в столице.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам организации дорожного движения в столице. Глава государства подчеркнул, что проблемы дорожного движения в городе требуют безотлагательного решения. От качества организации движения зависит не только настроение миллионов москвичей и тех, кто приезжает в столицу, но и функционирование институтов власти, решение таких крупных задач, как создание в Москве международного финансового центра.
В то же время главный ориентир в этой работе – создать нормальные условия для жизни в Москве, обеспечить уровень сервиса и комфорта не хуже, чем в других крупных мегаполисах. Задача непростая, но она решаема, и от того, насколько успешно она будет решена в Москве, в значительной мере может зависеть решение подобных проблем и в других городах, подчеркнул Дмитрий Медведев.
Глава государства поручил Правительству РФ, мэру Москвы, губернатору Московской области в координации с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить окончательный вариант комплексных предложений. Решение вопроса президент будет держать на личном контроле.
На состоявшемся совещании министр транспорта РФ Игорь Левитин представил предложения Минтранса России по стабилизации ситуации в области дорожного движения в Московском регионе (сеть автодорог в пределах большого бетонного кольца).
Меры по разрешению сложившейся критической ситуации разделяются на две группы: организационные и инфраструктурные.
Первая группа не требует значительных капиталовложений и предусматривает меры нормативного, административного и организационного характера. Такие меры возможны в кратко-срочной перспективе. Они не требуют значительных капиталовложений и носят временный характер до момента выполнения полного комплекса мероприятий по созданию новой транспортной системы Московского региона. Такими экстренными мерами могут быть, в частности:
– введение ограничений на движение и размещение транспортных средств, а также действий участников движения в период таких ограничений, связанных с предельной загрузкой дорог;
– ограничение движения пассажирского иногороднего автобусного транспорта в центр Москвы с одновременным устройством пассажирских терминалов, в том числе на территории Московской области для пересадки следующих в город пассажиров на электрички и конечные станции метро;
– временное ограничение на въезд грузового автотранспорта в Московский регион с 07:00 до 22:00 в рабочие дни и круглосуточно в выходные и праздничные дни. Для этого органам власти Московской области необходимо обеспечить места стоянок грузового транспорта на въезде в Московский регион вблизи федеральных трасс, а таможенным органам в перспективе исключить таможенное оформление в Москве;
– установление особых условий работы торгово–складских и других объектов, то есть исключение подвоза или вывоза грузов в период пиковых нагрузок транспортной системы;
– временный мораторий на предоставление земель и выдачу разрешений на строительство крупных торговых складских объектов в придорожной полосе автодорог, обеспечивающих движение в и из города;
– введение запрета на проведение плановых работ дорожно–эксплуатационных служб в дневное время;
– ужесточение штрафных санкций за нарушение правил движения водителями грузовых машин, в частности за въезд на полосу движения легкового и общественного транспорта;
– расширение оснований для оформления легких дорожно–транспортных происшествий в отсутствие сотрудников Госавтоинспекции;
– ликвидация пешеходных переходов в одном уровне на магистральной улично-дорожной сети с многополосным движением для уменьшения количества тактов режимов работы светофоров, а также строительство подземных и надземных пешеходных переходов;
– оптимизация регулирования режимов работы светофорных объектов («зеленая волна») и постепенное внедрение автоматизированной интеллектуальной системы. Принятие регламента по регулированию светофорного движения;
– замена подвижного состава на направлениях маршрутных такси автобусами большей вместимости;
– создание единого межведомственного центра по организации и управлению дорожным движением в Московском регионе.
Все перечисленные меры предполагают внесение изменений в нормативно–правовую базу:
– в Федеральный закон № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (статья 30), позволяющие субъектам Российской Федерации вводить ограничения на режимы движения по автомобильным дорогам общего пользования;
– в градостроительные документы Москвы в части введения обязательного требования наличия паркинга при строительстве зданий, сооружений, объектов сервиса и торговли, расположенных в непосредственной близости от основных городских магистралей, а также актуализация нормативов по обеспечению машиноместами объектов нового строительства и реконструкции.
Базовым документом, который необходимо подготовить, является комплексная транспортная схема Москвы и Московской области.
Наряду с краткосрочными мерами необходимо наладить системную работу, обеспечивающую эффективное функционирование транспортной системы. В том числе следует предусмотреть в нормативно–правовых актах:
– уточнение полномочий и разграничения зон ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления транспортным и дорожным движением;
– установление современных требований к эксплуатационным характеристикам объектов транспортной инфраструктуры и уточнение терминологии;
– учет требований по достаточной транспортной доступности, организации и обеспечению безопасности дорожного движения на всех стадиях градостроительного проектирования и строительства. При этом с обязательным согласованием органами, ответственными за организацию дорожного движения;
– определение правового статуса территорий, используемых для стоянки автотранспорта, установление правовых оснований для взимания платы за стоянку, а также возможности дифференцированной платы в зависимости от уровня загрузки транспортных магистралей;
– расширение оснований для временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автодорогам, а также наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по введению таких ограничений;
– установление административной и иной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления за несоблюдение установленных требований по организации дорожного движения, в том числе посредством уточнения перечня показателей для оценки эффективности их деятельности.
Вторая группа – инфраструктурные меры – носит более долгосрочный характер и предполагает существенные капиталовложения.
Инфраструктурные мероприятия сформированы в рамках Программы развития транспортного комплекса Московского региона. Программа разработана в 2008 г.
с участием заинтересованных ведомств, органов власти и предприятий Москвы и Московской области и одобрена в 2008 г. на совместной коллегии Минтранса России, правительств Москвы и Московской области, а также на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. Уже начата работа по актуализации программы. Программа включает план развития и взаимодействия всех видов транспорта и предусматривает комплекс мероприятий по модернизации и созданию инфраструктурных объектов. Среди них такие как:
1. Создание выделенных полос движения для общественного транспорта:
– по ряду дорог добавить по полосе движения в каждом направлении только для общественного транспорта можно без масштабных строительных работ за счет уменьшения ширины крайней левой полосы движения для легкового автотранспорта до 3,30 м;
– за счет использования обочин (устройство дорожной одежды по типу основной в пределах обочин).
2. Модернизация железнодорожных линий и создание дополнительных пассажирских станций.
3. Строительство легкорельсовых скоростных транспортных систем, обеспечивающих:
– повышенную оборачиваемость пассажирских потоков,
– соединение конечных станций Московского метрополитена с городами–спутниками Московской области;
– строительство хордовых автомагистралей и скоростных дорог, обеспечивающих транзитное движение;
– приоритетное строительство путепроводов на железнодорожных переездах.
Среди масштабных инфраструктурных проектов есть меры локального и краткосрочного характера, которые могут быстро улучшить ситуацию. Например:
– обустройство левоповоротных съездов накопительными «карманами» длиной до 200 м без уменьшения количества полос проезжей части в попутном направлении;
– обустройство правоповоротных съездов переходно–скоростными полосами с полосой торможения до 300 м против предусмотренных в строительных нормах и правилах 110 м (СНиП 2.05.02–85).
Такие небольшие проекты могут быть осуществлены с привлечением софинансирования владельцев объектов, прилегающих к дороге.
Строительство крупных объектов, таких как дублер Кутузовского проспекта или Северная рокада, планируется осуществить на принципах концессии с участием организаций, имеющих опыт по созданию магистралей в условиях плотной застройки.
Существенное внимание следует уделить информированию граждан о намечаемых проектах. Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия по снижению негативного эффекта на состояние экологии, а также внедрить современные системы транспортной безопасности на новых объектах.
Тимур ОРЛОВ