ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».
Подходит к концу 2013 год, третий год практической реализации актуализированной программы ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Уже можно подвести некоторые итоги деятельности транспортного комплекса в рамках программы по отдельным направлениям, в первую очередь по такому важному, как «капитальные вложения».
Развитие экспорта транспортных услуг
По подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» к ключевым проектам этого направления относятся:
– создание сухогрузного района морского порта Тамань;
– комплексное развитие Мурманского транспортного узла;
– комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край);
– создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан).
Создание сухогрузного района морского порта Тамань
Как известно, через Краснодарский край проходит большая часть российского экспорта. Так, порты Краснодарского края, а их девять, пропускают около 30% всех внешнеторговых и транзитных грузов, перерабатываемых морскими портами России, но их мощностей недостаточно на сегодня.
Вот почему самым перспективным направлением этой работы является совместный с государством инвестиционный проект создания сухогрузного района морского порта Тамань, предполагающий размещение на полуострове контейнерных, зернового, угольного терминалов, комплексов по перевалке металла и других грузов.
Объем финансирования на 2013 год по данному проекту составляет 3156,7 млн руб., в том числе на проведение проектных работ – 375,3 млн руб., на строительные работы – 2781,4 млн руб.
Получено положительное заключение экологической экспертизы по результатам рассмотрения проектно–сметной документации. Завершены работы по подготовке презентационных материалов и чертежей и произведена их оплата в размере 6247, 6 тыс. руб.
В рамках реализации проекта разработана документация по планировке территории под новый сухогрузный район морского порта Тамань, автомобильную и железную дороги к нему. Разработанная документация на автомобильную и железную дороги, согласованная с администрациями Таманского, Сенного, Вышестеблиевского сельских поселений, направлена в ФДА и ФАЖТ соответственно для принятия решения о ее утверждении.
Изменения в подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» предусматривают реализацию проекта по морскому порту Тамань в две стадии:
– на первой стадии планируется строительство объектов федеральной собственности с использованием механизма ГЧП;
– на второй стадии осуществляется строительство объектов частной собственности.
В проведении экспертизы проектно–сметной документации объекта участвуют все заинтересованные ведомства.
Получение положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» планируется в IV квартале 2013 года.
Комплексное развитие Мурманского транспортного узла (МТУ)
Основой для развитая МТУ служит уникальное географическое положение Мурманска. Порт имеет свободный выход в открытый океан с относительно низкой интенсивностью судоходства и располагается относительно близко к международным морским трассам.
Это незамерзающий, глубоководный, защищенный от штормов круглогодичный порт, экономически независимый от других стран, так как нет необходимости прохождения через их территориальные воды.
Среди других преимуществ МТУ – возможность использования международных транспортных коридоров Севморпуть, Транссиб и Север – Юг, а также связи порта с промышленно развитыми регионами России.
Основные объекты проекта:
– развитие морского транспорта: реконструкция угольного терминала, строительство угольного терминала на западном берегу, строительство контейнерного, нефтяного и экологического бункеровочного комплекса;
– развитие железнодорожного транспорта: строительство новой железнодорожной ветки Выходной – Лавна, строительство 10 новых железнодорожных станций и парков, реконструкция путевого развития 4 станций;
– развитие логистической и складской инфраструктуры: строительство дистрибуционно–логистического комплекса и логистического центра;
– развитие автомобильного транспорта: развитие улично–дорожной сети города Мурманска, реконструкция автодороги «Кола»;
– развитие авиационного транспорта: реконструкция аэропорта Мурманск.
Кроме того, в ходе реализации проекта решаются и меж-
отраслевые вопросы: оборудование пограничного перехода; внешнее энергоснабжение транспортного узла; комплексная система безопасности мореплавания; создание противопожарной защиты транспортного узла; промышленная безопасность транспортного узла; оценка воздействия на окружающую среду.
Объем финансирования, предусмотренный на 2013 год по данному проекту, составляет 592,7 млн руб., в том числе на проведение проектных работ – 89,9 млн руб., на строительные работы – 502,8 млн руб.
В 2013 году завершены работы по разработке проектной документации по 5–му этапу
госконтракта (разработка специальных разделов проектной документации, разработка землеустроительной документации, получение согласований проектной документации во всех заинтересованных организациях, разработка раздела «Охрана окружающей среды»). Получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В IV квартале 2013 года планируется передача разработанной проектно–сметной документации на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)
Новороссийский транспортный узел (HТУ) отличается географической и рельефной специфичностью.
Промышленное, транспортное, туристическое развитие Новороссийска требует особого внимания к сбалансированности транспортного узла, в котором присутствуют четыре вида транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. При этом железнодорожный и автомобильный транспорт конкурируют между собой за жизненное пространство на тесной городской территории, а трубопровод блокирует развитие транспортных подходов с противоположной, восточной, стороны
В проекте комплексного развития Новороссийского транспортного узла в части создания объектов железнодорожной инфраструктуры выделен подпроект 3 «Строительство станции в районе разъезда 9–й км Северо–Кавказской железной дороги».
В рамках этого проекта выполнены строительно–монтажные работы по устройству насыпи земляного полотна под железнодорожные пути и автодороги; сборке и укладке рельсошпальной решетки; балластировке путей; устройству железобетонных лотков в земляном полотне, укладке кабелей СЦБ и связи; сборке и укладке стрелочных переводов, устройству контактной сети – 55,42 км; бетонные работы.
Одновременно закончены работы по строительству автодорожного и железнодорожного путепроводов и подходов к ним на различных участках.
По подпроекту «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо–Кавказской железной дороги» подрядчиком ведутся подготовительные работы: вырубка деревьев, устройство звеносборочной базы, строительство железнодорожного тупика для разгрузки строительных материалов, вынос инженерных коммуникаций с территории строительства объекта, работы по разминированию территории строительства, устройство канала реки Цемес, отсыпка земляного полотна железнодорожного парка и перегонов ст. Гайдук – блокпост Кирилл.
Свияжский межрегиональный мультимодальный центр
Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ) – это совместный проект федерального центра и властей Татарстана. Центр предназначен для переработки грузопотоков в рамках международных транспортных коридоров Транссиб, Север – Юг и создаваемого маршрута Западная Европа – Западный Китай.
Свияжский логоцентр будет включать в себя несколько зон. Первая – это портовая зона с грузовыми причалами. Контейнерный терминал с разделенными секциями для полных и пустых контейнеров будет расположен рядом с железнодорожными путями. Запланирована и обширная складская зона. В корпусе таможенного досмотра грузов помимо досмотра бесконтейнерных грузов будет осуществляться промежуточное складирование грузов и оформление грузосопровождающих документов. Осуществляться управление будет из здания единого диспетчерского центра. Зона технического сервиса будет включать станцию техобслуживания и мойку, гараж для автотранспорта, автозаправочную станцию.
Экономический и социальный эффект проекта будет получен за счет увеличения грузооборота, создания надежной системы транспортировки, хранения и распределения импортируемых и экспортируемых грузов, прибыли от сопутствующей хозяйственной деятельности. Новый путь транспортировки грузов из Западной Европы на Урал, в Сибирь, Казахстан и обратно позволит сократить время почти в два раза. СММЛЦ обеспечит более быстрое вхождение республики в систему мирового рыночного хозяйства.
Объем финансирования, предусмотренный на 2013 год по данному проекту на строительные работы, составил 1045,7 млн руб.
В 2013 году по речному порту выполнялись такие работы по строительству, как заполнение трубошпунта бетоном, устройство шапочного бруса из монолитного железобетона, засыпка песчаным грунтом до проектной отметки, установка анкерных тяг.
В рамках реализации проекта и для обеспечения контроля качества выполняемых работ осуществлялись процедуры по строительному контролю и авторскому надзору на основании государственных контрактов, заключенных с ФГУП «Единая группа заказчика» и ЗАО «Казанский Гипронииавиапром.
Внутренний водный транспорт
Ключевые мероприятия по этой подпрограмме связаны с работами на канале имени Москвы, на внутренних водных путях Волго–Балта, а также с обновлением обслуживающего флота.
ФГУП «Канал имени Москвы»
В части разработки и реализации комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы по II этапу ведутся работы по реконструкции гидроузла Кузьминск (подэтап 5), в том числе плотины, шлюза, административно–хозяйственного комплекса, оснащения гидроузла инженерно–техническими средствам транспортной безопасности; по III этапу ведется разработка проектной документации на реконструкцию гидроузлов, в том числе Иваньковского, Софьино, Фаустово, корректировка проектной документации на реконструкцию объектов автономного энергоснабжения гидротехнических сооружений (Яхрома – Икша II).
В части реконструкции Рыбинского гидроузла (I этап) завершен ремонт шпонок и трещин водоводных галерей двух камер. По II этапу проводились работы по реконструкции причально–направляющих сооружений верхнего и нижнего бьефов монумента «Мать–Волга».
В части технического перевооружения насосных станций канала им. Москвы проводились работы по реконструкции электрооборудования водоприемника насосных станций, замене насосного агрегата, реконструкции внутреннего освещения пяти насосных станций, электрооборудования закрытых распределительных узлов и щитового блока пяти насосных станций.
По реконструкции объектов автономного энергосбережения гидротехнических сооружений (ПС–231 «Икша–1») проводится согласование проектной документации и технических условий по включению смонтированного оборудования.
ФБУ «Администрация «Волго–Балт»
В части разработки и реализации комплексного проекта реконструкции Волго–Балтийского водного пути проводились следующие работы:
– в рамках проектных работ – разработка проектной документации реконструкции шлюзов Нижне–Свирского и Шекснинского гидроузлов. В настоящий момент проектная документация находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
– по реконструкции Волховского шлюза – работы по реконструкции камеры шлюза, механического оборудования и водоотливных устройств;
– по реконструкции отдельных лимитирующих участков канала по трассе ГБУ «Волго–Балт» проводились работы на участках водораздельного канала 844–843–й км, 811–802–й км;
– по реконструкции материального склада и причальной стенки на Новоладожском канале проектная документация находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
По реконструкции комплекса пришлюзовых и межшлюзовых причальных сооружений в Вытегорском районе завершены работы по реконструкции пускового комплекса, подъездных путей, систем электроснабжения, наружного освещения и видеонаблюдения и начаты работы по реконструкции следующего пускового комплекса.
В части крепления берегов водораздельного канала выполнены работы по устройству каменного банкета и рекультивации.
По реконструкции автономного энергоснабжения шлюзов северного склона начаты работы по реконструкции дизельных генераторных установок на Верхне–Свирском шлюзе, Нижне–Свирском шлюзе, шлюзе № 1, переправе Волоков мост, Анненском мосту, ГЭС № 32.
Строительство второй нитки Нижне–Свирского шлюза ускорит время прохождения круизных теплоходов и грузовых судов по Волго–Балтийскому и Беломоро–Балтийскому вод-
ным путям, что повысит коммерческую привлекательность речных грузовых и туристических маршрутов.
В настоящее время здесь работает одна шлюзовая камера, позволяющая одновременно пропускать только одно судно, – в результате суда вынуждены ждать своей очереди на шлюзование.
Пo строительству второй нитки Нижне–Свирского гидроузла проектная документация находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России». По этапу № 1 «Первоочередные объекты строительства. Грузовой причал (включая подходы и акваторию причала)» проведены инженерные изыскания, выполнены устройство территории причала и гидротехнические сооружения, в том числе монтаж дренажных устройств, забивка шпунта. По этапу № 2 «Первоочередные объекты строительства. Автомобильные дороги» проводились работы по устройству подъездной автодороги к шлюзу и грузовому причалу.
Новый шлюз будет иметь габариты 290х21 м с напорным фронтом 12 м. В ходе работ по строительству шлюза будет перемещено 2 млн куб. м грунта, 850 тыс. куб. м песчано–гравийной смеси, 178 тыс. куб. м бетона и 18 тыс. тонн металлоизделий.
Обновление обслуживающего флота на внутренних водных путях
Это направление, по которому уже в 2011 году заводом «Нижегородский Теплоход» было построено лоцмейстерское судно проекта BLV01. Сегодня ведется строительство еще двух обстановочных судов проекта BLV02 в соответствии с требованиями заказчика, в качестве которого выступает ФКУ «Речводпуть».
Судно оснащено самым современным механическим и электрическим оборудованием, движительной системой с высоким классом автоматизации и соответствует всем требования международной конвенции.
Кроме своего прямого назначения – выполнения навигационно–гидрографических работ, установки на подходах и в акватории порта средств навигационного ограждения (СНО), при необходимости оно может обеспечивать доставку грузов и топлива на острова, где расположены автоматизированные посты системы управления движением судов Финского залива.
Судно оснащено оборудованием для ликвидации разливов нефти (ЛРН), в том числе оборудовано скимерами для сбора нефтепродуктов с поверхности моря, а также может осуществлять постановку боновых заграждений.
Железнодорожный транспорт
В подпрограмме по развитию железнодорожного транспорта по направлению «капитальные вложения» также существует ряд первоочередных задач.
Строительство железнодорожных линий в районах нового освоения залежей полезных ископаемых
Ключевым объектом в этой области является строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях).
Строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск протяженностью 444 км имеет особое значение для страны и для развития Дальневосточного региона. Цель проекта – в 2013 году сдать линию с вводом железнодорожного вокзала в районе Нижнего Бестяха.
На сегодняшний день основные работы по строительству линейной части участка Кердем – Нижний Бестях закончены.
Увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети
По этому направлению предусмотрена комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива.
Порт Усть–Луга расположен практически на границе РФ и Европейского союза. Он органично вписывается в транспортную сеть Северо–Западного региона, который играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках Европейской транспортной инфраструктуры. Порт такого уровня невозможен без развитой железнодорожной инфраструктуры, которую пришлось создавать почти с нуля. В 2012 году развитие припортовой инфраструктуры гавани Усть–Луга и железнодорожных подходов к ней определено в качестве важнейшего инвестиционного проекта Российских железных дорог. Главной составляющей проекта станет станция Лужская–Сортировочная, где процесс обработки, сортировки вагонов, а также контроль грузов будет полностью автоматизирован. В ходе реализации проекта уже выполнены работы по строительству вторых путей и активными темпами ведутся работы по строительству объектов энергетического хозяйства для перевода поездов на электротягу с целью обеспечения пропускной способности заявленного грузопотока.
В 2013 году выполнялись работы по Лужскому железнодорожному узлу, в том числе этап реконструкции станции Мга (включение станции на полное развитие), строительство железнодорожного путепровода в районе станции Владимирская (ликвидация однопутной вставки на перегоне Новолисино – Владимирская).
По станции Лужская–Сортировочная в рамках реконструкции парка отправления (10 путей) в 2013 году и его ввода на полное развитие в 2015 году выполнялись работы на первоочередных объектах тяговой подстанции Лужская, завершены строительные работы на сортировочной горке, выполнены задельные работы по сортировочному парку и парку приема.
Планируется завершение работ по предпортовым железнодорожным станциям, в том числе на станциях Лужская–Генеральная (3 пути), Лужская–Северная для подключения новых терминалов и на соединительных путях протяженностью 2,25 км, дополнительном главном пути на участке Лужская–Сортировочная – Лужская–Северная – Лужская–Нефтяная протяженностью 11,5 км.
На станции Мга выполнены работы по сооружению земляного полотна, построен железнодорожный мост, уложены 7,5 км верхнего строения пути, выполнена балластировка пути, проложены 3,5 км кабеля сигнализации, 18 км контактной сети, уложены 112 комплектов стрелок электрической централизации.
Развитие сети железных дорог по направлениям транспортных коридоров
В рамках проекта «Развитие Московского транспортного узла» предусмотрены мероприятия по строительству дополнительных главных путей на участке Москва – Крюково.
Этот проект имеет огромное социальное значение, так как его реализация позволит решить проблему транспортной доступности пригородных зон Октябрьского направления железной дороги, включая территорию Зеленоградского административного округа Москвы, и создать задел для улучшения условий транспортного обслуживания аэропорта Шереметьево.
Целевыми задачами на 2013 год по этому проекту являются завершение строительства 4–го главного пути на участке Москва–Товарная – Химки, ввод тяговой подстанции Ховрино.
Уже введен в эксплуатацию дополнительный главный путь на участке Москва–Пассажирская – Москва–Товарная, выполнен 1 этап работ на тяговой подстанции Ховрино.
В 2013 году выполнялись следующие работы: земляные работы в объеме 151 тыс. куб. м, укладка 9 комплектов стрелочных переводов, демонтаж 11 комплектов стрелочных переводов, укладка верхнего строения пути протяженностью 1,8 км, укладка кабельной канализации протяженностью 73,4 км, прокладка труб, кабеля АБТЦ протяженностью 13,3 км, устройство георешетки – 264,4 тыс. кв. м.
Строительство обходов железнодорожных узлов
В качестве первоочередной задачи в рамках подпрограммы предусмотрена реализация мероприятий по комплексной реконструкции участка станция имени Максима Горького – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла.
Целевые задачи по этому проекту на 2013 год – ввод в эксплуатацию тяговой подстанции и 74,53 км бесстыкового пути на перегонах: Чилсково – Гремячая (17,67 км), Ангелинская – Полтавская (19,3 км), Зимовники – Хутуны (17,35 км), Сальск – Забытый (9,31 км), Поливянский – Развильная (10,9 км), а также выполнение задельных работ на перегоне Гнилоаксайская – Жутово (21 км).
Морской транспорт
В подпрограмме «Морской транспорт» по направлению «капитальные вложения» велась работа по следующим ключевым мероприятиям:
– реконструкция морского порта Сочи с береговой инфраструктурой для создания международного центра пассажирских и круизных перевозок;
– развитие порта Усть–Луга;
– строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта;
– строительство многофункциональных аварийно–спасательных судов.
Морской порт Сочи
Проект реконструкции морского порта Сочи реализуется в форме ГЧП. За счет средств федерального бюджета осуществляется строительство новой гавани для круизных судов (гидротехнические и наземные сооружения), частный инвестор – ОАО «Сочинский морской торговый порт» – занимается развитием береговой инфраструктуры (гостиницы, торгово–развлекательные объекты). Кроме того, обе стороны совместно строят международный круизный терминал. Общий объем инвестиций в реконструкцию порта составит 14 млрд руб. Новая гавань сможет одновременно принимать два круизных лайнера длиной до 300 м и пассажирский паром длиной до 170 м.
Проект круизного центра в Сочи отвечает тенденции рынка – практически во всех крупных портах Черноморского бассейна реализуются проекты по созданию и расширению пассажирских терминалов, способных принимать крупные лайнеры.
Реализация первой очереди федеральной части проекта началась в 2010 году: за это время была образована новая территория порта площадью 6,5 га, а также выполнено берего-
укрепление. Кроме того, построены оградительный мол и волнолом, проведены дноуглубительные и другие работы.
Развитие порта Усть–Луга
Проект комплексного развития морского торгового порта Усть–Луга и прилегающей территории предполагает создание пяти взаимосвязанных кластеров на принципах устойчивого развития: транспортно–логистический кластер – на основе существующего порта и внешних транспортных коммуникаций; промышленный – на основе индустриальной зоны площадью около 2,5 тыс. га, ориентированной на глубокую переработку углеводородов.
Кроме того, предполагаются сити–кластер – на основе строительства нового города на 34,5 тыс. жителей, туристско–рекреационный – на основе создания туристско–рекреационного комплекса и существующих природных заказников, и агропромышленный – на основе развития прилегающих земель сельскохозяйственного назначения.
Большие глубины акватории порта (17,5 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают порт Усть–Луга единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. Планируется, что при выходе на полную мощность грузооборот порта увеличится до 180 млн тонн.
Социально–экономический и бюджетный эффекты от реализации проекта предполагают: создание более 17 тыс. новых рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности территории, привлечение якорных инвесторов – предприятий, ориентированных на глубокую переработку углеводородов, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Проект по развитию порта Усть–Луга ведется по нескольким направлениям.
Портовое оградительное сооружение акватории южного района МТП Усть–Луга
В 2013 году генподрядчиком выполнены работы по устройству подъездной дороги, площадок для складирования материалов и сборки габионов, изготовления тетраподов, по изготовлению и погружению свай. Завершены дноуглубительные работы под устройство постели основания.
Авторский надзор за строительством объекта осуществляется согласно госконтракту.
База обеспечивающего флота в МТП Усть–Луга
На причалах № 1, 2, 3, 4 закончены работы по устройству свайного основания, выполнена отсыпка территории до проектных отметок.
На причалах № 1, 2, 3 закончено устройство верхнего строения, в том числе оголовка, распределительной платформы.
На причалах № 1, 2, 3 заканчиваются работы по обустройству, в том числе устроены железобетонные лотки под электрокабель, железобетонные камеры под электросети, водопровод и канализация, ведутся работы по монтажу колесоотбоя.
На причале № 4 ведутся работы по устройству верхнего строения.
На оградительном молу с причалом № 5 погружен шпунт, установлены распредпояса, смонтированы анкерные тяги, отсыпан песок до необходимой отметки. Продолжаются работы по устройству дренажной призмы, закончено армирование секции, погружены сваи фундаментов осветительных мачт, выполняется устройство электротехнического и водопроводного каналов.
Заканчивается прокладка сетей дождевой канализации, противопожарного водопровода, хозяйственно–питьевого водопровода, напорной и кабельной канализации.
Забетонированы фундаментные плиты трансформаторных подстанций, заканчивается бетонирование фундаментов сооружения под хранилище средств морспецподразделения.
Начато изготовление свай–оболочек для фундаментов осветительных мачт и их погружение.
В рамках формирования акватории южной и северной частей морского торгового порта Усть–Луга, включая операционную акваторию контейнерного терминала, ведется реконструкция (2–й этап) навигационной системы безопасности мореплавания на внешних морских подходах к МТП Устъ–Луга. Работы выполнены в полном объеме согласно государственному контракту. Ведутся работы по приемке и вводу объектов в эксплуатацию.
По строительству операционной акватории 3–й очереди перегрузочных комплексов северной части МТП Усть–Луга ведется подготовка конкурсных мероприятий.
Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе
Первый в арктическом регионе терминал отгрузки природного газа предполагается создать в районе пос. Сабетта в рамках крупного инвестиционного международного проекта «Ямал СПГ» на основе ресурсной базы Южно–Тамбейского месторождения. Проект предусматривает ежегодное производство и морскую транспортировку около 16 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,35 млн тонн газового конденсата (ГК) в год (выход на проектную мощность в 2018 году) с возможностью расширения производства и перевалки в перспективе до 25 млн тонн СПГ, 2,2 млн тонн ГК и 3,5 млн тонн нефти в год.
Инвестиционная стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 850 млрд руб. Большая часть средств проекта пойдет на строительство завода СПГ, другая составляющая – на строительство морской инфраструктуры, которая выделена в отдельный проект, включая создание судоходного морского канала в северной части Обской губы.
В окрестностях Сабетты будут построены два района порта: первый – с 7 причалами для завоза стройматериалов и конструкций завода СПГ, второй – с 2 причалами для отгрузки СПГ и ГК в специализированные суда. Таким образом, на Ямале в сложных климатических условиях, при отсутствии транспортной инфраструктуры впервые будет реализован проект по строительству специализированного морского порта с рекордным для России грузооборотом СПГ.
Морской порт будет состоять из основных и вспомогательных объектов. Основные предназначены для выполнения технологических мероприятий по обеспечению отгрузки на морские транспортные суда СПГ и ГК. Задача вспомогательных заключается в обеспечении строительства и эксплуатации объектов обустройства Южно–Тамбейского газоконденсатного месторождения, в том числе завода СПГ.
В состав объектов подготовительного периода входят: акватория, подходной канал, средства навигационного оборудования, объекты системы управления движением судов (СУДС); база портофлота и ЛРН, грузовые причалы для приема строительных грузов; причал перегрузки накатных грузов и крупногабаритных модулей (Ро–Ро), а также объекты подсобно–производственного и складского назначения.
Объекты подготовительного периода подразумевают только обеспечение приема грузов, доставляемых морским транспортом в процессе строительства морского порта и завода по производству СПГ, а также грузов материально–технического снабжения в ходе дальнейшей эксплуатации (при проектировании основной части порта многие объекты поменяют назначение).
В составе основных объектов морского порта предусматривается строительство отгрузочного терминала СПГ и ГК с перспективой удвоения его мощности (годового грузооборота).
Строительство морского порта в пос. Сабетта относится к проектам нового времени, поэтому в 2013 году в основном готовились рабочая документация и проект производства работ.
Первоначальный промер глубин, магнитометрическое обследование, водолазный осмотр осуществлены летом 2013 года. Также планируется мобилизация транспортных средств. Заключен контракт на осуществление авторского надзора за выполнением работ.
Гражданская авиация
В рамках подпрограммы по направлению «Капитальные вложения» к ключевым мероприятиям относятся реконструкция и развитие всех аэропортов Московского авиационного узла (МАУ).
Международный аэропорт Внуково
Это один из крупнейших авиатранспортных комплексов России, член европейского отделения Международного совета аэропортов (АС Europe).
Ежегодно в аэропорту обслуживаются около 120 тыс. рейсов, выполняемых более чем 200 авиакомпаниями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя пересекающимися взлетно–посадочными полосами длиной 3000 и 3060 м. Пропускная способность двух ВПП – 45 взлетов/посадок в час. Режим работы аэропорта – 24 часа в сутки. Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 100 воздушных судов различных типов – от самолетов деловой авиации до лайнеров типа Boeing 747 и Ан–124–100 «Руслан».
По международной классификации аэродрому Внуково присвоена II категория, что позволяет обеспечивать взлеты и посадки воздушных судов в условиях ограниченной видимости.
Аэропортовый комплекс Внуково отличается наиболее выгодным географическим положением среди аэропортов МАУ.
Международный аэропорт Внуково обеспечен самой разветвленной и высокотехнологичной сетью транспортных коммуникаций среди аэропортов МАУ.
Пассажиры могут добраться в аэропорт по трем шоссе – Киевскому, Минскому и Боровскому и скоростной железнодорожной магистрали, соединяющей Внуково с Киевским вокзалом Москвы.
Маршрутная сеть аэропорта включает около 450 направлений регулярных и чартерных полетов, обеспечивающих основной пассажиропоток Внуково, и более 450 направлений деловой авиации.
Сегодня аэропорт Внуково вступил в фазу активного развития и имеет реальные перспективы стать крупнейшим авиатранспортным узлом Москвы и ведущим транзитным центром между Европой и Азией. Реализуемая в настоящее время при поддержке правительства Москвы крупномасштабная программа капитального строительства и реконструкции нацелена на превращение аэропортового комплекса Внуково в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения.
В 2013 году за счет средств федерального бюджета выполнялись строительно–монтажные работы по искусственной ВПП на площади 4320 м, подготовительные работы на площади 10 403,6 кв. м и строительно–монтажные работы на площади 5186 кв. м по рулежной дорожке и магистральной рулежной дорожке, подготовительные работы на протяжении 95 м и строительно–монтажные работы на участке 1717,8 пог. м по водосточно–дренажной сети, строительно–монтажные работы в объеме 2000 куб. м на очистных сооружениях.
Выполнялись строительно–монтажные работы по установке комплекта светосигнального оборудования, строительно–монтажные работы по установке комплекта глиссадного радиомаяка с магнитным курсом посадки, строительно–монтажные работы по установке периметрового ограждения протяженностью 1462 м.
За счет средств из внебюджетных источников проводятся работы по строительству производственно–технической зоны.
Международный аэропорт Шереметьево
Международный аэропорт Шереметьево признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания в 2012 году по результатам международной исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) Международного совета аэропортов. Шереметьево – крупнейший российский аэропорт по обслуживанию регулярных международных рейсов. Маршрутная сеть аэропорта Шереметьево составляет более 200 направлений. Услугами аэропорта Шереметьево пользуются представители трех основных авиационных альянсов: SkyTeam, Star Alliance и Oneworld.
Для достижения стратегической цели Шереметьево – стать лучшим аэропортом–хабом по качеству обслуживания пассажиров в Европе – были созданы все необходимые условия, обеспечивающие максимально комфортное пребывание и обслуживание всех категорий пассажиров.
Значительно упрощено прохождение предполетных формальностей благодаря внедрению услуг on line, mobile– и skype– регистрации и возможности быстрого оформления багажа на стойках Drop off, открыты комфортные залы отдыха для транзитных пассажиров. В Шереметьево успешно действуют уникальный Центр управления аэропортом (ЦУА) и современный диспетчерский пункт, которые объединяют действия служб аэропорта и его партнеров на протяжении всего процесса обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа.
Аэропорт Шереметьево активно развивается и начинает реализацию крупнейших инфраструктурных проектов. В частности, планируется развитие северного терминального комплекса со строительством терминала пропускной способностью 40 млн пассажиров. Первая очередь нового комплекса будет расположена на месте терминала В. В этом секторе проектируется выход из подземного тоннеля, который соединит южный и северный терминальные комплексы аэропорта. Завершение строительства подземного тоннеля и нового комплекса планируется совместно с окончанием строительства комплекса ВПП–3.
Масштабная модернизация Шереметьево способствует динамичному развитию аэропорта, а также реализации его потенциала как одного из крупнейших авиаузлов страны с целью удовлетворения растущих потребностей партнеров и клиентов.
Международный аэропорт Домодедово
Это крупнейший аэропорт России и Восточной Европы по объему пассажирских перевозок. Аэропорт Домодедово стал первым российским аэропортом, осуществившим переход в категорию крупнейших аэропортов Европы по классификации Международного совета аэропортов.
Сегодня регулярные рейсы в Домодедово выполняют 83 авиакомпании, в том числе 40 зарубежных, 27 российских и 16 авиаперевозчиков стран СНГ.
Полеты из аэропорта Домодедово выполняются по 239 направлениям, 84 из которых являются уникальными для Московского региона: совершить путешествие по ним можно только из Домодедово.
Партнеры аэропорта формируют самую развитую среди аэропортов Московского авиационного узла маршрутную сеть, обеспечивающую наилучшие условия для трансфера.
Домодедово – базовый аэропорт в России для авиакомпаний – членов двух крупнейших мировых авиационных альянсов – Star Alliance и Оneworld. Высокотехнологичная инфраструктура аэропорта позволила Домодедово впервые в истории России принять в октябре 2009 года самый большой в мире пассажирский суперлайнер – Airbus 380. На сегодняшний день Домодедово – единственный аэропорт в стране, обслуживающий этот тип воздушного судна на регулярной коммерческой основе.
Аэродром сертифицирован для приема воздушных судов различных типов – от самолетов деловой авиации до пассажирских и грузовых супергигантов. Аэропорт Домодедово располагает двумя независимыми ВПП, конфигурация которых позволяет организовать их независимую работу даже в сложных погодных условиях.
В процессе оперативного наземного обслуживания воздушных судов используется современное оборудование, поставляемое ведущими мировыми производителями. Активное внедрение передовых технологий гарантирует минимальное время оборачиваемости воздушных судов, обеспечивая эффективность использования парка ВС.
Для того чтобы сохранить достигнутый высокий уровень обслуживания и экономическую эффективность, аэропортовый комплекс нуждается в постоянной реконструкции и модернизации.
Что касается реконструкции аэропорта Домодедово, то в 2013 году проведены строительно–монтажные работы, в том числе: вывезен излишний грунт из мест временного складирования на полигон для утилизации в объеме 109 600 куб. м, установлены фундаменты под прожекторные мачты на основной аварийно–спасательной станции (ОАСС), выполнены общестроительные (отделочные) работы на ОАСС, разработка рабочей документации по строительству полигона для тренировки пожарно–спасательных расчетов, этап работ по строительству очистных сооружений поверхностного стока (площадка № 1), работы по прокладке кабеля в кабельной канализации к мачтам освещения площадки для обработки противообледенительной жидкостью (ПОЖ–1) протяженностью 11 725,5 пог. м, этап работ по обустройству внутренних инженерных сетей на ОАСС, осуществляется постоянный авторский надзор за проводимой реконструкцией.
Реконструкция аэропортового комплекса Казани
После проведения Универсиады реконструкция и модернизация аэропорта продолжается как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных средств.
В 2013 году за счет средств федерального бюджета выполнены работы по монтажу комплекта светосигнального оборудования на искусственных взлетно–посадочных полосах № 1 и 2, комплексов очистных сооружений № 1 и 2, а также 33 колонок обслуживания воздушных судов на перроне.
Выполнен монтаж 6 трансформаторных подстанций. Произведены укладка пассажирского перрона площадью 9000 кв. м, устройство коллекторов протяженностью 744 м, установка 13 мачт для освещения перрона и комплекта устройства железобетонного каркаса аварийно–спасательной станции.
В рамках использования внебюджетных средств проведены строительно–монтажные работы терминала 1А с наружными сетями, в том числе: поставка, монтаж, пусконаладка системы КИТС (кабельная информационная телевизионная система), строительство подъездных путей и автостоянок, проложена кабельная линия 35 кВт от понижающей станции до трансформаторной подстанции, построены газовая котельная, противопожарный резервуар, установлена система автоматизированного визуального информирования пассажиров (FIDS).
Строительство аэропортового комплекса «Центральный» (г. Саратов), 1–я очередь
Строительство нового аэропортового комплекса Саратова в районе села Сабуровка Саратовского района осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и долгосрочной областной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010–2015 годы». Общая стоимость проекта составит около 20 млрд руб.
Мероприятия по формированию земельных участков проводились уже в 2010–2011 годах.
В 2012–2013 годах за счет средств федерального бюджета проведены земляные работы на искусственной взлетно–посадочной полосе в объеме 300 тыс. куб. м.
За счет средств субъектов Российской Федерации заключено соглашение о соинвестировании с правительством Саратовской области, в рамках которого осуществлен выбор площадки под строительство нового аэропорта. Также проведен конкурс на проектно–изыскательские работы. В настоящее время завершаются работы над проектной документацией для дальнейшей передачи в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
За счет внебюджетных средств заключено соглашение о соинвестировании с правительством Саратовской области, в рамках которого проводится заключение договоров на проектирование аэровокзального комплекса, создание архитектурных решений.
Кроме того, планируется строительство двух автодорожных подходов к аэропорту – северного (будет начинаться с автомобильной дороги федерального значения Сызрань – Саратов – Волгоград) и южного, который будет начинаться от участка мостового перехода через реку Волга в районе восточной окраины пос. Дубки.
Автомобильные дороги
По направлению «капитальные вложения» в рамках подпрограммы ведется строительство и реконструкция на многих трассах. Вот основные из них.
Автомобильная дорога М–5 «Урал» – от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска
Эта транспортная артерия не только имеет огромное значение для всего Поволжья и Урала, но и является важнейшей составной частью целого ряда крупных международных маршрутов. Автодорога М–5 «Урал» входит в состав МТК Север – Юг, Транссиб, а также является одним из маршрутов сети европейских автомагистралей и азиатских автомобильных дорог. Трасса протяженностью 1848 км проходит по территории 10 субъектов Российской Федерации. Для Московской, Рязанской, Пензенской, Самарской, Челябинской областей, Республики Башкортостан трасса является транспортной осью региона. В Мордовии, Ульяновской и Оренбургской областях дорога, проходя по периферийной части, позволяет осуществить подъезд к административным центрам.
Учитывая важнейшее значение дороги М–5 «Урал» для социально–экономического развития страны, Минтранс России и Росавтодор принимают меры для приведения ее в соответствие с потребностями движения. После детального ознакомления с состоянием автотрассы М–5 «Урал» принято решение о необходимости реконструкции значительной части дороги. К 2015 году планируется привести трассу в нормативное состояние на всем ее протяжении.
Автомобильная дорога М–8 «Холмогоры» – от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска
Значение этой федеральной автомагистрали для экономики регионов, через которые она проходит, трудно переоценить. Дорога М–8 связывает север европейской части России с ее центральными областями. По ней следует поток грузового транспорта из Хельсинки и Санкт–Петербурга, что делает трассу одной из самых напряженных в стране. Интенсивность движения на ее головном участке доходит до 140 тыс. автомобилей в сутки. Трасса М–8 – главная сухопутная артерия Поморья. Благодаря соглашениям, достигнутым между правительством региона и Росавтодором, в последнее время магистраль заметно преображается, обрастая новыми объектами.
Так, в 2012 году федеральный статус приобрела дорога «подъезд к Северодвинску», где сегодня ведутся активные ремонтные работы.
Помимо этого на трассе в 2012 году введен в эксплуатацию обход Вельска. Строительство этой важнейшей для экономики региона объездной трассы существенно улучшило ситуацию на юге области. Дорога протяженностью 22,9 км сократила время нахождения в пути для больших потоков транзитного транспорта, который долгие годы шел через город, теряя время на железнодорожном переезде.
В общей сложности на трассе М–8 были построены и отремонтированы 72 км дорожного полотна.
Автомобильная дорога М–7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы
В логистическом отношении транспортные коммуникации Российской Федерации представляют собой кратчайший путь из Европы в Азию. В связи с этим Нижегородская область, расположенная в центральной части России, занимает уникальное географическое положение – находится на транспортном перекрестке, соединяющем Северо–Запад и Юг России, а также западные регионы с Уралом. Именно географическое положение Нижегородской области определяет ее транзитные функции.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального и областного значения составляла свыше 13 500 км. В границах области проходят две автомобильные дороги общего пользования федерального значения: «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа, входящая в состав второго панъевропейского транспортного коридора Восток – Запад (Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Казани и Екатеринбурга), и автомобильная дорога Р–158 Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса – Пенза – Саратов. Дороги федерального значения составляют 458 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, составляет 12 975,6 км.
На автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения расположены 897 мостовых сооружений (791 капитальное и 106 деревянных) общей протяженностью 35 209,74 пог. м.
Автомобильная дорога М–56 «Лена» от Невера до Якутска и автомобильная дорога «Колыма» от Якутска до Магадана
Занимая пятую часть площади всей территории Российской Федерации, Дальневосточный федеральный округ обладает огромными природными ресурсами, имеет важное стратегическое и геополитическое значение для России. Развитие и совершенствование сети федеральных дорог, особенно международных транспортных коридоров, должно обеспечить прирост ВВП за счет активизации и развития международных экономических связей. Дорожное строительство по–прежнему остается двигателем поступательного развития экономики нашей страны.
На сегодняшний день стратегически важным для России является развитие северных территорий Дальневосточного региона, которое невозможно без наличия развитой транспортной сети.
Протяженность автомобильной дороги «Лена» от Невера до Якутска – 1157 км. Трасса проходит по территории Амурской области и Республики Саха (Якутия). «Лена» берет свое начало (уходит на север) от федеральной трассы «Амур» Чита – Хабаровск в районе пос. Большой Невер и, проходя через Тынду, Алдан, Томмот, выходит к Якутску, к противоположному от него берегу реки Лены. В период ледостава и ледохода переправиться в Якутск невозможно. Дорога «Лена», являясь основной транспортной артерией Республики Саха (Якутия), связывает прилегающие южные и центральные районы республики с Транссибом и БАМом. Автомобильная дорога «Лена» имеет важное социально–экономическое значение для развития северных территорий как единственный круглогодичный путь транспортного сообщения для доставки необходимых для северных регионов грузов.
Автомобильная дорога «Колыма» берет свое начало от автомобильной дороги «Лена» у населенного пункта Нижний Бестях. Это важнейшая транспортная артерия региона, которая связывает Республику Саха (Якутия) и Магаданскую область, проходит через Якутск, Хандыгу, Теплый Ключ, Усть–Неру, Сусуман, Ягодное и другие населенные пункты. В настоящее время автодорога находится в стадии развития, технические параметры дороги на некоторых участках не соответствуют нормативным требованиям.
В рамках реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции бесплатных автомобильных дорог (в том числе по реализации мероприятий по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года) ведется работа по 25 укрупненным инвестиционным проектам. Количество объектов строительства (реконструкции) и проектных работ составляет 234, из них завершаемых в 2013 году – 102.
Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» – строительство от 172–го км автомобильной дороги М–27 Джубга – Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи (р. Агура)
Проект «Дублер Курортного проспекта» нацелен на создание главной внутренней транспортной магистрали Сочи. Эта автодорога в основном состоит из тоннелей, мостов и эстакад. Ее проектная протяженность – около 17 км. В комплекс входят 15 тоннелей и 13 эстакадных и мостовых сооружений. Планируется, что это будет дорога беспрерывного и бессветофорного движения с расчетной скоростью 75 км в час по всем четырем полосам.
По всем перечисленным дорогам, проходящим по направлению «капитальные вложения», ведутся работы, в эксплуатацию введены первые очереди объектов.
Создание системы платных автомобильных дорог
Программной задачей раздела «Создание системы платных автомобильных дорог» является строительство платных дорожных объектов с привлечением внебюджетных инвестиций. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств. Окупаемость инвестиций и получение доходов планируется обеспечить за счет эксплуатации построенных (реконструированных) объектов на платной основе, в то же время для пользователей автомобильных дорог будет сохранена возможность альтернативного бесплатного проезда.
В 2013 году предусмотрено построить и реконструировать 117,5 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе построить 38,3 км и реконструировать 79,2 км.
Так, в текущем году после окончания строительства и реконструкции будут введены в эксплуатацию:
– на автомобильной дороге М–4 «Дон» – 76,4 км, в том числе: участок 492,7–517–й км (обход г. Воронеж) протяженностью 26,3 км; участок 588–591–й км протяженностью 3,8 км; участок 877–907–й км протяженностью 30,7 км; участок 1197–1240–й км протяженностью 13,9 км и транспортная развязка на 1346–м км протяженностью 1,7 км;
– на автомобильной дороге М–1 «Беларусь» – 16 км, в том числе: участок 28– 32–й км протяженностью 4,5 км, подъезд от 1–го Успенского шоссе до нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М–1 «Беларусь» Москва – Минск протяженностью 6,9 км и транспортные развязки на 19–м км протяженностью 1,1 км; на пересечении Подушкинского шоссе протяженностью 2 км и на пересечении Можайского шоссе протяженностью 1,5 км;
– новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М–1 «Беларусь» Москва – Минск протяженностью 18,5 км;
– на скоростной автомобильной дороге М–11 Москва – Санкт–Петербург – 6,6 км, в том числе: подъезд к г. Зеленоград от скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург протяженностью 3 км; транспортная развязка на 3–м км протяженностью 1 км и путепроводы на: км 22 + 120 (Вашутино – Яковлево); км 32 + 635 (Пикино – Лунево); км 56 + 035 (Пешки – п/л «Гайдаровец») протяженностью 1,6 км;
– скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт–Петербург на участке 258–334–й км (обход г. Вышнего Волочка) в Тверской области.
Намечено строительство транспортных развязок:
– Бусиновской транспортной развязки на МКАД (примыкание скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург к МКАД);
– на пересечении скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург с Московским малым кольцом.
Для обеспечения выполнения дорожно–строительных работ в последующие годы в 2013 году были начаты и продолжены работы по разработке проектной документации на объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог:
– на комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе федеральной автомобильной дороги М–4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов–на–Дону, Краснодар до Новороссийска на участке 21–225–й км (Московская, Тульская области);
– на комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе федеральной автомобильной дороги М–4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов–на–Дону, Краснодар до Новороссийска на участке 225–633–й км, (Тульская, Липецкая и Воронежская области);
– на реконструкцию транспортных развязок на участке 1319–1345–й км автомагистрали М–4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов–на–Дону, Краснодар до Новороссийска (Краснодарский край);
– на строительство транспортной развязки на 27–м км автомагистрали М–1 «Беларусь» от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (Московская область);
– на реконструкцию с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дорога М–3 «Украина» – от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев), участок 37– 173–й км (Московская и Калужская области).
В 2013 году продолжены работы по реализации государственных контрактов на выполнение работ по подготовке территории строительства: скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт–Петербург на участках: 58– 97–й км (обход гг. Клин и Солнечногорск в Московской области) и 646– 684–й км (въезд в Санкт–Петербург), а также Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области с разработкой рабочей документации по 3–му и 4–му пусковым комплексам.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
05.12.2013