трудности далеко позади, но последствия тех лет ощущаются и поныне. Как же в МЦ АУВД ищут выход из неблагоприятной кадровой ситуации?
– Почему ищут, уже нашли, и не только в Московском центре, во всей Госкорпорации, – возразил журналистам Сергей Погребнов. – Что мы для этого сделали? Первое – значительно подняли зарплаты. Второе – сформировали очень привлекательный социальный пакет. Возможно, у нефтяников или газовиков зарплата повыше, чем у наших работников. Но такого, как у нас, соцпакета нет ни у кого. Причем льготы в нем предоставляются не только работникам, но и членам их семей, детям. С 2007 года мы стали заключать единый коллективный договор. В нем оговорены и зарплаты, которые два раза в год индексируем, и соцпакет, на который выделяется ежегодно 1,5 млрд рублей. Нам уже удалось понизить средний возраст диспетчерского аппарата с 47 до 45 лет. И проблема старения кадров уже не стоит так остро. Что касается смены ветеранам, то мы проанализировали причины, почему к нам неохотно шли молодые специалисты. Ввели льготы и гарантии для молодежи. Так, в течение 5 лет мы оплачиваем им 50% найма однокомнатной квартиры. Начали заключать целевые контракты с будущими специалистами: обучение в вузе за наш счет, но с условием после его окончания отработать в Госкорпорации минимум 5 лет. Отличникам учебы от предприятия платим ежемесячно стипендию по 5 тыс. рублей. И если прежде к нам приходили лишь 30% и менее выпускников высших учебных заведений, то сейчас – до 85%.
В Московском центре стремятся организовать и досуг молодежи, арендуют спортивные залы, а также лыжный спуск для занятий спортом. На предприятии регулярно проводятся соревнования по теннису, баскетболу, волейболу, футболу и хоккею. Футбольная и хоккейная команды участвуют во всероссийских и международных соревнованиях авиаторов. Так, минувшим летом футболисты филиала в Риме, в турнире, в котором участвовали 46 команд, второй год подряд завоевали Кубок Европы среди авиадиспетчеров.
Словом, коллектив МЦ АУВД, как и все филиалы Госкорпорации, с хорошим настроением встретил 15–летие предприятия и с оптимизмом смотрит в будущее. Скоро его ждет новоселье в новом здании Центра управления полетами. Оно уже построено во Внуково, ведется оснащение новейшим оборудованием, отвечающим мировым стандартам. Ввод нового центра в эксплуатацию позволит достичь максимально возможного уровня безопасности и качества полетов воздушных судов, войти в число лучших поставщиков аэронавигационного обслуживания воздушного пространства. Это станет реальным шагом к интеграции в международную аэронавигационную систему. Ведь к 2013 году предстоит увеличить объем перевозок пассажиров с 60 до 90 млн человек. Вряд ли надо кого–то убеждать, как важно для страны и для всех нас обеспечить четкую и бесперебойную работу гражданской авиации. А во многом она определяется точностью и эффективностью работы наземной диспетчерской службы.

Владимир ЧИСТОВ

19.01.2012

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1290

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya