при председателе СФ.
Состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере социально–трудовых отношений при председателе СФ.
Участники мероприятия обсудили конфликт авиадиспетчеров с работодателями, ситуацию с временным ограничением движения грузового транспорта по автодорогам федерального и муниципального значения, а также вопросы взаимодействия профсоюзов с органами законодательной и исполнительной власти. С информацией выступили профсоюзные лидеры организаций авиадиспетчеров и водителей–профессионалов России.
Открывая заседание, председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что рабочая группа является важным инструментарием для выработки согласованной позиции государства, работодателей и профсоюзов в сфере социально–трудовых отношений. При этом сам он является принципиальным сторонником независимости профсоюзов и обеспечения их равных прав с двумя другими сторонами переговорного «треугольника». Впрочем, тут же уточнил, что на практике достичь такого положения дел удается далеко не всегда.
Языковой барьер
В первую очередь участники заседания обсудили конфликт между ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОрВД) и Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров (ФПАД), который борется против увольнения коллег, не получивших аттестацию по знанию английского языка.
Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России в 2009 году, были установлены новые требования по уровню знаний английского языка для диспетчеров управления воздушным движением (УВД). Ввод их был запланирован на март 2011 года. По данным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», на начало февраля текущего года, то есть за месяц до введения новых требований, необходимый уровень владения английским языком имели 76% диспетчеров УВД. А какова судьба оставшихся 24%? В этом попытались разобраться участники рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере социально–трудовых отношений при председателе Совета Федерации.
В обращении Федерального профсоюза авиадиспетчеров, направленном в адрес Сергея Миронова, утверждалось, что под предлогом новых требований к авиадиспетчерам из предприятий выдавливаются опытные и надежные работники. «Формально они увольняются «по собственному желанию» или «в связи с уходом на пенсию», а реально – по причине отсутствия требуемого уровня знания английского языка», – заявил профсоюзный лидер Сергей Ковалев.
В условиях нехватки персонала исключение значительного количества опытных и высококвалифицированных специалистов неминуемо приведет к резкому росту интенсивности труда и сокращению количества времени отдыха оставшихся диспетчеров УВД, что неизбежно отразится на уровне обеспечения безопасности воздушного движения, предостерегают члены проф-союза.
«На самом деле ситуация не столь трагична. Диспетчеров управления воздушным движением, в полной мере отвечающих предъявляемым к ним требованиям, в стране достаточно, так что с этой стороны никакой угрозы безопасности полетов нет», – оппонировал Сергею Ковалеву заместитель генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Валерий Ретунский. В своем выступлении он ознакомил участников заседания с позицией предприятия, подробно осветил успешный опыт взаимодействия с 315 первичными профсоюзными организациями, в том числе по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. В частности, рассказал о высоком уровне социальной защищенности и материального стимулирования работников.
По его словам, за период с 2007 года по настоящее время расходы госкорпорации, направляемые на реализацию социального пакета, выросли в 2,4 раза и составили 1,8 млрд рублей. Заработная плата работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в 2010 году выросла к уровню 2007 года в 1,9 раза и составила 58,8 тыс. рублей, в том числе диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением, – почти в 2 раза (85 тыс. рублей).
Касаясь вопроса внедрения языковых стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) для диспетчеров ОВД, Валерий Ретунский опроверг факт массовых и принудительных увольнений авиадиспетчеров. «На самом деле идет естественная для любой организации ротация и омоложение кадрового состава. Причем работа ведется персонально с каждым специалистом. Если человек достиг пенсионного возраста и в силу этого понимает, что ему не справиться с изучением иностранного языка, да и смысла уже нет, он принимает решение и уходит на заслуженный отдых. Если специалист по знанию языка не дотягивает до требуемого стандарта, то мы организуем его обучение в соответствии с нормативно–правовыми документами. И лишь в крайнем случае предоставляем ему возможность перевестись на один из региональных аэродромов, где не требуется особого знания иностранного языка», – прояснил ситуацию Валерий Ретунский.
Он также уточнил, что в настоящий момент 4–го (рабочего) и выше уровня владения английским языком достигли 4778 специалистов ОВД. Указанное количество персонала позволяет ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обеспечивать бесперебойное и безопасное управление воздушным движением на территории Российской Федерации. Кроме того, высказал готовность к дальнейшему диалогу с ФПАД.
Участниками рабочей группы в целом с одобрением была воспринята озвученная в ходе заседания взвешенная, конструктивная позиция представителя госкорпорации. И лишь президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев продолжал настаивать на своем, требуя наказания руководителей госкорпорации, а также привлечения к разрешению конфликтной ситуации руководителей Федерального агентства воздушного транспорта, Министерства транспорта РФ, других государственных структур.
В результате компромисса между ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров достичь так и не удалось. Диалога не получилось. Языковой барьер оказался непреодолим даже на русском языке.
Нагрузка на ось. Психологическая
9 марта 2011 года Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации был издан приказ № 21 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году». Данным приказом вводится временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
По словам председателя Межрегионального профессионального союза водителей–профессионалов Александра Котова, который выступил на заседании рабочей группы с информацией «О ситуации с временным ограничением движения грузовых транспортных средств по дорогам федерального значения», профсоюз внимательно проанализировал данный документ и считает, что Росавтодор приказом № 21 существенно занизил предельно допустимые нагрузки на оси, ограничивая перемещение российских товаров и грузов внутри страны. Если бы ограничения выполнялись хотя бы наполовину, перевозка грузов автомобильным транспортом была бы невозможна.
Однако по свидетельству представителей грузоперевозчиков и водителей большегрузных автомашин имеет место тотальное нарушение приказа. На деле официальные результаты постов весового контроля, фиксирующие незначительные объемы нарушений, не отражают реального положения. «Посты весового контроля погрязли в коррупции, вымогают с перевозчиков деньги за выявленные нарушения, создавая условия для дальнейшего разрушения автомобильных дорог», – дал свою оценку происходящему Александр Котов.
Кроме того, по мнению участников рынка грузоперевозок, приказ № 21 носит дискриминационный характер по отношению к отечественным товарам и их производителям, так как он не распространяет свое действие на иностранных перевозчиков.
Пояснения по целям, задачам и практике применения положений приказа № 21 дал на заседании рабочей группы заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих. Он отметил, что приказ был издан в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, вызванным их переувлажнением в весенний период, и должен предупредить их разрушение большегрузным автомобильным транспортом.
По словам представителя Росавтодора, «на федеральных автодорогах с 25 марта действуют ограничения проезда большегрузных машин. Это сделано для того, чтобы во время распутицы снизить нагрузку на дороги, которые весной особенно страдают от резкого перепада температур. Ограничения вводятся каждый год в весенний период, причем в границах одного региона они не могут длиться более 30 суток. На сайте и в самом приказе есть детальные данные с обозначением участков дорог, где вводятся ограничения на проезд».
Соответствующий приказ Росавтодора определяет порядок введения временного ограничения, которое продлится по 25 июня 2011 года. Его проект был заблаговременно представлен всем пользователям автодорог, поэтому автоперевозчики могли заранее рассчитать долгосрочные контракты на поставку грузов, чтобы не создавать неудобств ни себе, ни отправителям.
Расчет ущерба, который наносится дорожному полотну в весенний период, идет по более высоким нормативам, чем в другое время года. По сути, весенние ограничения – экономический механизм, препятствующий ускоренному разрушению полотна дороги, поскольку перевозчик сто раз подумает: подождать или платить больше.
При этом ограничения не касаются социально значимых перевозок, а также не распространяются на транспортировку международных грузов, продуктов питания, горючего и удобрений, которые очень важны во время посевной. Регулярные пассажирские перевозки не прерываются, транспортировка грузов Минобороны, МЧС также в списке исключений. Если есть острая необходимость в перевозке других грузов, то отправитель может обратиться в региональное отделение Росавтодора для получения разрешения на проезд тяжеловеса.
В целом, по мнению Евгения Дитриха, ежегодное введение весенних ограничений призвано обеспечить необходимый баланс между требованием сохранить наше общее достояние – автодороги и поддержанием стабильности грузоперевозок.
«Что касается борьбы с коррупционными проявлениями на постах весового контроля, то Росавтодор принимает меры по созданию на дорогах автоматических средств контроля весовых и габаритных параметров транспортных средств, – рассказал Евгений Дитрих. – В частности, с января нынешнего года заработал новый пункт весового и габаритного контроля на автомобильной дороге Вологда – Новая Ладога. Причем практика работы этого поста показывает, что уровень нарушений, связанных с перегрузом, за прошедшие месяцы снизился на 20%. Таким образом, мы убеждены, что по мере того, как подобного рода оборудование будет устанавливаться на всех автомобильных дорогах, уровень контроля и уровень соблюдения законодательства на дорогах будут повышаться».
В результате дискуссии было заявлено, что необходимость бережного и рационального использования автомобильных дорог в Российской Федерации не ставится под сомнение и лидерами профсоюза водителей–профессионалов. Однако они предлагают шире взглянуть на проблему и обеспечить принятие комплекса мер для обеспечения эффективной защиты дорог от разрушения не только в весенний период, но и в течение всего года. «Обсуждение проблемы сохранения дорог необходимо проводить с привлечением научных кругов, организаций грузоперевозчиков, представителей водителей–профессионалов для уточнения допустимых показателей нагрузок на оси в зависимости от состояния дорожного полотна и времени года. Это станет гарантией принятия теоретически и практически обоснованных решений, а также отказом от «кулуарного» принятия нормативных правовых актов», – подчеркнул Александр Котов.
Также профсоюзы предлагают внедрить контроль со стороны общественных организаций грузоперевозчиков за работой постов весового контроля.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»