Перспективы внедрения ГЛОНАСС в транспортном комплексе обсудили в Совете Федерации на заседании «круглого стола»: «Внедрение инновационных технологий на транспортном комплексе Российской Федерации в целях обеспечения безопасности перевозок: проблемы и нормативно–правовое регулирование». В работе «круглого стола» принял участие заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов.
По оценкам аналитического управления Совета Федерации, потери ВВП страны от транспортных происшествий ежегодно составляют до 10%. Из всего комплекса средств по латанию этой дыры российской экономики участники «круглого стола» поставили на первое место развитие информационной составляющей как фундамента наведения порядка в данной области. По словам заместителя министра транспорта Николая Лямова, Минтранс совместно с Минпромсвязи уже проводит мероприятия по созданию единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС). Ее создание предусмотрено статьей 11 ФЗ–16 «О транспортной безопасности».
ЕГИС предназначена в помощь правоохранительным органам и предусматривает создание автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов и ряд других мер. В 2010 году начинается работа по аккредитации предприятий, которые будут заниматься категорированием объектов инфраструктуры.
Создание ЕГИС невозможно без использования спутниковых технологий, в частности, системы ГЛОНАСС/GPS. Эта работа с разной степенью эффективности уже проводится во всех отраслях транспортного комплекса. Так, в ОАО «РЖД» в 2008 году была принята программа внедрения спутниковых технологий в основную деятельность компании до 2015 года. «В настоящее время ОАО «РЖД» проводит формирование высокоточного координатного центра», – сообщил Николай Лямов. Заместитель начальника департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России Александр Бревнов настаивает на том, чтобы железнодорожники внедрили систему ГЛОНАСС на каждом контейнере в запорно–пломбировочные устройства. Это позволит контролировать сохранность грузов. «Сейчас нам требуется до полутора месяцев для того, чтобы определить, в каком месте было совершено хищение. При установке ГЛОНАСС на контейнерах не только мы, но и грузовладельцы будут знать, где находится их груз и в каком он состоянии», – считает Александр Бревнов.
Беспокойство Минтранса, заметил Николай Лямов, вызывает состояние безопасности на автомобильном транспорте, особенно при перевозке опасных грузов. Этим видом транспорта в России перевозится 65% опасных грузов, что составляет более 500 млн тонн. При этом лицензирование при перевозке таких грузов отсутствует. В качестве первостепенной меры по повышению контроля за перевозкой опасных грузов замминистра предлагает внести изменения в действующую нормативную базу, которые помогут обязать перевозчиков оснастить транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации. Он также предлагает усилить ответственность за невыполнение этих требований. Оснащение автотранспорта системой навигации позволит решить и коррупционную проблему. Речь идет о перевозке нефтепродуктов по территории страны. «Спутниковые технологии нужны не только для безопасности перевозки и контроля за перевозкой нефтепродуктов, но и для того, чтобы наладить учет. Ведь до сих пор нет полной ясности, сколько нефтепродуктов произведено, а сколько вывезено из страны», – считает Николай Лямов.
Росморречфлот в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» уже установил 20 контрольных корректирующих станций, 18 береговых станций, автоматическую идентификационную систему. Силами агентства изготовлены электронные навигационные карты на базе данных более чем 3 тыс. км внутренних водных путей, сообщил Николай Лямов.
Заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Парфенов подготовил аналитическую записку к заседанию «круглого стола». В ней, в частности, говорится, что статистика аварийности судов внутреннего водного плавания показывает, что из года в год 45–55% аварий связаны с потерей ориентировки судоводителями. При существующем навигационном оборудовании судов, к тому же в условиях ограниченной видимости, не может быть обеспечено их безопасное движение. Провозная способность речного флота снижается на 20%, считает Юрий Парфенов. Для решения этой проблемы до 2012 года планируется изготовить в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» 48 тысяч электронных навигационных карт (ЭНК). К 2020 году этими картами планируется покрыть все судоходные пути России. Это позволит снизить аварийность речного судоходства на 45% и повысить провозную способность на 25%.
На сегодняшний день основными инновациями в области обеспечения безопасности мореплавания в России являются региональные системы обеспечения безопасности мореплавания и системы управления судами (СУДС). Сейчас функционируют 24 СУДС, в том числе две регионального значения – в Финском заливе и в заливе Петра Великого.
По информации Юрия Парфенова, российские ученые создали новое отечественное направление в сфере обеспечения безопасности – лазерную навигацию на водном транспорте. С 2001 года лазерные створные маяки (ЛСМ) прошли успешные испытания на Волго–Балте, в портах Туапсе и Калининграда. ЛСМ существенно повышает безопасность проводки судов в тяжелой метеобстановке, улучшает условия работы лоцманов и судоводителей, снижает риск аварий.
Заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Шилов рассказал о рисках, которые ожидают пользователей навигационной системы GPS. В ежегодной директиве президента США говорится, что отключение системы GPS для гражданских пользователей производится решением президента США исходя из интересов этой страны и без предварительного предупреждения. В той же директиве говорится о селективной системе доступа к GPS. «Система ГЛОНАСС выровняла ситуацию, и вся планета встала на обе ноги. Президент России сказал, что никакого отключения гражданских пользователей не предполагается», – сказал Анатолий Шилов
Система ГЛОНАСС обслуживает 56 регионов с помощью 19 космических аппаратов. Государство выделило средства на пилотные проекты. «Наша задача – приучить всех к применению технологий ГЛОНАСС. Мы убеждаем регионы увеличивать на эти цели расходы в своих бюджетах. Это пойдет им на пользу», – уверен заместитель руководителя Федерального космического агентства.
Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»