Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. На заседании рассмотрены актуальные аспекты взаимодействия участников перевозочного процесса на современном этапе развития железнодорожного транспорта.
В работе заседания, прошедшего под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина, приняли участие представители Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России, ОАО «РЖД», НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», операторских компаний и грузовладельцев.
Открывая заседание, министр отметил, что на основании поручений Президента России и Председателя Правительства РФ, а также по итогам совещаний, прошедших в конце прошлого года, принят ряд нормативно–правовых документов, которые позволили решить некоторые неурегулированные вопросы оперирования подвижным составом. Проводится мониторинг реализации принятой нормативно–правовой базы.
С основным докладом об актуальных аспектах эффективности использования парка грузовых вагонов на современном этапе реформирования железнодорожной отрасли выступил заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Недосеков. В связи со значительным снижением в минувшем году основных эксплуатационных показателей работы железнодорожного транспорта Минтрансом России проведена работа по совершенствованию нормативно–правового регулирования. В частности, издан приказ Минтранса России от 3 октября 2011 г. № 258 о внесении комплексных изменений в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Первые результаты мониторинга применения приказа показали, что его издание положительно отразилось на повышении эффективности работы парков грузовых вагонов, в первую очередь в части снижения непроизводительных простоев вагонов на станциях погрузки.
Кроме того, Минтрансом России разработаны изменения в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, которые направлены на законодательное закрепление прав, обязанностей и ответственности всех участников перевозочного процесса в новых условиях работы.
В ходе заседания особое внимание было уделено вопросам реализации постановления Правительства РФ от 20 декабря 2011 г. № 1051 «О порядке привлечения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе».
Андрей Недосеков проинформировал участников заседания о подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов», которым предлагается систематизировать и упорядочить информацию о рынке услуг компаний–операторов и обеспечить доступность этой информации для широкого круга потребителей.
Кроме того, Минтрансом России разработан пакет документов, касающихся проведения мониторинга внедрения эффективной технологии управления перевозочным процессом и эффективного использования подвижного состава грузоотправителями и грузополучателями.
Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Станислав Воскресенский рассказал о том, что уже сейчас в целях выполнения решений правительственной комиссии по транспорту и связи от 29 ноября 2011 г. разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по корректировке Плана Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. Подготовленные изменения направлены на внедрение эффективной технологии управления вагонным парком в новых условиях, отработку механизма централизованного управления обезличенным парком универсальных полувагонов, а также перенос сроков реализации пилотных проектов выхода на рынок локальных перевозчиков.
Особое внимание было уделено совершенствованию тарифной политики в условиях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 1051. Так, заместитель руководителя ФСТ России Тамара Стебунова сообщила об установлении «тарифного коридора» стоимости привлечения ОАО «РЖД» полувагонов ОАО «ВГК».
Отмечено, что в целях создания экономических стимулов для совершенствования технологии управления вагонным парком требуется завершение унификации тарифов на перевозки грузов независимо от видов сообщения (за исключением транзита) и унификации тарифов на перевозки порожнего универсального подвижного состава независимо от тарифного класса ранее перевозимых в нем грузов. Было принято решение о дополнительном обсуждении вопросов унификации тарифов на ближайших заседаниях общественных советов ФСТ России и Росжелдора.
В ходе заседания также были затронуты вопросы саморегулирования на железнодорожном транспорте, взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и организаций, осуществляющих деятельность в порту.
По итогам заседания отмечена необходимость решения в текущем году ряда задач правового, технологического и тарифного характера, касающихся повышения эффективности технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава и отсутствия инвентарного парка.
Любовь ВАСИЛЬЕВА
29.03.2012