Многолетняя работа по созданию условий для оказания доступных и качественных услуг населению на воздушном транспорте, по развитию современной инфраструктуры и обеспечению авиационной и транспортной безопасности позволяет с уверенностью говорить о поступательном развитии гражданской авиации. Об этом заявил министр транспорта РФ Максим Соколов на заседании Совета Федерации в рамках Правительственного часа.
В своем выступлении он сделал акцент на развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности.
За последние три года авиаперевозки по сравнению с другими видами транспорта развивались более высокими темпами. Рост численности авиапассажиров превысил мировые темпы в среднем в три раза. По результатам 2014 года российскими авиакомпаниями были перевезены более 93 млн человек, что является рекордным показателем за всю историю российской гражданской авиации. Эта тенденция сохранилась и в 2015 году.
По итогам 2015 года на долю перевозок на внутренних воздушных линиях пришлось 57% от всего авиационного трафика. Для сравнения: в 2012 году на них приходилось всего лишь 47%. На внутренних воздушных линиях в 2015 году были перевезены более 52 млн человек, что на 13,5% больше, чем в 2014 году. Также на 6,5% выросли объемы перевозок на местных воздушных линиях.
Хорошую динамику показали российские аэропорты, которые обслужили в 2015 году почти 160 млн человек, что на четверть больше по сравнению с 2012 годом.
Значительный рост внутренних воздушных перевозок, их доступность для населения были обеспечены благодаря программам субсидирования на 300 социально значимых маршрутах. В 2015 году на эти цели из федерального бюджета были выделены более 9 млрд руб., что позволило перевезти 1,5 млн пассажиров. Максим Соколов уверен, что эти программы надо продолжать и в будущем, чтобы сохранить маршрутную сеть в удаленных и труднодоступных регионах страны, и призвал регионы к более активному участию в софинансировании маршрутов, поставив в пример Приволжский федеральный округ.
Еще одной эффективной мерой по поддержке авиационной отрасли стало снижение ставки НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%.
Средняя стоимость перевозки одного пассажира в прошлом году выросла примерно на 5,5%, при том что инфляция составила около 13%. В целях дальнейшей поддержки отрасли и обеспечения доступности перевозок Минтранс России предлагает обнулить НДС на внутренние воздушные перевозки, что позволит обеспечить финансовую стабильность авиакомпаний при снижении платежеспособного спроса на авиаперевозки.
Министр подчеркнул, что в рамках программ субсидирования приоритет отдается авиаперевозчикам, использующим отечественные воздушные суда. С 2012 года реализуется программа субсидирования для региональных и местных перевозок. За это время этой программой воспользовались 14 авиакомпаний, которые приобрели в лизинг 73 самолета.
– В целях совершенствования данной программы Минтрансом в Правительство РФ внесен проект постановления, который распространяет право получения субсидии на региональные унитарные предприятия и дает возможность возмещать расходы на условиях так называемого операционного лизинга, – сообщил министр.
Вместе с тем Максим Соколов обратил внимание на отсутствие в производственной линейке отечественных производителей современных воздушных судов вместимостью до 19 кресел и до 72 кресел.
Говоря об аэродромной инфраструктуре, глава Минтранса сообщил, что в настоящее время она включает в себя 254 аэродрома. Уменьшение аэродромной сети произошло в основном за счет перевода аэродромов местных воздушных линий с грунтовыми полосами в разряд посадочных площадок.
В течение последних пяти лет на развитие аэродромной инфраструктуры из федерального бюджета было направлено почти 176 млрд руб., выполнены работы по строительству и реконструкции в 67 аэропортах страны, в том числе 24 взлетно–посадочных полос.
За этот же период на развитие аэродромной инфраструктуры из бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников были направлены средства в сумме более 91 млрд руб., и за счет этих средств были построены новые терминальные мощности в 19 аэропортах страны. За счет средств исключительно частных инвесторов были построены и введены в эксплуатацию три новых гражданских аэродрома.
– Однако, – отметил Максим Соколов, – по ряду проектов имеются отставания по срокам реализации, связанные в большинстве случаев с ненадлежащим исполнением подрядными организациями своих договорных обязательств в рамках государственных контрактов. Нами принимаются меры по активизации работ на этих объектах, проведению служебных проверок в отношении лиц и организаций, ответственных за реализацию проектов, при необходимости применяются штрафные санкции вплоть до расторжения государственных контрактов.
В 2016–2020 годах на реконструкцию и строительство аэродромной инфраструктуры предусмотрены средства в объеме еще 256 млрд руб., сообщил Максим Соколов.
Для сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры в труднодоступных и северных территориях на базе 66 региональных и местных аэропортов и 15 посадочных площадок созданы 7 федеральных казенных предприятий, субсидируемых из федерального бюджета, и эта работа будет продолжена.
Министр подчеркнул, что вопросы комплексной безопасности полетов и повышения эффективности противодействия террористическим угрозам в гражданской авиации всегда являются приоритетными. Принимаемые меры по профилактике авиационных событий позволили закрепить тенденцию к снижению частоты и тяжести авиационных происшествий в коммерческой авиации.
Максим Соколов обратил внимание на тот факт, что уменьшение числа авиационных происшествий с самолетами коммерческой и гражданской авиации проходило на фоне роста объема перевозок. Система обеспечения безопасности полетов прошла аудит в международной организации ИКАО, и комиссия ИКАО пришла к выводу, что система контроля обеспечения безопасности полетов функционирует на приемлемом уровне, а показатели всех критических элементов системы превышают среднемировые результаты проверок.
Министр напомнил, что в 2012 году при Президенте Российской Федерации была образована Комиссия по развитию авиации общего назначения. В рамках ее деятельности утвержден План действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиации общего назначения, включающий исполнение 17 мероприятий, затрагивающих правовую, экономическую, производственную и эксплуатационную сферы деятельности авиации общего назначения.
Минтрансом России проведена работа по реализации мероприятий, направленных на устранение административных барьеров в части упрощения регистрации легких и сверхлегких воздушных судов.
Принят нормативный правовой акт, предусматривающий упрощение процедур выдачи сертификата летной годности на воздушные суда. Подготовлены изменения в Федеральные авиационные правила по установлению исчерпывающего перечня авиационных работ, требующих получения соответствующего сертификата.
Во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти проводится работа по установлению рациональных требований транспортной безопасности к субъектам и объектам транспортной инфраструктуры авиации общего назначения.
В заключение Максим Соколов отметил, что реализация мер, принимаемых Правительством РФ, и совершенствование нормативной базы гражданской авиации позволят обеспечить дальнейший рост объемов перевозок на внутренних воздушных линиях, развить маршрутную сеть региональных и местных воздушных линий, а также обеспечить высокий уровень авиационной безопасности в наших аэропортах.
Выступление министра транспорта вызвало неподдельный интерес у сенаторов, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы, касавшиеся, в частности, введения «невозвратных тарифов»; повышения сборов с авиакомпаний на взлет, посадку и авиационную безопасность в московских аэропортах; организации деятельности по допуску по состоянию здоровья к летной работе членов экипажей воздушных судов гражданской авиации и т. д.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»