Анатолий Чабунин – о строительстве скоростной автотрассы
Москва – Санкт–Петербург.
Руководитель Федерального дорожного агентства встретился с журналистами. Встреча была посвящена подготовке территории для строительства головного участка новой скоростной автотрассы Москва – Санкт–Петербург. Как сообщил Анатолий Чабунин, работы по подготовке территории включают в себя вырубку леса и перенос коммуникаций. На сегодняшний день Химкинский лес полностью пройден просекой, ширина которой на первом этапе колеблется от 40 до 60 метров. В дальнейшем она будет уширяться до проектных величин (от 80 до 100 метров).
В ходе пресс–конференции демонстрировались слайды, показавшие, в каком состоянии находится просека и как выглядел Химкинский лес до прихода дорожников. То и дело встречаются несанкционированные свалки, деревья, которые позволяют сделать вывод о том, что за лесом никто не ухаживал. Особенно впечатляет большая свалка в районе Шереметьево, то есть на выходе трассы из леса. Словом, утверждения так называемых защитников Химкинского леса о том, что здесь до прихода «плохишей» – дорожников был девственный нетронутый уголок, мягко говоря, не соответствуют действительности. И остается сожалеть, что на реальные и многочисленные проблемные места лесного массива блюстители экологии никакого внимания не обращают.
В процессе подготовки проектной документации, отметил руководитель агентства, состоялись встречи с общественностью, экологами и другие предусмотренные законом процедуры. Проверка Генпрокуратурой РФ в марте–апреле этого года, проведенная по поручению Президента РФ, не обнаружила нарушений законодательства.
Почему был выбран именно этот вариант строительства головного участка? По мнению Анатолия Чабунина, он оптимален. Оппоненты были, например, за то, чтобы трасса прошла тоннелем под лесным массивом. Но это вызвало бы удорожание работ более чем в три раза. Надо учитывать также заболоченный характер местности. Значит, пришлось бы при прокладке тоннеля проводить водоотведение, осушение, другие дополнительные работы. В том числе выводить вентиляцию из тоннеля в Химкинский лес, а это – неизбежный ущерб природе.
Начало строительству трассы положено, но свои нежелательные коррективы вносит аномальная жара. В связи с экстремальной температурой возможна, в частности, затяжка по лесосводке, поскольку действует запрет на вхождение в леса.
Что касается сроков, Анатолий Чабунин сообщил: к строительству головного участка скоростной дороги концессионер приступит в октябре этого года. Через три года участок вступит в строй.
Во время пресс–конференции затрагивались и другие актуальные темы. В частности, был поднят вопрос о пробках на Ленинградском шоссе. Анатолий Чабунин пояснил, что заторы вызваны капитальным ремонтом путепровода над линиями Октябрьской железной дороги. Этот путепровод – собственность города Москвы и находится в предаварийном состоянии.
Затруднения на Ленинградском шоссе, пока не закончится ремонт путепровода, неизбежны. Соответственно, с учетом того, что грузовой транспорт перебрасывается и на Дмитровское шоссе, неизбежны задержки движения и там. Понятно: когда грохочет дорожная техника, сужаются полосы движения, для людей возникают неудобства. Сегодня, напомнил Анатолий Чабунин, на Ленинградском шоссе интенсивность движения – 130 тысяч автомобилей в сутки, и любое сужение или ДТП вызывает проблемы. Скоростная автомагистраль для того и создается, чтобы разгрузить транспортный поток.
Скоростная автомагистраль улучшит и экологию. Подсчитано, что в пробках вредных выбросов набирается в час до 247 килограммов. При пуске скоростной магистрали за счет расхождения потоков и увеличения скорости движения эти вредные выбросы снизятся в пять раз.
На скоростной автотрассе не будет допускаться несанкционированное появление объектов торговли и сервиса. Здесь будут только необходимое количество площадок для отдыха, пункты сбора платы и объекты сервиса: заправки, шиномонтаж и т. д. Тарифы на проезд будут утверждаться после того, как дорога будет построена. Предполагаемые размеры не велики: около трех рублей за километр для грузовиков и около рубля для легкового автомобиля. Тарифы могут незначительно колебаться в ту или другую сторону.
Говоря о претензиях Генпрокуратуры РФ к Росавтодору в связи с недавним транспортным коллапсом на Ленинградском шоссе, Анатолий Чабунин отметил, что прокурорское представление будет оспорено. По его словам, когда распределялась собственность между субъектами Федерации и муниципалитетами, этот объект был в инициативном порядке принят на баланс города Москвы. «В предписании прокуратуры сказано, что мы не приняли надлежащих мер по определению федеральной собственности. Мы намерены с этим не согласиться и готовим документы о правомерности наших действий, – заявил глава агентства. – Сегодня этот участок дороги принадлежит городу Москве, и все правоустанавливающие документы говорят о том, что он надлежащий собственник».
Отвечая на вопрос о мерах по удешевлению строительства, глава Росавтодора отметил, что агентству было дано поручение проанализировать состав затрат при строительстве автодорог. Соответствующие документы направлены в Правительство РФ. В результате всех мероприятий принято решение ускоренно вводить западные стандарты. Дело в том, что наши стандарты отличаются от европейских. Полоса движения у нас жестко зафиксирована – 3,75 м. Западный стандарт предполагает, что полоса движения может быть от 3,50 до 3,75 м, исходя из условий движения. 25 см ширины проезжей части могут значительно повлиять на стоимость объекта, особенно если на дороге – 10 полос, как на начальном участке скоростной дороги Москва – Санкт–Петербург.
Кроме того, западные стандарты разделяют процессы подготовки территории и строительства. Поэтому нельзя сравнивать напрямую стоимость километра дороги, допустим, в Германии и в России. По немецким стандартам все затраты по лесосводке, выкупу земли, переносу коммуникаций, высадке зеленых насаждений взамен срубленных не включаются в стоимость объекта.
Для удешевления дорожного строительства Росавтодор планирует использовать ряд других резервов, предусматривающих широкое применение современной техники и новых технологий.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»