В последние годы доля перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом неуклонно увеличивается. Поэтому, несмотря на санкции и внутренние экономические трудности, потребность в хороших дорогах только растет. И постоянное внимание властей всех уровней к развитию транспортно–дорожной инфраструктуры вполне объяснимо.
Скажем, за последний год финансирование работ на федеральных автодорогах, подведомственных ФКУ «Урал-
управтодор» (а общая их протяженность составляет 2401 км), выросло почти на четверть. Более 12 млрд руб. освоили дорожники в 2014 году, занимаясь строительством, ремонтом и содержанием федеральных трасс Ханты–Мансийского автономного округа, Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края.
– Основные расходы – на содержание, текущий и капитальный ремонты автодорог, на их проектирование и мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, – рассказал главный инженер ФКУ «Урал-
управтодор» Андрей Соляров на пресс–конференции, посвященной итогам 2014 года и перспективам развития на текущий год. – В прошлом году после ремонта введены в эксплуатацию 40 участков общей протяженностью 332 км, выполнен капитальный ремонт на девяти объектах протяженностью 61 км. Также была закончена реконструкция автомобильной дороги Екатеринбург – Тюмень на участке 250–261 км, моста через реку Демьянка на дороге Тюмень – Ханты–Мансийск, выполнены работы по обеспечению транспортной безопасности на искусственных сооружениях (мостах), которые были оснащены видеокамерами, – теперь там круглосуточно дежурит вооруженная охрана.
На этом работа по обеспечению транспортной безопасности не закончится. На рассмотрении в Федеральном дорожном агентстве сейчас находятся 20 проектов, и в Уралуправтодоре надеются, что в 2015 году на эти цели им выделят средства.
В прошлом году удалось заключить контракты на реконструкцию участка дороги Екатеринбург – Тюмень (трасса Р–351) около Камышлова, которую планируется закончить в 2016 году. Проектом предусмотрено увеличение проезжей части с двух до четырех полос. Сегодня же состояние этой дороги вызывает опасения – горки, ямы, ухабы. Из–за большой нагрузки (в среднем за сутки здесь проезжают около 10 тыс. автомобилей, преимущественно грузовых) дорожное полотно становится причиной серьезных ДТП. Также в стадии заключения контракт на выполнение работ по капитальному ремонту участка дороги Екатеринбург – Тюмень рядом с уральской столицей. Сейчас там активно строятся коттеджные поселки.
Реконструкция и капитальный ремонт автомобильной дороги Р–351, связывающей два крупных города, Екатеринбург и Тюмень, имеют не только федеральное, но и важное стратегическое значение. Трасса обеспечивает прохождение транспортных потоков из Западной Сибири в европейскую часть России и чрезвычайно важна для жителей отдаленных городов и поселков. После осуществления всех запланированных мероприятий время, проведенное в пути от Екатеринбурга до Тюмени, составит два с половиной, максимум три часа – вместо нынешних четырех.
Федеральной адресной инвестиционной программой 2015 года предусмотрены расходы в размере 4246 млн руб. на реконструкцию автомобильных дорог Пермь – Екатеринбург в Пермском крае; Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск, мостового перехода через реку Тобол в Тюменской области; Екатеринбург – Тюмень.
В планах на 2015 год – капитальный ремонт дороги Екатеринбург – Шадринск – Курган (Р–354). По данному объекту в настоящее время заключается государственный контракт и подведены итоги конкурса – строительные работы будет выполнять трест «Уралтрансспецстрой», который также занимается сейчас строительством южного полукольца ЕКАД.
ФКУ «Уралуправтодор» проводится работа и по передаче участков дорог, утративших статус магистралей федерального значения, в собственность муниципалитетов и субъектов РФ. К примеру, был передан в ведение региональных властей участок дороги на подъезде к Сургуту. Не исключается, что будет принято решение о переводе в собственность Екатеринбурга участка трассы возле ТЦ «МЕГА» – земля возле торгового центра активно застраивается, а Новомосковский тракт стал частью дорожной сети города.
Одной из функций ФКУ является также выдача спецразрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, осуществление весового контроля.
– В 2014 году было запланировано собрать средства в бюджет в размере 160 млн руб., нами было собрано чуть больше – 170 млн руб. На стационарных пунктах весового контроля выявлено более двух с половиной тысяч нарушителей, провозивших грузы сверх установленных требований. Спецразрешения они либо не оформляли, либо указывали в них недостоверные данные, – пояснил Андрей Соляров.
Доходы в бюджет приносят не только сборы и пошлины, но и … недобросовестные подрядчики, нарушающие контрактные обязательства. В 2014 году было предъявлено 73 претензии подрядным организациям за срыв сроков, в бюджет поступило 152 млн руб., в том числе по решениям судов. Было расторгнуто 32 контракта (из них 5 – в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, по соглашению сторон – 25 контрактов, по решению суда – 2). Шесть участников торгов включены по решению ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.
Много жалоб и на проектировщиков.
– Заказчик подчас имеет дело с некачественной документацией, и приходится больше внимания уделять проверке, при этом срываются сроки проектирования. Корень проблемы – в несовершенстве законодательства, не учитывающего специфику и особенности данного вида работ, – говорит Андрей Соляров.
Несмотря на кризисные явления в экономике, государство не намерено сокращать расходы на строительство важных инфраструктурных объектов. В 2015 году предварительная сумма, выделяемая из федерального бюджета ФКУ «Урал-
управтодор», составит 12,446 млн руб. Цифры пока не окончательные – в Росавтодоре еще будут проводиться корректировка и согласование сумм. Точно известно, что в этом году по сравнению с прошлым произойдет увеличение объема финансирования на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог.
Немало предстоит сделать для повышения уровня безопасности движения на федеральных автотрассах. Предпринятые меры уже позволили заметно снизить число ДТП и пострадавших в них. Скажем, в 2014 году для ликвидации очагов аварийности на автомобильных дорогах федерального значения установлены 8 светофоров; 3,58 км барьерного ограждения; 122 отсутствовавших ранее знаков; 772 направляющих устройств; для упорядочения движения пешеходов выполнена установка 2 км пешеходного ограждения; а также установлены 109 автономных систем светового оповещения на пешеходных переходах КОМПО – СИГНАЛ–2. Система работает на солнечных батареях, устанавливается на знаки дорожного движения и призвана привлечь внимание водителей к объекту повышенной опасности в темное время суток.
– На достигнутом в ФКУ «Уралуправтодор» останавливаться не собираются и готовы развивать сеть автомобильных дорог и в дальнейшем. В организации есть разработанная и утвержденная документация по реконструкции дорог федерального значения на сумму свыше 8 млрд руб. В соответствии с долгосрочными государственными контрактами по содержанию автомобильных дорог федерального значения с увеличением финансирования запланирован постепенный переход до 2018 года от допустимого уровня содержания к высокому. В 2014 году протяженность автомобильных дорог, содержащихся в высоком уровне, составляла 289,380 км. В 2015 году их доля увеличится до 1690,444 км, – уверен Андрей Соляров.
Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
Екатеринбург