включала сорок вопросов.
Совет Федерации провел заключительное, 319–е заседание весенней сессии. Повестка включала сорок вопросов.
Большое внимание в работе верхней палаты парламента было уделено законопроектам, регулирующим различные аспекты транспортной отрасли.
В частности, Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».
Он направлен на совершенствование законодательства РФ в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути, и предусматривает внесение изменений в три федеральных закона: «О естественных монополиях», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а также в Кодекс торгового мореплавания (КТМ).
Ледокольная проводка судов и ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути отнесены к услугам естественных монополий.
Вместо «трасс» Северного морского пути вводится понятие «акватория» Северного морского пути и дается исчерпывающее ее определение. Предусматривается создание администрации Северного морского пути в форме федерального казенного учреждения, на которую возлагается организация плавания в его акватории.
Федеральный закон направлен на оптимизацию системы управления Северным морским путем, обеспечение безопасности судоходства в его акватории, а также защиту национальных интересов Российской Федерации в Арктике.
* * *
Россия приняла международные стандарты в сфере надзора и контроля за подготовкой авиационного персонала.
Сенаторы одобрили изменения в Воздушный кодекс РФ, направленные на реализацию норм международных стандартов в области государственного надзора за подготовкой авиационного персонала.
Уточняются перечень и процедура допуска к работе лиц, относящихся к авиационному персоналу. Статья 54 «Подготовка специалистов авиационного персонала» изложена в новой редакции с учетом требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку членов экипажей, полетных диспетчеров и специалистов по техническому обслуживанию (ремонту) судов.
Устанавливаются требования к тренажерным устройствам имитации полетов, применяемым в целях подготовки и контроля навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов.
Принятие данного федерального закона создаст дополнительные условия для повышения уровня безопасности полетов в Российской Федерации и будет способствовать конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на рынках международных воздушных перевозок.
* * *
Усовершенствованы система государственного управления внутренним водным транспортом и деятельность единой транспортной системы РФ.
Верхняя палата одобрила Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он направлен на создание отвечающей современным требованиям нормативно–правовой основы обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, повышение эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта, усиление административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без специального разрешения (лицензии), уточнение законодательства РФ в сфере, регламентирующей вопросы государственного контроля (надзора) в области транспорта.
Федеральный закон вносит изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в федеральные законы, регулирующие вопросы дорожного движения, деятельности железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, технического осмотра транспортных средств, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и другие.
* * *
Принят закон о безопасной утилизации отдельных видов колесных транспортных средств. Сегодня доля переработки автомобилей составляет всего 2% от всего перерабатываемого в стране металла, при этом объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн штук в год, а к 2015 году – от 2 до 2,5 млн.
Цель федерального закона – определение правовых основ для развития в Российской Федерации системы утилизации автотранспортных средств, утративших свои потребительские свойства. Законом установлено, что за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.
Закон устанавливает расходные обязательства Российской Федерации по возмещению затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию автомобилей.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также порядок взимания сбора, его размеры, порядок и размер компенсации затрат организаций и индивидуальных предпринимателей на утилизацию ТС устанавливаются Правительством РФ.
По предварительным подсчетам Министерства промышленности и торговли РФ, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20–45 тыс. рублей, за грузовую – от 150 до 400 тыс. рублей. Для подержанных автомобилей будут применяться повышенные – примерно в 4 раза – коэффициенты.
Производители автотранспортных средств, принимающие на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению последующей безопасной утилизации транспортных средств, освобождаются от уплаты утилизационного сбора.
Федеральный закон вступает в действие с 1 сентября 2012 года и не распространяется на колесные транспортные средства, имеющие паспорта, выданные до этой даты.
* * *
Сенаторы одобрили федеральный закон, направленный на совершенствование процедуры технического осмотра транспортных средств.
Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, федеральные законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отменяются талоны технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра. Их роль будет выполнять диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, которая будет одним из обязательных документов, необходимых для заключения договора ОСАГО в страховой компании.
Законом устанавливаются меры по усилению контроля за деятельностью операторов техосмотра и соблюдением ими требований аккредитации и правил проведения технического осмотра.
Положения закона распространяют область аккредитации на проведение техосмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Дилеры, аккредитованные в качестве операторов технического осмотра, получат право проведения технических осмотров отдельных марок автомобилей.
Закон устанавливает, что до 1 августа 2015 года при заключении договора ОСАГО для владельцев транспортных средств наряду с диагностической картой допускается предъявление талона технического осмотра, выданного до дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Уточняются функции профессионального объединения страховщиков по контролю за деятельностью операторов технического осмотра.
Ожидается, что благодаря реализации закона повысится доступность пунктов техосмотра транспортных средств, в том числе в дилерских сервисных центрах, упростится процедура технического осмотра и оформления документов.
«Совет Федерации работал активно, системно и плодотворно», – заявила председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко, подводя итоги работы верхней палаты парламента с января по июль 2012 года. Она подчеркнула, что Совет Федерации внес весомый вклад в законодательное обеспечение экономической, финансово–бюджетной, социальной политики государства. В весеннюю сессию состоялись 11 заседаний палаты, одобрены два федеральных конституционных закона, 150 федеральных законов, поступивших из Государственной думы, проведены девять парламентских слушаний и девять «круглых столов». Сенаторы, используя право законодательной инициативы, внесли 48 законопроектов, из которых два уже стали федеральными законами, восемь приняты Государственной думой в первом чтении, остальные находятся в разной стадии проработки.
Совету Федерации и Государственной думе удалось наладить плодотворное сотрудничество: во взаимодействии палат появились новые формы, позволяющие снимать разногласия на ранних стадиях подготовки законов, активизировались контакты профильных комитетов, создан Совет законодателей РФ при Федеральном собрании. «Он открывает регионам совершенно новые возможности для реализации своих интересов в законодательной сфере, для усиления влияния на выработку решений, принимаемых федеральными органами власти», – подчеркнула председатель СФ.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
2.08.2012