был рассмотрен вопрос о системе экстренного реагирования при авариях «ЭРА–ГЛОНАСС».
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что работа системы «ЭРА–ГЛОНАСС» в первую очередь должна способствовать снижению уровня смертности и травматизма от ДТП. «Всем понятно, насколько важно, чтобы спасатели и медики быстро узнали о случившейся аварии и прибыли на место. Есть, как известно, такое понятие – «золотой час», в рамках которого можно оказать качественную медицинскую помощь с высокими шансами на последующее выздоровление. В общем, эта система должна позволить не потерять ни минуты из этого «золотого часа», – подчеркнул премьер–министр.
С докладом на заседании выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он доложил, что система «ЭРА–ГЛОНАСС» создана и охватывает абсолютно все регионы страны. Создание системы «ЭРА–ГЛОНАСС» является крупномасштабным проектом в сфере безопасности на транспорте, направленным на спасение человеческих жизней. Этот результат достигается в первую очередь за счет сокращения времени и повышения точности реагирования экстренных оперативных служб при дорожно–транспортных и других происшествиях на автомобильных дорогах нашей страны.
Нормативно–правовой статус данной системы закреплен отдельным законом. Он был подписан в декабре прошлого года и называется «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА–ГЛОНАСС». Этот закон регулирует правовые отношения, которые возникают в связи с созданием и внедрением системы.
Министр отметил, что также был утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который предусматривает оснащение автомобильных транспортных средств системой «ЭРА–ГЛОНАСС». С 1 января 2015 года установлена обязательность оснащения транспортных средств соответствующими устройствами вызова экстренных служб, а с января 2017 года уже все транспортные средства, сходящие с конвейера в России или импортируемые, должны быть оборудованы системой «ЭРА–
ГЛОНАСС». Максим Соколов обратил внимание, что эти требования не относятся к автомобилям, уже находящимся в эксплуатации, и автовладельцы при желании могут в добровольном порядке оборудовать свою машину в сервисных центрах.
Министр подчеркнул, что технические требования к автомобильным устройствам вызова экстренных оперативных служб и сроки введения обязательности оснащения обсуждались и согласованы c представителями мирового автопрома. Со всеми автопроизводителями провели предварительные консультации, и на основании достигнутых соглашений все – не только производимые в стране, но и импортируемые – транспортные средства будут оборудоваться специальными датчиками. «Мы в этом плане опередили создание аналогичной европейской системы eCall, таким образом, завоевав лидерство в этой высокотехнологичной и конкурентной сфере. Работа системы предусматривает возможность совмещения с оператором системы «112», указывает точное место происшествия на карте и обеспечивает помимо этого автоматическое голосовое соединение пострадавшего с оператором этой системы», – сказал Максим Соколов.
Он также обратил внимание, что услуга по доставке сообщения о происшествии является абсолютно бесплатной. Инфраструктура системы развернута на территории всех субъектов Российской Федерации. В ходе опытной эксплуатации на территории страны уже на данный момент было инициировано и обработано более 3 тыс. тестовых экстренных вызовов. Было зафиксировано, что время доставки информации о происшествии в систему «ЭРА–ГЛОНАСС» не превышает 20 секунд, а в среднем составляет 10 секунд.
Министр сообщил, что система «112» у нас пока еще не развернута в большинстве субъектов Российской Федерации, и поэтому важно, чтобы «ЭРА–ГЛОНАСС» функционировала в полном объеме. В 2013 году было проведено опытное сопряжение системы «ЭРА–ГЛОНАСС» с системами управления мобильными нарядами МВД России в рамках пилотных зон: это Республика Башкортостан, Краснодарский край, Новосибирская и Ростовская области. При проведении опытного сопряжения были отработаны передача системы «ЭРА–ГЛОНАСС», обработка карточки вызова, содержащей информацию об аварийном транспортном средстве, и далее уже реагирование происходило по регламенту Министерства внутренних дел.
Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты тестирования системы подтвердили возможность достижения плановых показателей, которые были обозначены при ее разработке, – это спасение около 4 тыс. человек ежегодно, сокращение числа необратимых увечий, сохранение здоровья, то есть снижение тяжести последствий ДТП. Министр подчеркнул, что полноценная работа системы обеспечивается там, где есть хоть какая–то мобильная связь.
«Работа не закончена, – сказал Максим Соколов, – ее необходимо продолжить, понимая, что всю территорию нашей страны покрыть мобильной связью пока не представляется возможным ввиду ее масштабности. В целях обеспечения бесперебойной работы системы «ЭРА–ГЛОНАСС» в отдаленных и малонаселенных районах (в основном это Дальний Восток, районы Севера, которые не покрыты сетями сотовой связи) Минтрансом совместно с Роскосмосом проводится работа по применению отечественной низкоорбитальной системы спутниковой связи «Гонец» для передачи сигналов системы «ЭРА–ГЛОНАСС», то есть мы задействуем еще одну спутниковую систему.
Также система «ЭРА–ГЛОНАСС» интегрирована с Единой государственной информационной системой обеспечения безопасности населения на транспорте. Помимо этого она может и, мы считаем, должна стать платформой для развития новых коммерчес-
ких услуг, таких как страховая телематика, высокоточная навигация, охрана, безопасность и многие другие. Это обеспечит коммерциализацию системы и возможность ее эксплуатации на внебюджетной основе после определенного периода.
Несмотря на то, что пока количество машин, оборудованных терминалом системы «ЭРА–ГЛОНАСС», незначительно и содержание ложится на плечи государства, к 2019 году мы ожидаем ее выхода на полную самоокупаемость при сохранении, естественно, бесплатности основной функции по обеспечению экстренного реагирования при авариях».
По словам министра, на эксплуатацию системы в текущем году необходимо порядка 480 млн руб. Минтранс за счет внутреннего перераспределения уже изыскал часть необходимых средств в размере 170 млн, и они уже предусмотрены в бюджете. Предлагается недостающую для эксплуатации системы сумму в размере порядка 300 млн руб. использовать из средств, сэкономленных по программе информационно–навигационного обеспечения автомобильных маршрутных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». Это что касается 2014 года. В рамках бюджетного процесса предстоит определиться с объемами и источниками финансирования системы в 2015–м и последующих годах.
Подготовил
Юрий НИКИТСКИЙ
13.03.2014