Довольно оживленной и продуктивной получилась дискуссия на конференции «Дорожное строительство. Региональный аспект», прошедшей в рамках IV Международного форума «Транспорт России». Вектор обсуждению этой важной темы задал руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин.
Пример взаимодействия
Можно сказать, что пример согласованного взаимодействия двух субъектов РФ при развитии региональной сети автодорог, приведенный Анатолием Чабуниным, задал тон дискуссии. Суть его в следующем. Чтобы попасть из Санкт–Петербурга в Архангельск, автомобильным перевозчикам приходится сначала добираться до Вологды по дороге А–114 и затем почти под прямым углом сворачивать на федеральную трассу М–8 «Холмогоры». Спрямить маршрут можно, надо только построить 40 км дороги на территории Вологодской области. Для самих вологодцев она вроде не нужна: на этом направлении нет населенных пунктов. Тем не менее по договоренности губернаторов двух соседних областей принято решение о строительстве 40–километрового участка.
Именно вологодские специалисты подготовили проект и начинают строить дорогу для того, чтобы грузы из Санкт–Петербурга шли напрямую в Архангельск. Таким образом, благодаря взаимодействию двух субъектов РФ будет ликвидирован перепробег протяженностью более 600 км. «Наша задача – увязать взаимные интересы: федеральные, региональные, межрегиональные, чтобы строительство подобных объектов в разных субъектах РФ помогало сокращать расстояния, снижать транспортные издержки в экономике страны», – подчеркнул Анатолий Чабунин.
Сопряжение интересов
К сожалению, примеров согласованных действий двух сопредельных территорий РФ в развитии региональных дорог пока немного, считает первый заместитель генерального директора НИПИ ТРТИ Светлана Воронцова. Специалисты института проанализировали многие схемы территориального планирования субъектов РФ и пришли к выводу о разобщенности их действий. Скажем, в такой–то области намечено развивать дорожную сеть в одном направлении, а в соседнем субъекте РФ подобных планов нет. Такую недальновидность губернаторов Светлана Воронцова назвала островным видением.
Тем не менее можно привести примеры прозорливости глав регионов. Скажем, как только было объявлено о создании транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, те субъекты РФ, которым предстоит подхватить транспортные потоки из Поднебесной и Казахстана (Башкортостан, Татарстан, Оренбургская область), сразу выступили с предложениями о развитии территориальных дорог. Вот почему так важно «прорисовать сеть дорог на отдаленную перспективу», развивает мысль Светлана Воронцова. Тогда будет ясно, по каким территориям проляжет тот или иной маршрут федерального значения, исчезнет разрозненность в региональном планировании.
Согласованность действий необходима и при развитии дорожной сети на стыке территорий субъектов РФ и муниципальных образований. От сопряжения интересов области и города, особенно такого крупного, как Москва, во многом зависят пропускная способность автомобильных дорог, безопасность движения по ним, продолжил тему директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко. По его словам, региональный аспект развития дорог включает также вопросы управления движением на автомагистралях. И здесь многое зависит от использования интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
Нормативно–правовая база на эту тему пока находится в стадии разработки. Как известно, вопросы организации дорожного движения, ограничения движения транспортных средств регламентируются 30–й статьей ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…». По поручению министра транспорта в Правительство РФ внесен проект поправок в указанную статью, предусматривающий, в частности, ограничение движения по автодорогам в предпраздничные, праздничные и выходные дни. Реализация этой нормы после принятия поправок должна быть обеспечена соответствующим приказом Минтранса России.
Протяженность автодорог регионального значения сегодня превышает 500 тыс. км. По словам генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, это большой имущественный комплекс, требующий серьезного отношения. К сожалению, состояние региональной дорожной сети вызывает тревогу. В 18 субъектах РФ доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, превышает 80%. Это сдерживает развитие экономики и требует принять безотлагательные меры для сохранности существующей сети дорог. Комплексно, в полном объеме выполнять все работы по их ремонту и содержанию региональные дорожники не могут из–за острой нехватки денежных средств. Большие надежды они возлагают на возрождение дорожных фондов, подчеркнул Игорь Старыгин.
Один из путей обеспечения сохранности автодорог – совершенствование системы весового контроля. Фуры, которые ездят по федеральным, региональным и муниципальным дорогам с огромным перегрузом, без оформления спецразрешений, наносят им необратимый ущерб. В Рос-
автодоре на днях по этому поводу состоялось заседание Общественного совета, где речь шла об ответственности бизнеса за состояние автотрасс, сообщил Анатолий Чабунин. Предприниматели, загружающие автомобили «под завязку» зерном, арбузами, лесом, стройматериалами, должны понимать, что экономия на подобного рода перевозках назавтра оборачивается для них же самих необходимостью покупать запчасти и топливо, расход которого на дороге с поврежденным покрытием увеличивается.
Минтранс России совместно с автомобильным сообществом подготовил поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, где предусмотрены санкции за ущерб, наносимый дорогам, в отношении не только автоперевозчиков, но и грузоотправителей и грузополучателей.
В последнее время бизнес проявляет интерес к дорогостоящим дорожным проектам. Иногда частные инвесторы изъявляют желание самостоятельно строить объект с тем, чтобы потом передать его в федеральную собственность. Пример такого рода – транспортная развязка на трассе М–9 «Балтия». Ее готов построить один из инвесторов, которому необходимо развитие территории, прилегающей к Новорижскому шоссе. На территории Московской области прорабатывается вопрос строительства за счет частного капитала железнодорожных переездов в разных уровнях. Аналогичный проект обсуждается в Рязани. Бизнес активно стремится в сферу обустройства дорог, предоставления сервисных услуг. Подобные примеры совместных действий государства и бизнеса приводили участники конференции.
Они заострили внимание на вопросах расходования бюджетных средств, оптимизации стоимости дорожно–строительных работ, их качестве. Многое здесь зависит от применения инновационных технологий, современной техники, материалов. Большинство заказчиков и подрядчиков имеют широкий доступ к информации, знакомятся с опытом российских и зарубежных коллег. Но путь от знакомства с новшествами до их внедрения зачастую оказывается долгим. Сократить его, считает генеральный директор РАДОРа Игорь Старыгин, поможет изменение нормативной базы. Тогда проектировщики будут закладывать в проектно–сметную документацию новые инженерные решения, а подрядчик не сможет применять устаревшую технику.
Перспектива создания дорожных фондов открывает возможности долгосрочного планирования дорожно–строительных работ, отметил председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Костин.
Когда понятно, какие финансовые ресурсы аккумулирует дорожный фонд, можно подсчитать объем средств, которые пойдут на ремонт и содержание дорог. Следовательно, появляется возможность выстроить совершенно иную систему планирования в дорожном хозяйстве. Это подчеркнул в своем выступлении и председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов. На его взгляд, долгосрочное планирование в отрасли помимо всего станет стимулом для развития смежных отраслей – производства нерудных материалов, дорожной техники и т. п.
Не забывать о науке
Что касается науки, роли интеллектуальных транспортных систем в развитии дорожной отрасли, то она, по мнению многих участников конференции, недо-оценивается. Между тем Евросоюз инвестирует десятки миллиардов евро в различные исследовательские проекты, которые создают основу для принятия политических решений. На базе пилотных проектов принимается стратегия развития транспортного комплекса Европы и отдельных стран, где развиваются ИТС. Международный опыт, безусловно, может быть интересен и российским регионам, убежден председатель НП «Интеллектуальные транспортные системы – Россия» Владимир Крючков, поскольку о продвинутых идеях в субъектах РФ нередко узнают с опозданием. А может, именно инновации станут катализатором развития дорожного хозяйства территорий РФ?
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»