Общественный совет Минтранса России рассмотрел проект откорректированной Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.
С момента утверждения в 2008 году Правительством РФ Транспортной стратегии России на период до 2030 года в российской и мировой экономике произошли существенные изменения. В прошлом году наша страна вступила во Всемирную торговую организацию, второй год мы живем в условиях единого экономического пространства с государствами Таможенного союза. Эти и многие другие реалии потребовали обновления Транспортной стратегии. К работе были подключены не только ведущие эксперты и специалисты Правительства РФ, отраслевых институтов, представители профессиональных союзов, бизнес–сообщества, но и широкие круги общественности.
Задача подготовки обновленной Транспортной стратегии была и остается одной из важнейших в деятельности Минтранса России, отметил, открывая заседание Общественного совета, министр транспорта РФ Максим Соколов. Стратегия является основанием для формирования перечня мероприятий, включаемых в соответствующие федеральные целевые программы и подпрограммы, стратегии развития федеральных округов и субъектов РФ, а также для принятия решений о реализации проектов в сфере транспорта, сказал министр. Это системный документ, содержащий четкие индикаторы и цели, позволяющий двигаться в направлении развития транспортного комплекса в частности и реального экономического развития в целом. По словам Максима Соколова, Транспортная стратегия вместе с утвержденной Правительством РФ государственной программой «Развитие транспортной системы» станет важнейшим инструментом стратегического и среднесрочного бюджетного планирования.
О проекте откорректированной Транспортной стратегии России на период до 2030 года рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Ее актуализация проведена исходя из ориентиров социально–экономического развития страны, с учетом прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и регионов, а также последствий вхождения России в ВТО и создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
В последние годы в транспортном комплексе наметились позитивные тенденции. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за десятилетие в 2,3 раза, экспорт транспортных услуг – почти в 5 раз, грузооборот транспортного комплекса – на 35%, объем инвестиций вырос почти в 2 раза, отметил замминистра. Однако, несмотря на эти обнадеживающие тенденции, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должным образом мобильность населения. Так, транспортная подвижность преобладающей части населения остается на низком уровне: около 7 тыс. км на одного человека в год.
Остаются высокими риски гибели людей в ДТП. Продолжает увеличиваться негативное воздействие транспорта на окружающую среду. Транспортная система в целом не обладает долговременной устойчивостью. В связи с этим растет количество участков как железных, так и автомобильных дорог с ограниченной пропускной способностью. Требуют решения другие проблемы развития транспортной системы. Транспортная стратегия по сути является развернутым ответом на поставленные перед отраслью задачи, подчеркнул Алексей Цыденов. В документе видны целевые индикаторы и перспективы долгосрочного развития страны, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики.
Одной из ключевых целей стратегии является формирование единого транспортного пространства России. Для этого будут последовательно решаться задачи перехода к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог. Формирование выделенной инфраструктуры высокоскоростных железнодорожных линий позволит повысить мобильность населения и качество транспортных услуг. Намечено обеспечить баланс между потенциалом дорожной сети и ростом автопарка (прежде всего в крупных городах), переключение части сезонного грузопотока с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный транспорт. Эти и другие меры позволят кардинально повысить коммерческие скорости доставки грузов.
В соответствии со стратегией уже начата реализация таких значимых проектов, как строительство новых портов на полуострове Ямал и в Тамани, проектирование моста через реку Лена в Якутии, развитие железнодорожных подходов к портам Северо–Запада и Черноморского побережья и других. Планируется модернизация БАМа и Транссиба, дальнейшее развитие Северного морского пути.
Работа над проектом потребовала взаимодействия специалистов с представителями органов власти муниципалитетов и субъектов РФ. Учтены ли предложения и замечания регионов? – поинтересовался председатель Общественного совета Минтранса России, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно–правоохранительных органов Анатолий Кучерена. Ведь в большинстве из них существуют свои генеральные планы развития территорий. Они как–то коррелируются с Транспортной стратегией? Конечно, в рамках разработки документа согласование с субъектами РФ проводилось, основная часть их замечаний и предложений учтена, пояснил замминистра.
Общественный совет Минтранса России в целом поддержал проект откорректированной Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, обратив внимание на необходимость его доработки с учетом высказанных членами Общественного совета замечаний.
На заседании Общественного совета зашла речь о перегруженности Московского транспортного узла. Почему в пиковый предновогодний период подъехать к аэропорту Домодедово на автомобиле было невозможно? Многое в решении этой проблемы зависит от взаимодействия разных видов транспорта, напомнил член Общественного совета Минтранса России, директор Института проблем транспорта Российской академии наук Олег Белый. Это – одна из важных целей стратегии.
Между прочим, большинство пассажиров в крупнейшие аэропорты мира приезжают не на автомобилях, а на современном рельсовом транспорте, включился в дискуссию член Общественного совета, член Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям Михаил Блинкин. Что касается перегруженности Московского авиаузла, то в нашей стране через него совершается львиная доля авиационной работы. Связи между многими областными центрами осуществляются только через Москву. Развитие прямых межрегиональных авиаперевозок, предусмотренное откорректированной Транспортной стратегией, отразится на работе транспорта не только в Московском регионе, но и в других крупнейших агломерациях страны.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
07.02.2013