с 2013 по 2020 год».
На заседании Правительства РФ рассмотрен проект ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в период с 2013 по 2020 год».
Открывая заседание правительства, Дмитрий Медведев отметил, что аналогичная программа реализовывалась в период с 2006 по 2012 год. Она в целом имела положительную динамику и привела к существенному снижению дорожно–транспортного травматизма. За годы действия программы травматизм и количество погибших в ДТП сократились практически на 20%.
Что касается новой программы, премьер–министр сообщил, что общий объем финансирования планируется в размере более 32 млрд рублей: за счет средств федерального бюджета – 17 млрд, бюджетов субъектов – 14 млрд, внебюджетные источники – 1 млрд.
«Мы понимаем, что эта программа не решит всех проблем, – сказал Дмитрий Медведев. – Нужны дальнейшие шаги по повышению ответственности участников дорожного движения, причем всех без исключения, потому что мы с вами понимаем: часть ДТП происходит в результате небрежности, неосторожности участников дорожного движения. Нам нужно осваивать зарубежные практики, развивать систему фотовидеофиксации нарушений правил и, конечно, объединять усилия государства, общественности, самих водителей и пешеходов. Я рассчитываю, что эта программа получит поддержку и необходимое экспертное сопровождение, в том числе в формате Открытого правительства».
С докладом по проекту ФЦП выступил министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев. Глава МВД доложил, что проект разработан в соответствии с решением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В проекте программы учтены положения Концепции долгосрочного социально–экономического развития России, Транспортной стратегии Российской Федерации, Концепции демографической политики и ряда других стратегических документов, определяющих приоритеты развития страны.
Основная цель ФЦП – сокращение числа погибших в дорожно–транспортных происшествиях к 2020 году более чем на 28%. Для ее достижения необходимо продолжить работу по решению ряда задач, в том числе по формированию негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, привитию детям навыков безопасного поведения на дорогах, повышению культуры вождения, развитию современной системы оказания помощи пострадавшим, усилению требований к подготовке водителей и к автошколам, осуществляющим такую подготовку.
Владимир Колокольцев отметил последовательные меры по обеспечению безопасности на дорогах, которые принимались руководством страны и органами законодательной власти. В 2005 году на заседании президиума Госсовета решение этой проблемы было отнесено к числу приоритетных задач. Конкретным инструментом реализации государственной политики стала федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». Совместная деятельность государственных заказчиков программы, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления показали ее эффективность. За время выполнения программы число погибших в дорожно–транспортных происшествиях удалось сократить почти на 20%. Уменьшились показатели социального и транспортного рисков, детского травматизма, а также тяжесть и последствия дорожно–транспортных происшествий. Снизилась аварийность с участием пешеходов и водителей, управлявших автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. «Для развития такой положительной динамики крайне важно и впредь принимать системные меры, которые бы позволили обеспечить безопасность участников дорожного движения, сохранить их жизнь и здоровье», – заявил глава МВД.
Владимир Колокольцев рассказал, что при подготовке проекта новой программы разработчики исходили из необходимости максимального снижения отрицательных последствий дорожных инцидентов. Именно такой подход применялся при планировании мероприятий по каждому из ключевых направлений в этой сфере. Прежде всего речь идет о поведении самих участников дорожного движения. «Необходимо укреплять дисциплину, формировать негативное отношение к нарушителям правил дорожного движения. Это предусматривает, с одной стороны, совершенствование форм и методов контроля, с другой – профилактическую разъяснительную работу, а также повышение качества подготовки водителей», – подчеркнул министр.
Глава МВД сообщил, что в отдельные направления выделены мероприятия по повышению уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств. Прежде всего, это определение параметров оценки работоспособности современных зарубежных новинок, подготовка рекомендаций по их адаптации к российским условиям. Кроме того, будут разработаны прикладные программы моделирования движения транспортных средств. В проекте программы уделяется повышенное внимание безопасности самой многочисленной категории участников движения – пешеходам. Они составляют более трети от всех погибших, особенно беспокоит увеличение количества случаев их гибели на пешеходных переходах. Для создания безопасных условий на таких участках планируется применять современные технические решения. В частности, предусматривается их оборудование светофорной сигнализацией, дорожными знаками и соответствующей разметкой. На проезжей части дорог предполагается установка искусственных неровностей и ограждений, разделение транспортных и пешеходных потоков.
По словам министра, остаются актуальными вопросы реагирования на сообщения о дорожно–транспортных происшествиях, своевременности и качества оказания оперативной помощи пострадавшим. Основными направлениями для решения поставленных задач являются развитие надлежащей инфраструктуры, совершенствование технологий ведения аварийно–спасательных работ, создание трассовых пунктов экстренной медицинской помощи.
Владимир Колокольцев отметил, что по сравнению с предыдущей программой в новой ФЦП расширен перечень государственных заказчиков. Дополнительно в него включены Минтранс и Минпромторг России.
В прениях по докладу выступил член Экспертного совета при Правительстве РФ Михаил Блинкин.
Он подчеркнул, что необходимы последовательные действия за рамками целевой программы. Гражданские экспертные инициативы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию законодательства и освоению лучших зарубежных практик, – это постоянная работа, которую следует иметь в виду, необходимо закрепить и в законах, и в правоприменительной практике принцип тотального равенства прав и обязанностей, ответственности всех участников дорожного движения. «Предмет в большей степени политический, чем программный, но, анализируя аварийность за последние 100 лет в 150 странах, могу сказать с полной ответственностью, что без этого принципа достойных результатов в области безопасности дорожного движения не удалось достичь ни в одной стране мира», – заявил эксперт.
Михаил Блинкин предложил разработать методику оценки социально–экономического ущерба от дорожно–транспортных происшествий.
Свое мнение по программе высказал губернатор Тверской области Андрей Шевелев.
«Тверская область может служить иллюстрацией необходимости реализации федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения и достижения в ее рамках реальных результатов, – заявил губернатор. – Приведу пример в цифрах. С начала 2000 года в нашем регионе отмечался устойчивый рост количества дорожно–транспортных происшествий и гибели людей на дорогах. К 2007 году показатели аварийности на дорогах превысили средние по Центральному федеральному округу более чем на треть. Сегодня совершенно очевидно, что именно вхождение в федеральную программу 2006–2012 годов позволило Тверской области не просто преодолеть эти негативные тенденции, но и добиться серьезных результатов. Программой ставилась задача сокращения к 2012 году гибели людей на дорогах в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. Мы выполнили эту задачу, более того – смогли уменьшить количество погибших в 1,7 раза».
Андрей Шевелев доложил, что в регионе продолжается работа над повышением безопасности дорожного движения. Действует соответствующая подпрограмма на 2013–2018 годы в рамках госпрограммы Тверской области по обеспечению правопорядка и безопасности населения. На основе анализа причин смертности на дорогах, а также исходя из предыдущего опыта, основной акцент в этой работе сделан на мерах, которые дают действительно наибольший эффект: кроме увеличения объемов ремонта и повышения качества содержания дорог, усиления профилактической работы с населением, это установка новых знаков «Пешеходный переход» на желтом фоне и систем фото– и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
По словам губернатора, ощутимую пользу региону принесла организация системы фото– и видеофиксации. Только за восемь месяцев этого года число фактов привлечения авто-
владельцев к административной ответственности превысило прошлогодние показатели в 1,5 раза, что сказалось на повышении дисциплинированности водителей.
«Полагаю, что в рамках рассматриваемой федеральной целевой программы на новый период федеральное софинансирование мероприятий позволит наиболее эффективно достичь конечной цели – сокращения смертности и снижения аварийности на дорогах», – сделал вывод глава региона.
В целом проект ФЦП участниками заседания правительства был одобрен.
Юрий ПАВЛОВ
03.10.2013