Столичная воздушная гавань прекратила эксплуатацию одной из взлетно–посадочных полос (ВПП–1). Этой новостью на пресс–конференции поделились с журналистами врио руководителя Росавиации Константин Махов и первый заместитель гендиректора ОАО «Международный аэропорт «Внуково» Виталий Ванцев.
Интерес к не самой топовой теме – реконструкции одного из участков плоскостных сооружений аэродромного комплекса – был усилен недавним сообщением Владимира Путина о предстоящем объединении Внуково и Шереметьево в единый аэропортовый комплекс. Константин Махов объявил о закрытии ВПП–1 для проведения восстановительных работ в районе так называемой большой крестовины, пересечения ВПП–1 и ВПП–2. Сроки проведения первого этапа работ определены в 72 дня и должны быть завершены к 1 июля. Реконструкция ВПП–1 финиширует в 2012 году. Объем инвестиций на данном этапе (без удлинения ВПП–1) составит порядка 7,5 млрд руб. Источник финансирования – федеральный бюджет, частные инвесторы по заведенной общемировой практике к реконструкции взлетно–посадочных полос не привлекаются.
Известно, что Внуково располагает двумя зависимыми полосами. Поэтому реконструкция каждой из них связана с большими неудобствами. В частности, с прекращением эксплуатации ВПП–1 воздушные суда вынуждены приземляться и взлетать со взлетно–посадочной полосы, которая на километр короче. «На безопасности это не отразится, для этого введены некоторые ограничения. Ограничения коснутся воздушных судов только по взлетной и посадочной массе», – заявил Константин Махов.
Проект, в рамках которого предусматривались реконструкция обеих взлетно–посадочных полос, основного перрона аэровокзального комплекса Внуково–1, строительство сети рулежных дорожек, а также выполнение ряда других работ, был разработан и утвержден в октябре 2006 года. Генеральный подрядчик в октябре 2009 года завершил реконструкцию взлетно–посадочной полосы № 2 длиной 3060 м, оснащенной светосигнальным оборудованием, соответствующим требованиям II категории точных заходов на посадку и посадок по приборам по классификации ICAO. Многое сделано и по реновации рулежных дорожек, строительству перрона Внуково–1 и дополнительных стоянок воздушных судов.
В этот же период должны были быть построены две рулежные дорожки – РД–18 и РД–20, которые позволят упростить схему руления для воздушных судов в торец ВПП–2 для осуществления операций взлета–посадки с курсом 14 градусов. Однако эти работы завершены не были, поскольку РД–18 и РД–20 находятся на пересечении с действующей ВПП–1. Их и предстоит выполнить в отведенный 72–дневный срок. «К 1 июля будет полностью сдана ВПП–2 с «большой крестовиной», а также 18–я и 20–я рулежные дорожки с пересечением. Таким образом, весь запланированный объем работ по ВПП–2 будет завершен, и ее пропускная способность увеличится. Как только будет заключен контракт на реконструкцию ВПП–1, войдет в работу и этот объем», – сообщил Виталий Ванцев.
А впереди реализация еще более сложного проекта, связанного с реконструкцией ВПП–1 длиной 3000 м, и участка пересечения двух взлетно–посадочных полос «большой крестовины». Предусматриваются обновление существующего покрытия взлетно–посадочной полосы, оснащение ее светосигнальным оборудованием по III категории точных заходов на посадку и посадок по приборам по классификации ICAO, строительство скоростных рулежных дорожек и соответствующей вододренажной системы. «После реконструкции первой взлетно–посадочной полосы с удлинением ее на 500 метров эта полоса сможет принимать все типы воздушных судов и отправлять их, в том числе и Аэробус–38», – сообщил Виталий Ванцев.
Проект обновления ВПП–1 назрел давно: износ покрытия здесь составляет около 80%, а последняя реконструкция объекта проводилась еще в 1986 году. По этим причинам эффективное функционирование аэродромного комплекса и полноценное обеспечение безопасности полетов воздушных судов, в том числе первых лиц Российской Федерации, руководителей государств и правительств зарубежных стран, в настоящее время становится невозможным.
Чрезвычайно остро стоит и вопрос необходимости удлинения ВПП–1. Длина взлетно–посадочной полосы, спроектированной и построенной еще в конце 30–х годов прошлого века, уже не отвечает требованиям безопасности при эксплуатации современных воздушных судов большой взлетной массы. Подобное инфраструктурное ограничение, безусловно, тормозит развитие аэропортового комплекса, а также привносит вполне реальные сложности в обеспечение авиационной безопасности литерных рейсов, большинство из которых как раз и выполняются на лайнерах большой взлетной массы, включая широкофюзеляжные суда типа Ил–96–300 и Вoеing–747. Кроме того, удлинение ВПП позволит более взвешенно сбалансировать пропускную способность аэродрома и сервисную инфраструктуру аэропортового комплекса.
По мнению Виталия Ванцева, пропускная способность аэродрома на время проведения работ снизится незначительно, а авиакомпании продолжат выполнять рейсы из Внуково практически в полном объеме. Исключения составят некоторые типы широкофюзеляжных воздушных судов, в том числе состоящих в парке СЛО «Россия». Он отметил, что аэропорт провел переговоры со всеми обслуживаемыми авиакомпаниями, которые подтвердили, что на период реконструкции ВПП–1 остаются в аэропорту. Свои рейсы в другие аэропорты переводят только те, кто летает на воздушных судах Ту–134 и Ту–154. Однако это не связано с реконструкцией ВПП–1, а происходит в рамках мер по снижению шумового воздействия на близлежащие жилые массивы, реализуемых аэропортом Внуково.
Серьезным страховочным ресурсом для Внуково стало подписание в период проведения IV Международного форума «Транспорт России 2010» между ним и международным аэропортом Шереметьево меморандума о сотрудничестве. В документе, в частности, зафиксировано соглашение сторон по обеспечению бесперебойного обслуживания воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, а также стабильности работы авиакомпаний, совершающих рейсы в/из аэропортов Шереметьево и Внуково на период осуществления строительных работ на аэродроме одного из участников соглашения. Главное – это безопасность, комфорт и высокое качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний. Благодаря подписанному меморандуму эти условия будут соблюдены.
«Проводимая реконструкция аэродромных покрытий Внуково позволит аэропорту увеличить количество взлетно–посадочных операций, интенсифицирует процесс руления воздушных судов, значительно улучшит несущие характеристики ВПП–1 и в целом будет способствовать повышению качества обслуживания в ОАО «Международный аэропорт «Внуково» пассажиров и авиакомпаний», – подчеркнул Константин Махов.
Для решения означенной выше проблемы шумового воздействия руководство аэропорта Внуково решило пойти на беспрецедентные для Московского авиационного узла меры и, несмотря на возникающие в связи с этим шагом некоторые финансово–экономические издержки, с 15 апреля 2011 года первым среди российских аэропортов ввело запрет на эксплуатацию в аэропорту Внуково воздушных судов Ту–134, Ту–154Б, Ил–86, уже не отвечающих экологическим требованиям по уровню шума. Измеренный уровень шума этих воздушных судов на 10%–15% превышает показатели современных магистральных самолетов типа Boеing–737/757/767 или A–310. В ночное время аэропорт не будет принимать воздушные суда типа Ту–154М. Данные запреты и ограничения уже согласованы с Федеральным агентством воздушного транспорта.
В рамках специального исследования Центра экологической безопасности гражданской авиации, проведенного в 2009–2010 гг. по заказу аэропорта Внуково в связи с планами по удлинению полосы, особое внимание уделялось реконструкции и прогнозу возможных изменений шумового фона при посадке, дающей, как известно, максимальные показатели шумовой нагрузки. В результате было зафиксировано, что ключевые факторы – маршруты полетов при выполнении взлета, маневрирования при заходе на посадку, а также определяющие при посадке уровни формирования шума – координаты 3–го и 4–го разворотов и траектория глиссады снижения – при планируемом удлинении полосы не изменятся. Соответственно, удлинение ВПП никак не отразится на формировании шумового воздействия и просто не сможет привести к повышению уровня авиационных шумов на прилегающие к аэропорту жилые застройки.
Безусловно, реконструкция плоскостной инфраструктуры Внуково прибавит аэропорту не только имиджа. «Это отра-зится на капитализации аэропортов, существенно улучшит инвестиционный климат в обоих аэропортах. Как акционеры мы готовы к объединению», – заметил Виталий Ванцев. Но как будет действовать объединяемый аэропортовый комплекс, пока неизвестно. «Сейчас создается рабочая группа, которая разработает все предложения, рассмотрит варианты и предложит несколько из них правительству. Сроки пока не определены. Мы хотим предложить варианты с разными сроками реализации, потому что здесь очень много вопросов: и выкуп портфеля, и изменение бюджета… Не так просто объединить два независимых аэропорта, которые имеют свои программы развития, – прокомментировал ситуацию Константин Махов, подчеркнув при этом: Мы не объединяем аэропорты, мы объединяем управление ими, распределение потоков». «Это трудно, но не невозможно», – дополнил Виталий Ванцев.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»