совещание «О реализации
проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы
и Московской области».
Президент России провел совещание «О реализации проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области».
Перед началом совещания глава государства осмотрел строящийся участок трассы северного обхода города Одинцово Московской области, связывающий МКАД и Минское шоссе.
Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что рассматриваемый вопрос принципиально важен не только для жителей Москвы и Подмосковья. Исторически сложилось так, что именно здесь, в столичном регионе, проходят основные пассажирские и грузовые потоки страны. И, конечно, от того, насколько грамотно, насколько эффективно будет выстроена работа транспорта в центральной части России, во многом будет зависеть и состояние всей транспортной системы страны.
Президент подчеркнул: решение транспортных проблем в Центральном регионе должно быть, безусловно, комплексным и скоординированным. По–другому эффективно работу в этом регионе страны выстроить не удастся. Нужны согласованная работа регионов, поддержка федерального центра, широкое использование механизмов государственно–частного партнерства. И, безусловно, все инициативы должны быть соотнесены с бюджетными возможностями, подкреплены необходимыми финансовыми ресурсами как на федеральном, так и на региональном уровне. Только в этом случае можно добиться кардинального изменения ситуации к лучшему.
Переходя непосредственно к теме автодорог, Владимир Путин отметил: чтобы разгрузить МКАД, перенаправить потоки в обход Москвы, был предложен проект Центральной кольцевой автодороги. К 2018 году центральное кольцо должно стать современной, удобной транспортной магистралью, важным участком межрегионального сообщения и международных транспортных коридоров, востребованным как для участников экономической деятельности, так и для остальных граждан.
Глава государства напомнил, что на Экономическом форуме в Петербурге он выделил строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в числе трех ключевых направлений возможного расходования средств Фонда национального благосостояния. Сегодня проект строительства Центральной кольцевой дороги уже достаточно серьезно проработан, в программе развития Госкомпании «Автодор» на его реализацию заложены солидные ресурсы.
Продолжая разговор, президент особо обратил внимание на вопрос выкупа земель. «Необходимо жестко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли. Нужно минимизировать ценовые риски проекта», – заявил он.
Владимир Путин отметил, что трассу кольца предлагается поделить на участки, для того чтобы ускорить проектирование и оформление землеотводов. Ведь привлечь инвесторов на отдельные участки – это гораздо проще, чем сразу на весь огромный и такой затратный проект. Понятно, что у каждого участка своя протяженность, должны быть свои инвесторы, своя специфика и, безусловно, своя экономика. И чтобы проект был в целом успешным, дал необходимую отдачу как для инвесторов, так и для бюджета, нужен выверенный график запуска отдельных участков с учетом сложившейся и перспективной потребности на ключевых направлениях грузоперевозок.
При этом, подчеркнул президент, нужно обеспечить своевременное подключение к магистрали федеральной и региональной дорожной сети. И, конечно, нужно тщательно просчитать справедливый размер платы за проезд на новой автодороге. Это должна быть такая величина, которая будет доступна и для всех граждан, и необременительна для участников экономической деятельности.
Вместе с тем Владимир Путин напомнил, что нельзя забывать о развитии пригородных железнодорожных перевозок в Московском регионе. Это очень значимая составляющая всей транспортной проблемы, причем с большой социальной частью. Прямо или косвенно этот вопрос затрагивает более четверти населения нашей страны.
«В этой связи прошу Правительство России считать проект развития пригородного сообщения в Московском транспортном узле приоритетным для реализации на ближайшие 5–6 лет. При этом отмечу, что он станет одним из крупнейших проектов подобного рода в мире, – сказал глава государства. – Необходимо предусмотреть строительство главных и дополнительных путей для пригородного сообщения. Я знаю, что сейчас и Московская область, и Москва с ОАО «РЖД» активно занимаются этим вопросом, и уже строятся эти магистрали. Это позволит нам существенно увеличить пассажиропоток на этих направлениях. У нас и так он огромный – 600 миллионов человек в год, представляете, а будет 900 миллионов человек, почти миллиард. Повторяю, это один из самых крупных инфраструктурных проектов в мире сегодня. И, безусловно, он должен сделать перевозки и жизнь людей гораздо более комфортными. Кроме того, нужно предусмотреть возведение современных путепроводов, чтобы не скапливались машины на переездах, чтобы не возникали пробки на переездах через железнодорожные пути при росте интенсивности движения».
Продолжил разговор на совещании и. о. мэра Москвы Сергей Собянин. Он подчеркнул, что абсолютно правильно было сделано, что ЦКАД выделили важнейшим инфраструктурным проектом. Казалось бы, она от Москвы находится достаточно далеко и какое отношение имеет к городу?! Самое прямое, потому что сегодня МКАД перегружена, и другого варианта ее разгрузить, кроме как построить ЦКАД и пустить там часть транзитных грузов, придумать невозможно.
И. о. мэра Москвы отметил: «Часть ЦКАДа проходит непосредственно через территорию Новой Москвы, и мы видим, какой она имеет колоссальный инвестиционный потенциал. После того как было заявлено о том, что ЦКАД будет строиться, у нас уже инвесторы начали интересоваться, как строить там логистические центры, создавать новые производственные места и так далее. Конечно, надо следить за территорией, чтобы ее по «серой» схеме не приватизировали. Но совершенно очевидно, что это создаст колоссальный инвестиционный потенциал. Более того, этот участок соединяет Домодедово и Внуково. То есть мы делаем еще связку между крупнейшими аэропортами страны».
Сергей Собянин доложил, что с Минтрансом России были согласованы сроки реконструкции практически всех вылетных магистралей. «Это важно рассматривать в связке со строительством ЦКАДа, потому что если построим ЦКАД, а радиальные дороги, которые до нее доходят, не будут реконструированы, то ЦКАД как бы повиснет в воздухе. Чтобы дорога дала максимальную эффективность, помимо строительства самой ЦКАД нужно к этим же срокам подтягивать реконструкцию вылетных магистралей. Тогда это будет полный эффект, 100%–ный», – заявил градоначальник.
Касаясь темы пригородного сообщения, Сергей Собянин сообщил, что Москва выделила на этот проект около 50 миллиардов рублей, «РЖД» – более 40 миллиардов и Правительство РФ – около 150 миллиардов. Проект структурирован, расписан по годам, начались проектирование и строительство.
В свою очередь, исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев отметил, что регион активно развивается. Вместе с тем, по словам главы области, острой продолжает оставаться проблема строительства и состояния дорожной сети. В этой связи Андрей Воробьев подчеркнул, что строительство ЦКАДа – жизненно важный для региона проект, который позволит разгрузить подмосковные трассы.
Министр транспорта РФ Максим Соколов сконцентрировался в своем выступлении на вопросах реализации проекта Центральной кольцевой автодороги.
«Нашим базовым документом, определяющим развитие транспортного комплекса Московского региона, является Программа развития транспортного комплекса московской агломерации на период до 2020 года. Эта программа включает в себя все мероприятия, которые обеспечивают взаимосвязь города и области, и реализуется в соответствии с тремя программами: Государственной программой развития транспортной системы, инвестиционной программой правительства Москвы и инвестиционной программой Московской области. Это первый такой базисный документ, который был подписан между федеральным правительством и региональными властями в 2011 году», – сказал министр.
Максим Соколов отметил, что уже организованы основные мероприятия по строительству дополнительных железнодорожных путей, новых путепроводов, хордовых направлений автомобильных дорог, синхронизации полосности магистралей, которые выходят за пределы МКАДа со стороны Москвы, и строительству транспортных пересадочных и логистических узлов. Но особое значение имеет, конечно, развитие трех кольцевых дорог: МКАДа, Малого и Большого бетонных колец. Это своего рода транспортная основа для всего Московского узла, так как только по МКАДу проходят больше 40 тыс. грузовых транзитных средств в сутки. И, конечно, эта нагрузка негативно влияет не только на экологию, но и на транспортную ситуацию во всей московской агломерации, и все три дороги сегодня уже работают в режиме перегрузки. Если по МКАДу совместными усилиями правительств Москвы и Московской области удалось ввести в этом году ограничения движения грузового транспорта в дневное время, то по федеральным дорогам 107–й, 108–й (это Большое и Малое бетонные кольца) принятие аналогичных решений может привести к параличу всей грузовой и пассажирской логистики, и не только в Московском регионе, но и во всей европейской части страны. При этом надо учитывать, что обе дороги сегодня полностью исчерпали свой ресурс как по пропускной способности, так и по прочностным нагрузкам, поскольку были построены в 50–60–е годы прошлого века и рассчитаны на нагрузку 5–6 тонн на ось.
«Таким образом, – подчеркнул министр, – необходимо создание современного транспортного каркаса, которым станет Центральная кольцевая автомобильная дорога. Разработка этого проекта велась с 2003 года, в ней приняли участие ведущие не только российские, но и международные консультанты и финансирующие организации, среди них «Эрнст энд Янг», «Прайсуотерхаускуперс» и многие другие. К настоящему моменту разработана и прошла государственную экспертизу проектно–сметная документация. Международным консорциумом консультантов была разработана документация для реализации проекта на основе механизмов государственно–частного партнерства, в том числе включая бизнес–планирование, транспортную, финансовую модели и даже проекты концессионных соглашений. Начались работы по подготовке территории строительства на севере ЦКАДа в границах третьего пускового комплекса. Таким образом, мы можем констатировать, что проект сегодня характеризуется высокой степенью технической, финансовой и юридической проработки».
Говоря о географии проекта, Максим Соколов отметил, что ЦКАД должна пройти на удалении примерно 40 километров от Московской кольцевой автодороги и предусматривает пять пусковых комплексов, четыре из которых – это абсолютно новое строительство, а один, пятый пусковой комплекс, находится на западе, это так называемый звенигородский ход – реконструкция существующего участка Малого бетонного кольца в районе Звенигорода, от Киевского шоссе до Ленинградки.
Данный проект запроектирован по нормам первой технической категории с предельной расчетной скоростью до 140 километров в час, и эксплуатацию ЦКАДа пока, за исключением пятого пускового комплекса, предполагается осуществлять на платной основе. Пятого потому, что он реконструирует существующую дорожную основу. В свою очередь, там, на пятом пусковом комплексе, предусматривается взимание платы только с грузовиков через систему ГЛОНАСС.
Проект создания ЦКАДа также характеризуется высокими показателями не только социально–экономической, но и бюджетной эффективности и является одним из перспективных проектов для реализации на принципах ГЧП, подчеркнул министр.
Организационно–правовая и финансовая модель проекта согласована с профильными министерствами: Минэкономразвития, Минфином, правительствами Москвы, Московской области, а также ведущими финансовыми институтами, и не только Фондом прямых инвестиций, но и Внешэкономбанком, Сбербанком, Газпромбанком. Эта модель предполагает направление средств Фонда национального благосостояния на замещение недостающего финансирования, которое сейчас имеется в программных документах.
Всего по предлагаемой схеме этот общий объем финансирования должен составить примерно 300 млрд рублей. За счет средств Фонда национального благосостояния – 150 млрд, как и планировалось, за счет средств федерального бюджета – 74 млрд, и за счет средств частных инвесторов – 76 млрд рублей, то есть фактически четверть от общей суммы.
«Таким образом, – сделал вывод Максим Соколов, – принятое решение о направлении части средств Фонда национального благосостояния позволит решить стратегическую задачу создания транзитного коридора от портов Балтики на юг и восток нашей страны, а также существенным образом снизить дефицит пропускной способности Московского транспортного узла».
Юрий ПАВЛОВ
15.08.2013