В совещании, прошедшем под председательством руководителя Росавиации Александра Нерадько, приняли участие начальники управлений центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Росавиации, руководители подведомственных агентству научно–исследовательских институтов, а также представители авиакомпаний и аэропортов.
На совещании было отмечено, что в настоящее время на отечественном рынке коммерческих авиационных перевозок осуществляют операционную деятельность 126 авиакомпаний. В минувшем году Росавиация аннулировала действие сертификатов эксплуатантов у 37 авиапредприятий, и тенденция ликвидации недобросовестных перевозчиков будет осуществляться на постоянной основе. В настоящее время в ряде авиакомпаний проводится серьезная работа по обеспечению безопасности полетов.
Как отметил руководитель Росавиации Александр Нерадько, ряд отечественных авиаперевозчиков не жалеют средств для обновления парка воздушных судов, подготовки и обучения персонала, создания тренажерных центров, внедрения научных методов прогнозирования рисков и предупреждения авиационных происшествий. Между тем в ряде авиакомпаний наблюдаются тенденции бесконечного продления ресурсов устаревшей техники, поиска зарубежных авиационных центров, в которых фактически невозможно проконтролировать подготовку летного состава. Время от времени констатируются попытки создания новых авиакомпаний, предполагающих осуществление своей операционной деятельности на воздушных судах, не соответствующих элементарным нормам летной годности. Отсутствие у ряда авиаперевозчиков системной работы по обеспечению безопасности полетов привело к нескольким серьезным авиационным происшествиям в 2011 году. Среди основных причин установлены: ошибки и нарушения в работе летного состава, отказы авиационной техники, а также пренебрежение эксплуатационными минимумами аэродромов. Среди вопиющих нарушений названы также нарушение режима труда и отдыха экипажей. Причинами авиационных происшествий в авиации общего назначения стали злостные нарушения воздушного законодательства. В 9 случаях у воздушных судов отсутствовали сертификаты летной годности, в 6 – у лиц, пилотирующих воздушные суда, отсутствовали свидетельства пилотов.
Участники совещания констатировали ослабление контроля со стороны отдельных межрегиональных территориальных управлений Росавиации за деятельностью авиакомпаний, отсутствие в ряде случаев должной принципиальности и требовательности к недобросовестным авиаперевозчикам. Такая нестабильность в сфере обеспечения безопасности полетов способствует формированию отрицательного имиджа отечественных авиакомпаний, особенно при постоянно растущих объемах авиационных перевозок. Достаточно сказать, что в 2011 году услугами российских авиакомпаний воспользовались 64 миллиона пассажиров. Авиационная активность населения впервые превысила показатели 1991 года.
Среди мер по преодолению сложившейся ситуации на совещании отмечались: усиление контроля территориальных органов Росавиации за состоянием безопасности полетов, проверка качества исполнения сертификационных требований в режиме реального времени, возвращение к ступенчатой системе подготовки летного состава, а также необходимость системного информирования эксплуатантов о результатах сбора, анализа и обработки данных, касающихся отказов авиационной техники. Повышению качества сертификации, безусловно, будет способствовать решение Росавиации о прекращении деятельности коммерческих сертификационных центров и ведении этой деятельности исключительно силами специалистов ведомства.
Руководитель Росавиации отметил необходимость оптимизации деятельности Государственного научно–исследовательского института гражданской авиации по прогнозированию рисков авиационных происшествий. В ходе работы совещания институту было дано поручение проверить качество авиационного топлива и механизмы заправки воздушных судов в аэропортах.
Участники совещания получили возможность ознакомиться с одним из лучших в стране учебных центров авиатренажеров, созданным авиакомпанией «Газпромавиа» в подмосковном Остафьево.
Сергей КРЫЛОВ
02.02.2012