итоги работы воздушного транспорта в 2012 году и наметила
перспективы развития отрасли.
На итоговом мероприятии Федерального агентства воздушного транспорта РФ присутствовали министр транспорта РФ Максим Соколов, замминистра Валерий Окулов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, представители аппарата Президента РФ, министерств и ведомств, а также администраций субъектов Российской Федерации.
Открывая заседание, Максим Соколов отметил, что в год 90–летия российской гражданской авиации воздушный транспорт России вышел на новые рубежи. По сравнению с 2011 годом показатели пассажирооборота и перевозки пассажиров увеличились на 17,4% и 15,5% соответственно и составили 195 млрд пассажирокилометров и 74 млн пассажиров. «Это высокие показатели, которые превышают аналогичные результаты, достигнутые в СССР в 1990 году», – подчеркнул министр. В то же время в части региональных и местных авиаперевозок отрасль еще не вышла на соответствующие параметры конца прошлого века. В качестве примера был приведен Приволжский федеральный округ, где в ближайшее время будет запущен пилотный проект развития региональной авиа-
сети. Так, было отмечено, что уровень пассажироперевозок в округе за последние тридцать лет упал в пятьдесят(!) раз. «Это говорит о том, что и в текущем, 2013 году, и в дальнейшем нам необходимо сосредоточиться на развитии и улучшении качества региональных и местных перевозок и в полной мере реализовать комплекс мер их государственного стимулирования», – подчеркнул министр. Ресурсов для этого достаточно. Объемы финансирования, заложенные в бюджеты Министерства транспорта и Росавиации, говорят о том, что такая задача вполне решаема.
Особое внимание министерство уделяет решению задач, связанных с развитием аэродромной сети, модернизацией аэронавигационной системы. «Нам удалось в последние годы остановить снижение количества аэродромов. Теперь от стабилизации нам следует переходить к развитию», – считает Максим Соколов.
Внимание руководства Рос-авиации было обращено на необходимость системной работы, обеспечивающей ритмичность освоения бюджетных средств, плановое завершение строительства, реконструкции и ввод в эксплуатацию объектов, обеспечение бесперебойности и регулярности полетов, безотказной эксплуатации объектов аэродромной и аэронавигационной инфраструктуры при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. Предметом особого внимания должно стать обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
Серьезное место в докладе было отведено важнейшим составляющим деятельности авиационного комплекса – без-опасности полетов. «Показатели безопасности свидетельствуют о необходимости совершенствования государственного контроля за деятельностью авиаперевозчиков, подготовкой авиационного персонала, поддержанием летной годности воздушных судов. Кроме того, необходимо внедрение реально действующей государственной системы обеспечения безопасности полетов», – сказал Максим Соколов. С 2007 по 2011 год число авиационных происшествий в коммерческой гражданской авиации сохранялось на уровне 12 – 13 событий в год, в том числе – 7 катастроф в год. В прошлом году по сравнению в 2011 годом количество авиационных происшествий уменьшилось на 37,5%. При этом снизилась и тяжесть авиационных происшествий – общее число катастроф с самолетами коммерческой гражданской авиации сократилось на 57%.
Министр отметил необходимость дальнейшего усиления контроля за соблюдением эксплуатантами сертификационных требований. В первую очередь, в части организации летной работы, построения реально действующей системы управления безопасностью полетов и повышения персональной ответственности как центрального аппарата Росавиации, так и ее территориальных управлений.
Было также обращено внимание на одну из важнейших задач 2013 года – преодоление отставаний, допущенных по федеральным целевым программам. Министр подчеркнул необходимость безусловного выполнения мероприятий ФЦП и внепрограммных мероприятий.
«Основные производственные показатели работы гражданской авиации указывают на то, что в отрасли продолжается значительный подъем с превосходящими более чем в 2 раза среднемировые темпами роста перевозок», – сказал Александр Нерадько. Положительной он считает тенденцию концентрации авиатранспортного производства. Ведущие авиапредприятия еще более укрепили свои позиции – доля 15 авиакомпаний–лидеров в общем объеме перевозок выросла и составила в 2012 году 86,5%, 35 пассажирских авиакомпаний в целом обеспечили 98,3% всего пассажиропотока.
Рост объемов перевозок на уровне 15% продолжается и в текущем году. В этих условиях ключевой становится задача повышения качества обслуживания пассажиров и соблюдения их прав. Особенно это важно в преддверии исключительно ответственных событий – зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи и Всемирной летней универсиады в Казани.
На острие внимания должно быть решение задачи, поставленной Президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию, где развитие региональной авиации рассматривается как один из важнейших приоритетов. Начиная с 2013 года на территории Приволжского федерального округа (ПФО) будет реализовываться пилотный проект, целью которого является повышение заинтересованности авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок и росте пассажиропотока. Перевозки в ПФО будут выполняться по 114 маршрутам, из федерального и регионального бюджетов на реализацию этого проекта будут выделены 600 млн рублей.
Серьезным подспорьем для интенсификации региональных авиаперевозок является их субсидирование. Программа охватывает перевозки из центральной части России в Дальневосточный регион, из Калининграда в европейскую часть страны, распространяется на территории Северо–Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. С 2012 года началось предоставление едино-временной субсидии авиакомпаниям, получающим в лизинг воздушные суда не старше 10 лет с количеством пассажирских мест не более 72. В 2012 году для реализации этой программы из федерального бюджета были выделены 1,5 млрд рублей. В целях сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий реализуется программа субсидирования федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения.
Таким образом, считает Александр Нерадько, мы вправе ожидать дальнейшего роста пассажирских и грузовых перевозок, включая региональные.
Но важно, чтобы этот процесс не сопровождался увеличением аварийности. Главная задача заключается в снижении рисков авиационных происшествий. Комплекс принятых мер позволил уменьшить общее количество происшествий, погибших и пострадавших при них. Поэтому, считает глава ФАВТ, нельзя говорить, что показатели безопасности полетов в России ухудшаются год от года. Этого нет. Вместе с тем проблем в области профилактики аварийности как всегда достаточно. Руководителям всех уровней было указано на необходимость перестроить работу, нацелить ее на активный поиск и заблаговременное устранение аварийных факторов.
Немалое значение в докладе было уделено вопросам повышения качества подготовки летного состава учебными заведениями; конструктивных и производственных недостатков новой отечественной авиатехники, сопровождения ее со стороны промышленности; развития аэронавигационной и аэродромной сетей.
Число сфер ответственности и выполняемых Росавиацией функций весьма значительно. Все они непосредственно направлены на достижение стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период да 2020 года, подытожил свое выступление руководитель федерального агентства.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
14.03.2013