В конце мая алтайский край принимал у себя участников научно–практической конференции, посвященной теме: «Грузовой подвижной состав. Жизненный цикл от проектирования до утилизации». Ее организаторами стали Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и ОАО Холдинговая компания «СДС–Маш».
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по транспорту Владимир Гридин, губернатор Алтайского края Александр Карлин, представители власти Сибирского федерального округа и Алтайского края, а также железнодорожных администраций Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Казахстана, Союза машиностроителей России, собственники подвижного состава, руководители ведущих предприятий транспортного машиностроения России и стран ближнего зарубежья. Всего на конференцию собрались около 170 человек, представляющих 70 предприятий транспортного машиностроения.
Как сообщил вице–президент ОАО «РЖД», председатель комитета по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России Валентин Гапанович, сегодня в Объединение производителей железнодорожной техники входят 165 компаний из 35 субъектов Российской Федерации. Объем производства предприятий партнерства превысил 10 млрд евро, что сравнимо с объемом производства вагонов в Федеративной Республике Германия. «В рамках вступления в действие Технических регламентов Таможенного союза мы активно ведем разработку стандартов и намерены завершить эти работы вовремя. Каждый месяц ОПЖТ будет проводить консультации по вопросам работы в рамках Технических регламентов Таможенного союза. Совместно с Французской ассоциацией железнодорожной промышленности (FIF) мы договорились о сотрудничестве в области стандартизации. Также мы ведем большую совместную работу с Росаккредитацией по аккредитации испытательных центров и лабораторий. На базе Алтайвагона мы создадим лучшую в Европе площадку по испытаниям», – заявил президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович.
По его словам, любая железнодорожная техника подлежит обязательной оценке соответствия по безопасности. «Для того чтобы продукция, подлежащая оценке соответствия, была испытана, на территории России есть несколько центров. К примеру, экспериментальное кольцо ОАО «ВНИИЖТ». Но этого мало. Поэтому мы решили совместно с производителями грузовых вагонов создать на площадке Алтайвагона полигон, где будут испытываться образцы новой железнодорожной техники и будет подтверждаться соответствие безопасности уже выпущенной техники. Думаю, что этот проект реализуем в ближайшие 1,5–2 года. Считаю, что на это потребуются небольшие инвестиции. Предполагаю, что наши коллеги по Таможенному союзу из Казахстана поддержат нашу идею. Полагаю, что и российская промышленность, заинтересованная в том, чтобы не гонять вагоны через всю страну, заинтересуется реализацией совместного проекта в Алтайском крае, где расположено производство этих вагонов», – сообщил Валентин Гапанович.
Ожидается, что испытательный полигон на Западно–Сибирской железной дороге ориентировочно будет сформирован к августу 2015 года. Для реализации проекта будет выбран тот участок пути, где потребуются минимальные затраты».
В свою очередь губернатор Алтайского края Александр Карлин подчеркнул, что этот инновационный проект, испытательный центр, определит развитие железнодорожной отрасли на десятилетия вперед. По словам Александра Карлина, транспортное машиностроение всегда играло большую роль в экономике края. За последние семь лет уровень промышленного производства в регионе и объем инвестиций выросли в два раза. Согласно проведенным Агентством стратегических инициатив исследованиям Алтайский край занял достойную позицию в рейтинге субъектов России по качеству инвестиционного климата.
«Производственные мощности наших предприятий позволяют сегодня выпускать до 10 тыс. единиц подвижного состава ежегодно. За последние 8 лет вагоностроителями были разработаны 10 новых моделей грузовых вагонов. Эти результаты достигнуты в том числе и за счет плодотворного взаимодействия ХК «СДС» с администрацией Алтайского края. Надеюсь, что вступление в действие Технических регламентов Таможенного союза будет стимулировать спрос на инновационные грузовые вагоны, в том числе алтайского производства», – отметил Александр Карлин.
В ходе конференции ее участники рассмотрели перспективы развития вагоностроения до 2020 года, вопросы обеспечения качества и надежности грузовых вагонов в эксплуатации, а также обсудили роль испытательного центра в доказательстве качества и надежности вагонного литья. Кроме того, еще раз обсудили вопросы технического регулирования, внедрения новых стандартов в связи с вступлением в августе в силу Технических регламентов Таможенного союза, ознакомились с ходом реализация программы стандартизации ОПЖТ в области вагоностроения и ремонта. Особое внимание было уделено вопросам применения конструкционных и технологических решений для повышения качества и эксплуатационной надежности элементов вагонной тележки, разработки методики испытаний боковых рам и надрессорных балок и унификации тележек грузовых вагонов, затронуты темы неразрушающего контроля и диагностики литых деталей тележек.
Участникам мероприятия был представлен проект методики испытаний «Рама боковая. Методики ресурсных испытаний».
К итогам конференции можно отнести определение основных задач по повышению качества ремонта грузовых вагонов, а также подписание договора о взаимодействии между НП «ОПЖТ» и ЗАО «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта» и соглашения о сотрудничестве между НП «ОПЖТ» и ОАО ХК «СДС–Маш» в области проведения испытаний узлов и деталей грузовых вагонов на железнодорожном транспорте.
В качестве основных направлений деятельности определены перспективы взаимодействия по организации процедуры проведения испытаний узлов и деталей грузовых вагонов, обеспечение ритмичной загрузки испытательного центра на основании плана–графика испытаний.
Кроме того, стороны договорились обмениваться имеющейся информацией по всем аспектам, представляющим взаимный интерес, проводить совместные совещания и мероприятия, устанавливать научно–технические, коммерческо–финансовые связи с третьими лицами и информировать друг друга о результатах таких мероприятий. При этом порядок сотрудничества по осуществлению совместной деятельности по вопросам реализации проекта проведения испытаний узлов и деталей грузовых вагонов будет определен в отдельном документе. Соглашение действительно пять лет с момента его подписания.
В рамках конференции делегаты ознакомились с производством грузового подвижного состава на заводе, имеющем 70–летнюю историю.
По словам вице–президента по машиностроительной отрасли ЗАО ХК «СДС» Дмитрия Медведева, производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 9000 грузовых вагонов в год. Кроме того, на предприятии возможно проведение ремонта грузового подвижного состава до 1500 единиц в год.
Принятая в 2006 году комплексная программа технического перевооружения завода позволила реализовать ряд масштабных инновационных проектов. В первую очередь, это автоматизированная линия по производству роликовых колесных пар. Проект был запущен в 2010 году и рассчитан на производство 36 000 колесных пар в год.
«Уникальность линии, 80% которой составляет оборудование компании Niles Simmons Hegenscheidt GmbH, заключается в том, что управление процессами изготовления колесных пар, их маркировки и идентификации, осуществления геометрического и неразрушающего контроля выполняется через центральный компьютер. Такая схема управления позволяет фиксировать и сохранять параметры оси, колеса и колесной пары на всех стадиях технологической цепочки и свести к минимуму влияние человеческого фактора. Линия позволяет изготавливать колесные пары различной конструкции, в том числе и для тележки с нагрузкой 25 тонн на ось. Общая стоимость проекта составила около 1,5 млрд рублей, а окупаемость – около 5 лет», – отметил Дмитрий Медведев.
Автоматизированная линия, установленная на ОАО «Алтайвагон», представляет собой образец современного, высокого машиностроительного уровня. В Западной Сибири аналогов ей нет. Делегация НП «ОПЖТ» посетила ЗАО «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта». Этот крупный проект также был создан на базе ОАО «Алтайвагон».
По словам Дмитрия Медведева, испытательный центр – это стратегическое предприятие не только для Алтайского края, но и для других регионов России и стран ближнего зарубежья.
На сегодняшний день услуги предприятия востребованы в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Средней Азии.
Основными контрагентами испытательного центра стали такие крупные предприятия, как ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Трансмаш» (г. Энгельс), ОАО УК «Брянский машиностроительный завод», Барнаульский вагоноремонтный завод, Саранский вагоноремонтный завод, ЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», а также вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия Казахстана и Узбекистана.
Испытательный центр оснащен уникальным для России оборудованием. В прошлом году оно было дополнено универсальной машиной MTS (США), позволяющей создавать нагрузку в трех плоскостях с показателями максимального давления по вертикали до 200 тонн, а по вспомогательным направлениям до 100 тонн. «Это позволяет максимально качественно и эффективно проводить исследования ходовых частей пассажирских и грузовых вагонов, а также исследовать металлопродукцию машиностроения», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Кроме того, на базе действующего в Новоалтайске ЗАО «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта» совместно с немецкой компанией «Фосло» – крупнейшим в мире производителем рельсовых креплений – будет создан второй в России центр грузового вагоностроения. Здесь будут проверять качество продукции для железнодорожной инфраструктуры, в частности, железобетонных шпал. Большую часть затрат по приобретению оборудования готова взять на себя немецкая сторона, алтайскому же предприятию надо озаботиться подготовкой квалифицированных кадров.
Среди реализованных на Алтайвагоне проектов также можно выделить роботизацию сварочных работ на одном из участков рамно–заготовительного цеха. В 2012 году два универсальных сварочных робототехнических комплекса японской компании Fanuc были установлены на позиции изготовления крышек люков для полувагонов.
Обрел реальные очертания проект по выпуску новых вагонов. В 2014 году «СДС–Маш» планирует перейти к серийному производству разработок цельнометаллического крытого вагона 11–2135–01 и полувагона 12–2141. Модели разработаны и собраны специалистами ОАО «Алтайвагон». Планируемые объемы составят 4000 крытых вагонов в год. В этом же году будет запущен и выпуск полувагонов новой модели – 3000 в год.
К реализации подобных проектов администрация края, разумеется, относится положительно и готова со своей стороны оказывать помощь в развитии производства, так как на сегодняшний день ОАО «Алтайвагон» играет роль градообразующего и бюджето-
образующего предприятия для Новоалтайска.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
10.07.14