В Государственной думе РФ прошли слушания на тему: «О предложениях по ускорению социально–экономического развития России».
В обсуждении приняли участие депутаты, представители федеральных министерств, банковского сообщества, российских предприятий и компаний, ведущие ученые–экономисты.
Открывая слушания, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков назвал экономическую ситуацию в России непростой. Он призвал осмыслить ее и выбрать пути развития, которые помогут вывести страну на траекторию устойчивого роста. Такое обсуждение, по его словам, особенно актуально накануне рассмотрения бюджета.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер оценивает потенциал экономического роста в России на ближайшие 15–20 лет на уровне 6–7%, однако, чтобы достичь таких показателей, необходимо проводить новую экономическую политику, ориентированную на внутренний инвестиционный экономический рост. Главная проблема, по его словам, заключается в инвестировании. «Парадокс в том, что в стране высокий уровень сбережений, а уровень накопления существенно низкий. Развитие экономики остановилось в 2008 году. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что мы создавали резервы, но держали их за рубежом, а западные инвесторы активно пользовались этой «подушкой безопасности», которую мы же сами и создали», – считает Виктор Ивантер. По его мнению, «для стабильной экономики нужен темп экономического роста не менее 2%, в противном случае это неизбежно приведет к падению уровня жизни в стране».
Академик РАН Абел Аганбегян охарактеризовал существующее положение в экономике как стагфляция, к чему привело соединение стагнации с ускоренной инфляцией.
Среди причин, вызвавших замедление роста экономики, академик назвал недостаточный объем инвестиций. «Инвестиции – это вложение в будущее, и темп развития в перспективе зависит от сегодняшних инвестиций, – отметил Абел Аганбегян. – Поскольку инвестиции влияют на темпы роста с лагом примерно в 3–4 года, то спад объема инвестиций на 17% в 2009 году привел к снижению темпов роста экономики в 2013 году».
Также замедление экономики связано с огромным оттоком капитала. В целом отток капитала из страны оценивается почти в 0,5 трлн долларов США, что соответствует четверти всего ВВП России, оцененного по рыночному курсу. Это вынудило российские предприятия и организации активно занимать за рубежом. В результате размер внешнего долга вырос до 732 млрд долларов, что составляет 60% ВВП внебюджетной сферы. На обслуживание этого долга в 2014 году предприятия должны отдать 199 млрд долларов. «При этом государственный внешний долг в стране очень небольшой – всего 3% ВВП. Основные заемщики – это предприятия и организации, в том числе корпорации с государственным участием, такие как Газпром, Роснефть, «Аэрофлот», – подчеркнул Абел Аганбегян.
Чтобы выйти из состояния стагнации и ускорить темпы развития до 5–6%, необходима норма инвестиций (ее доли в ВВП) 30–35%, что сопоставимо с развивающимися странами. «Если мы хотим развиваться, как Китай – 7–8% в год, то норма инвестиций должна составлять не менее 50% ВВП, это экономическая закономерность», – считает эксперт.
Для преодоления стагфляции есть только один путь – переход к форсированным инвестициям. При этом доля инвестиций в ВВП должна увеличиться с 19% в 2014 году до 25% в 2020 году и 30% – в 2025 году. Объем инвестиций возрастет с 13,2 трлн руб. в 2013 году до 20 трлн руб. в 2020 году и 30 трлн руб. в 2025 году (в ценах 2013 года). Эти средства необходимо направить в технологическое обновление действующего производства, в прирост мощностей и строительство новых предприятий, в производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего высокотехнологичной, наукоемкой, инновационной, и в экономику знаний.
К слову, удельный вес экономики знаний в России один из самых низких в мире – всего 15% ВВП, в то время как в Западной Европе – 35%, в США – 45%.
Для решения этих задач нужен механизм для разгона инвестиций, потому что кредиты при ставке 14% и сроком на три года, по сути, это запрет на развитие инвестиций, об экономическом росте можно забыть, убежден Абел Аганбегян.
«Если мы хотим добиться экономического роста, инвестиции надо давать на 5–7 лет для технологического обновления, на 8–10 лет – для нового строительства, на 18–20 лет – для строительства высокоскоростных магистралей», – уверен эксперт. Одним из источников для инвестиций являются средства банков. Активы наших банков составляют 55 трлн руб., или 86% ВВП, а доля инвестиционного кредита – только 1 трлн руб., или 2%. По мнению Абела Аганбегяна, необходимо довести эту долю хотя бы до 6%.
Советник Президента РФ Сергей Глазьев подверг критике проводимую в стране денежно–кредитную политику, которая, ставя целью подавление инфляции, продолжает сдерживать рост денежной массы вместо необходимой монетизации экономики. «Денежно–кредитная политика – самый большой барьер для экономического роста, цена которого – два годовых ВВП, – заявил Сергей Глазьев. – Альтернативой такой политике должны стать инвестиции в новые технологии, снижение производственных издержек, расширение объема выпуска товаров».
По мнению Сергея Глазьева, в России сложилась уникальная ситуация с привлечением внутренних источников кредитов и созданием собственной суверенной кредитно–финансовой системы. «Для этого нужно заменить внешние источники кредитов рублями, что будет означать удвоение денежной массы, – убежден эксперт. – Значительная часть денежной эмиссии должна идти через механизмы проектного финансирования, по очень низким процентным ставкам, под строгим контролем за использованием денег, чтобы они не переходили на валютный рынок. Чтобы уменьшить стимулы для утечки капиталов, надо бороться с вывозом капитала и с офшоризацией». Сергей Глазьев предложил подумать над введением налога на вывоз капитала, ввести понятие «нацио-
нальная компания», ужесточить налоговый контроль.
Развитие индустриальных и инфраструктурных отраслей должно базироваться на государственной поддержке, считают в ОАО «РЖД», необходимо обеспечить существенное увеличение инвестиций в перспективные проекты по развитию инфраструктуры и приоритетных отраслей промышленности.
В условиях стагнации экономики и открытого противодействия развитию России со стороны Запада дополнительный импульс экономическому росту страны может придать создание современной инфраструктуры. Такие проекты в наибольшей степени стимулируют реальный сектор экономики, развитие малого и среднего бизнеса, освоение новых районов проживания. Это подтверждает и зарубежный опыт. Например, в 2003–2012 годах протяженность железнодорожных линий ЕС увеличилась на 12,8 тыс. км, Японии – более чем на 1,5 тыс. км, Индии – на 1,4 тыс. км. По оценкам Еврокомиссии, ежегодные государственные расходы 27 стран Европы на поддержку и развитие железнодорожного транспорта составляют 46 млрд евро. При этом протяженность сети ВСМ в Европе возрастет с 4 тыс. км в 2005 году до 21 тыс. км к 2020 году.
В России предлагается сосредоточить основные усилия на реализации проектов развития инфраструктуры Восточного полигона: на строительстве Северного широтного хода, высокоскоростных магистралей и развитии Московского транспортного узла. За счет развития БАМа и Транссиба суммарные поступления в бюджет РФ за 30–летний период планирования составят 486 млрд руб., а бюджетные инвестиции, по оценкам экспертов, окупятся за 20 лет. Любопытный факт: только объявление о модернизации БАМа привело к значительному росту заявок грузоотправителей сверх включенного в проект объема.
Строительство Северного широтного хода необходимо для освоения месторождений и транспортного обслуживания территорий ЯНАО. Это позволит эффективно перераспределить грузопотоки, увязать в единую транспортную сеть железные дороги и Северный морской путь, частично разгрузив Транссиб.
Особую роль играют межрегиональные проекты, такие как строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (с возможным продлением до Астаны). Пилотным участком этой линии является ВСМ Москва – Казань протяженностью 770 км, в зоне действия которой проживают около 25 млн россиян. За счет повышения транспортной доступности произойдет укрепление связей между крупнейшими городами страны, будут созданы 370 тыс. рабочих мест более чем в 20 отраслях. По расчетам, совокупный прирост ВВП России вырастет на 11,7 трлн руб. за первые 12 лет работы.
Аналогичные показатели имеет проект строительства ВСМ Москва – Воронеж – Ростов–на–Дону – Адлер с возможностью ответвления до Крыма.
Еще одной серьезной точкой роста является развитие инфраструктуры крупных агломераций, в первую очередь Московского транспортного узла, что способно привести к заметному ускорению роста ВРП. Причем наибольший эффект достигается в сочетании пригородного движения с межрегиональными высокоскоростными линиями.
В целом, по экспертным оценкам, реализация пакета перспективных стратегических железнодорожных проектов может обеспечить дополнительный прирост ВВП к 2020 году не менее чем на 1,1–2,5%. Не случайно в прогнозе Минэкономразвития до 2030 года обязательным элементом форсированного сценария развития экономики является развитие железных дорог.
Если говорить о среднесрочной перспективе, то социально–экономическая политика Правительства РФ в 2015–2017 годах будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально–экономического развития РФ на период до 2020 года, указах Президента РФ от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года. Долгосрочные интересы России связаны с созданием современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Среди основных приоритетов экономической политики в прогнозный период – и развитие транспортной инфраструктуры – наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расширение автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда, расширение строительства платных автомобильных дорог.
Введение санкций против части ведущих российских компаний негативно сказывается на инвестиционном климате страны в 2014–2015 годах. Закрытие внешних рынков капитала снижает ресурсную базу банков, а рост премий за риск повышает стоимость заемных средств предприятий. В результате в 2015 году ожидается продолжение спада инвестиций частных компаний, а роль государственных капитальных вложений вырастет за счет увеличения расходов бюджета по ряду ФЦП («Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» и «Юг России»), начала строительства моста через Керченский пролив, а также за счет проектов, финансируемых через ФНБ.
В 2016–2017 годах на фоне сокращения оттока капитала, по мере снижения геополитической напряженности и смягчения кредитных условий ожидается восстановление интереса бизнеса к инвестированию, возобновится рост инвестиций частных компаний, который в этот период составит 5–6%.
Однако в условиях жестких бюджетных ограничений и сокращения инвестиций компании инфраструктурного сектора по мере завершения ряда крупных капитальных проектов рост инвестиций в основной капитал в целом по экономике составит не более 1,6% в 2016 году и 2,9% в 2017 году. В среднем прирост инвестиций в 2015–2017 годах по базовому варианту, по оценкам Минэкономразвития, составит 2,2% в год.
В 2016–2017 годах, отмечают эксперты, траектория роста инвестиций во многом будет определяться динамикой инвестиций транспортного комплекса. Доля транспорта (без трубопроводного) в общем объеме инвестиций увеличится с 18,8% в 2013 году до 19,6% к 2017 году.
С макроэкономической точки зрения в условиях низких темпов роста экономики инвестиции в инфраструктуру являются привлекательными, так как повышают накопление капитала в среднесрочной перспективе и обеспечивают рост производительности в долгосрочной перспективе. Более того, крупные межрегиональные проекты не только стимулируют развитие прилегающих территорий, но и приводят к снижению региональной дифференциации доходов населения.
Основным источником финансирования развития транспортной инфраструктуры в России, как и в большинстве других стран мира, являются бюджетные расходы. В условиях жестких бюджетных ограничений повышаются риски выполнения запланированных проектов в полном объеме в заданные сроки. При этом в условиях высокой стоимости и ограниченных сроков банковских кредитов повышаются риски недофинансирования развития инфраструктуры. Поэтому большое значение приобретает создание специальных условий и инструментов для льготного привлечения длинных недорогих заемных средств в инфраструктурные проекты, в том числе из средств институциональных инвесторов (ФНБ).
Итогом парламентских слушаний стали конкретные рекомендации органам государственной власти.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
9.10.2014