В Париже под эгидой ассоциации «Франко–российский диалог» состоялась франко–российская транспортная конференция «Россия – Европа: перспективы формирования единого транспортного пространства».
В ней приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов, заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, министр по вопросам транспорта в Министерстве экологии, долгосрочного развития, транспорта и жилищного хозяйства Французской Республики Тьерри Мариани. Также среди участников конференции были руководители и представители ОАО «РЖД» и Общества национальных железных дорог Франции (SNCF), государственные и общественные деятели, видные представители деловых кругов, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, деятели науки, культуры и искусства двух стран.
Конференция стала площадкой, на которой обсуждались вопросы создания единой системы международных транспортных и пассажирских коридоров, перспективы строительства высокоскоростных магистралей и развития туристических маршрутов. Кроме того, участники конференции говорили о модернизации существующей и строительстве новой инфраструктуры для ускорения трансграничных перевозок, развитии вокзалов как современных интермодальных и деловых комплексов. В рамках мероприятия состоялись дискуссии, посвященные эффективному управлению растущим пассажиропотоком в сфере коммерческого и общественного транспорта, а также развитию современного сервиса на основе международного партнерства в области авиационного транспорта.
Ассоциация «Франко–российский диалог», выступившая организатором форума, была основана в 2004 году в Париже по предложению Президента России Владимира Путина и Президента Франции Жака Ширака, взявших ее под личный патронаж. Цели ассоциации – создание оптимальных условий для стратегического партнерства, промышленного, экономического и культурного взаимодействия между Россией и Францией, углубление двусторонних связей в области науки, культуры, образования, туризма и спорта.
Сергей Иванов, открывая пленарное заседание конференции, зачитал приветствие от Председателя Правительства РФ Владимира Путина. В нем говорится: «Взаимовыгодное сотрудничество России и Франции в сфере транспорта является важнейшим компонентом в развитии отношений двух стран. Рост объема грузовых и пассажирских перевозок, реализация совместных проектов говорят о перспективности взаимодействия».
Экономические связи России и Франции выдержали испытание кризисом, и в настоящее время отмечается рост товарооборота между странами, констатировал Сергей Иванов. Это в том числе положительно влияет и на транспорт, особенно железнодорожный. Например, объем контейнерных перевозок между Россией и Францией по итогам третьего квартала 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года вырос в три раза. Сергей Иванов заявил, что во Франции есть отработанные технологии в сфере инфраструктуры и подвижного состава, а в России – огромный рынок, который их ждет. Тьерри Мариани в ответ заявил, что отношения России и Франции в области транспорта имеют большое значение и на уровне государств, и на уровне частного бизнеса.
Андрей Недосеков в своем выступлении напомнил, что 18 ноября министр транспорта РФ Игорь Левитин встретился с Тьерри Мариани. В ходе встречи обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в сфере транспорта. Игорь Левитин и Тьерри Мариани высоко оценили российско–французское сотрудничество в области транспорта, чему в немалой степени способствует российско–французская Рабочая группа по транспорту, функционирующая в рамках Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). Одним из наиболее масштабных совместных проектов является строительство и эксплуатация на платной основе скоростной автодороги Москва – Санкт–Петербург на участке км 15 – км 58. Было отмечено, что регулярно проходят консультации экспертов по вопросам использования механизмов государственно–частного партнерства, в частности, в создании платных автомобильных дорог.
Андрей Недосеков приветствовал желание французских компаний участвовать в тендере на строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт–Петербург. Он сказал, что в первом квартале 2012 года будет определена модель реализации проекта ВСЖМ–1. Также он поблагодарил французских коллег за понимание сжатых сроков подготовки транспортной инфраструктуры к проведению саммита АТЭС во Владивостоке, которые усилили свое присутствие здесь и ускорили монтаж вантового моста на остров Русский и обучение наших специалистов.
Кроме того, Андрей Недосеков высоко оценил сотрудничество в области транспортной безопасности. В частности, в Москве недавно состоялась российско–французская конференция «Безопасность на транспорте» с участием руководства ОАО «РЖД» и Общества национальных железных дорог Франции (SNCF), представителей Комитета Госдумы по транспорту, Минтранса и МЧС, сотрудников служб безопасности и таможни двух стран. Участники обсудили вопросы государственной политики и нормативно–правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности, поделились опытом антитеррористической защиты и спасательных операций на объектах транспортного комплекса, в том числе в особо сложных условиях транспортных тоннелей, рассмотрели современные способы досмотра пассажиров и багажа.
В приветственном слове президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что в настоящее время остается очевидной разобщенность, недостаточная связность мировой транспортной системы, однако развитие экономики будет успешным только при наличии бесперебойно действующих, надежных международных транспортных коммуникаций, неотъемлемой частью которых, безусловно, являются железные дороги. Сегодня одним из ключевых приоритетов Российских железных дорог является интеграция в евро–азиатскую транспортную систему. Поэтому компания выступает с рядом инициатив, направленных на развитие экономического партнерства европейских стран и России на основе укрепления взаимоотношений между железными дорогами.
Это, прежде всего, формирование целостной железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» за счет утверждения маршрутов ключевых железнодорожных коридоров на межправительственном уровне. Вторая серьезная инициатива – это модернизация железнодорожной инфраструктуры ключевых международных коридоров. Наиболее перспективным проектом в этой области признано создание конкурентоспособной ширококолейной железнодорожной линии до Вены. Третья масштабная идея – это создание крупного международного логистического оператора транзитных перевозок по направлению «Восток – Запад» с участием в капитале широкого круга партнеров, заинтересованных в развитии конкурентоспособных сухопутных железнодорожных перевозок.
Четвертое направление взаимовыгодного сотрудничества – это развитие высокоскоростного и скоростного пассажирского движения на основных коридорах международных перевозок и последовательная интеграция с национальными сетями высокоскоростных магистралей. Пятое – это сотрудничество в сфере инноваций.
Генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Акулов рассказал о взаимодействии железнодорожных администраций различных стран в сфере разработки международных маршрутов пассажирских поездов. Он отметил, что в сообщении со странами Европы российские поезда курсируют по 36 маршрутам. Отдельно Михаил Акулов остановился на реализованных в последние годы проектах: организации скоростного сообщения между Санкт–Петербургом и Хельсинки и запуске поезда Москва – Ницца. Также он напомнил о предстоящем 12 декабря запуске поезда Москва – Берлин – Париж. Этот поезд позволит пассажирам, проведя всего одну ночь в пути, приехать из Москвы в Париж.
В рамках конференции была утверждена программа мероприятий побратимства вокзалов России и Франции на 2012 год. Документ подписали Сергей Абрамов – начальник Дирекции железнодорожных вокзалов и Софи Буасар – руководитель подразделения «Вокзалы и Сообщения» Общества национальных железных дорог Франции (SNCF). Французская модель организации вокзального бизнеса – одна из передовых в мире. Знакомство с таким опытом углубляет знания россиян в области современных методов управления вокзальным бизнесом, выявляет его сильные стороны и проявляет качества, нуждающиеся в развитии в России.
Инга ДМИТРИЕВА,
спецкор «ТР»
Париж – Москва
08.12.2011