«Когда мы наконец на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес–структур сливаются там в экономическом экстазе?» – задал вопрос Владимир Путин, требуя навести порядок на пунктах пропуска на границе, разделив работу таможенных органов и бизнес–структур. Прошло шесть лет, экстаз все длится…
О проблемах таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации рассказывает первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Михаил БРЯЧАК.
– Михаил Васильевич, более месяца назад Комитет Госдумы по транспорту проводил «круглый стол», посвященный проблемам нормативного регулирования и сложившейся практике таможенного оформления грузов. Тогда было принято решение о создании Координационого совета по таможенной тематике. Кто вошел в состав этого совета, какие задачи перед ним стоят, какие направления работы выбраны в качестве приоритетных?
– Действительно, 17 мая прошло заседание «круглого стола» с участием федеральных органов исполнительной власти – Минэкономразвития России, Министерства транспорта РФ, ФТС, депутатов Госдумы, бизнесменов – участников внешнеэкономической деятельности, представителей гражданских институтов и т. д. Состоялся профессиональный заинтересованный разговор, в ходе которого звучала критика в адрес таможенных органов. Дело в том, что сегодняшняя ситуация по обработке внешнеторговых потоков содержит в себе целый комплекс проблем. Длительные сроки ожидания в пунктах пропуска, приводящие к удорожанию стоимости услуг перевозки, серьезно сдерживают развитие внешнеторговых отношений, отрицательно сказываются на инвестиционной привлекательности нашей страны, отражаются на себестоимости ввозимых товаров и, соответственно, на покупательной способности наших граждан.
Деятельность таможенных органов вызывает много вопросов со стороны участников ВЭД, потому что таможня действует сама по себе: создает нормативную базу, сама ее исполняет, контролирует, дает оценку. Целый ряд подзаконных нормативных актов Федеральной таможенной службы противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Действия таможни зачастую носят коррупциогенный характер, что серьезно мешает внешнеторговым грузопотокам, которые в рамках таможенного оформления получают немалые задержки – от 5 до 7 суток и более.
К сожалению, таможенная тема сегодня является наиболее закрытой частью деятельности исполнительных органов власти. Осознавая всю сложность ситуации, участники «круглого стола» приняли решение о создании Координационного совета при Комитете ГД по транспорту и подготовили рекомендации, включающие конкретные предложения в адрес исполнительной и законодательной ветвей власти. Вся дальнейшая работа будет проходить на площадке Координационного совета.
Координационный совет (КС) пока находится в стадии формирования, решение о персональном составе будет принято на первом заседании, где также будет принято положение о деятельности КС и выработана программа действий. Надеюсь, эти вопросы будут решены до конца весенней сессии.
Ожидается, что в состав совета войдут представители исполнительных и законодательных органов власти, общественных институтов и профессионального бизнес–сообщества. Координационный совет призван на постоянной основе вести мониторинг, изучать ситуацию и вырабатывать соответствующие рекомендации. Предлагаемые меры в конечном итоге будут отражать интересы государства в сочетании с интересами рынка.
Дело в том, что существующие таможенные нормативы сильно искажают действующее законодательство. У нас, по сути дела, в таможенно–логистическом, транспортно–
экспедиционном секторе отсутствуют рыночные механизмы. Сегодня имеет место давление на участников внешнеэкономической деятельности со стороны таможенных органов с целью принуждения «обрабатываться» в коммерческих структурах, приближенных к ФТС. Для участников ВЭД – это бремя, которое выражается в получении навязываемых услуг вместо тех, которые устраивают по качеству и стоимости. Здесь и теряются рыночные механизмы, утрачивается эффективность, которую дает конкуренция.
Скажите, зачем структурам, приближенным к ФТС, совершенствоваться технологически, работать над снижением себестоимости, когда таможня и так «загонит» сюда клиента, и он вынужден будет платить. В случае, если клиент уходит туда, где лучше качество услуг, удобнее маршрут, более приемлемая цена, таможня начинает его «кошмарить». Участников ВЭД ждет целый букет проблем: дополнительные досмотры, дополнительные требования к пакету документов, корректировка таможенной стоимости и т.д. Клиента «кошмарят» до тех пор, пока он не сбежит из зоны деятельности этой таможни или не обратится в тот же РОСТЭК – структуру, приближенную к ФТС. Таковы сегодняшние реалии, и этот уродливый механизм продолжает действовать. Таким образом, не рынок, не конкуренция определяют возможность выбора, а диктат и понуждение сотрудников таможенных органов.
Координационный совет призван нормативным регулированием и активизацией деятельности исполнительных органов власти, правоохранительных органов подобные перекосы исправить, чтобы внешнеторговые грузовые потоки в рамках Таможенного союза шли свободно, согласно существующему законодательству, действующим международным соглашеням и рыночным механизмам, в рамках подписанных конвенций, касающихся автомобильных, железнодорожных, водных и воздушных перевозок.
Здесь должен действовать только закон, и Координационный совет видит своей целью реализовать нормы действующего закона, а не мнение конкретного чиновника. Сегодня чиновник, ссылаясь на таможенный приказ, решает, где разместить таможенные службы и куда направить грузопотоки. Достаточно вспомнить транспортный коллапс, принесший многомиллионные убытки для рынка, который возник весной 2010 года после внезапного закрытия двух крупных постов Санкт–Петербургской таможни. Какие критерии были взяты за основу, как обосновывалось это решение? Все это осталось «за кадром».
В деятельности Координационного совета я бы выделил три направления: активное привлечение органов исполнительной власти к решению вопросов таможенного администрирования; публичное обсуждение данной темы, поскольку таможенная деятельность изобилует коррупционными признаками, как скрытыми, так и явно выраженными; приведение нормативных актов Федеральной таможенной службы в соответствие с федеральным законодательством. Надеюсь, что эти меры наряду с законопроектами, принятыми Госдумой и теми, что еще ждут своего рассмотрения, приведут к цивилизованному характеру таможенной деятельности.
Кстати, в начале июня я принимал участие в работе международной конференции Всемирной таможенной организации (ВТО) в Таллинне с участием более 170 стран, таможенные службы которых контролируют более 98% мировой торговли. Главная цель этой организации – повышение эффективности работы таможенных служб. Во всем мире таможня способствует внешнеэкономической деятельности, и философия Всемирной таможенной организации прямо противоположна нашей. Если российская таможня изначально видит в участниках ВЭД нарушителей и применяет к ним фискальные методы, то Всемирная таможенная организация, напротив, способствует развитию экономических отношений, интенсификации внешнеторговых связей, беспрепятственному прохождению грузопотоков. Если границы разъединяют, то таможня объединяет – вот философия ВТО. Нашим таможенникам до этого далеко. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию эта проблема приобретает особую актуальность. Если мы хотим считаться цивилизованной страной и работать на равных, мы должны привести свое таможенное администрирование к международным нормам: оформление документов – не более 2 часов, удаленный выпуск, вместо 25 документов на оформление грузов – 4–5 и т. д. Только законотворческими инициативами эту проблему не решить, надо поменять психологию руководителей.
– Развитию внешнеторговых связей и увеличению внешнеторгового товарооборота призван способствовать и Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия и Казахстан.
– Не все так однозначно. Мы приветствуем создание Таможенного союза и стремление максимально активизировать интеграционные процессы, унифицировать все регламентирующие документы. Но таможенное администрирование очень серьезно влияет на выбор маршрута для пересечения границы участниками внешнеэкономической деятельности. То, что мы соберем таможенные платежи согласно ТК и потом в процентном отношении разделим, это прекрасно, но движение грузов создает целую инфраструктуру, которая обеспечивает занятость населения, экономическое развитие региона, налогооблагаемую базу, доходность предприятий, заработную плату людей. Ведь один грузовик «везет» за собой 10 рабочих мест: водитель, слесарь, диспетчер, заправщик, погрузчик, кладовщик и т.д.
– То есть перевозчик создает мультипликативный эффект.
– Совершенно верно. Однако приходится констатировать, что таможенное администрирование в рамках Таможенного союза развивается неравномерно и существенно отличается по таким критериям, как гибкость и прозрачность. Участники внешнеэкономической деятельности, которые могли бы «обрабатываться» на таможенных терминалах в РФ, уходят на территории союзных государств в рамках ТС. Сейчас грузы из Псковской области уходят в Белоруссию, грузы из Риги, ранее прямым сообщением шедшие в Москву, также пошли через Белоруссию, потому что перевозчикам лучше сделать крюк в 400 км и получить качественное обслуживание, чем стоять на российской границе. Грузы уходят и в Казахстан, где администрирование таможенных процедур представляет наиболее гибкую систему для перевозчиков. Если ситуация в таможенном администрировании не изменится, мы потеряем не только свои внешнеторговые грузопотоки, но и транзитные возможности.
Особый момент, на который я хотел бы обратить внимание, – транзитный коридор между Азией и Европой, имеющий колоссальный потенциал. В России есть хорошо организованная, современная, эффективно работающая, технически совершенная организация – «Российские железные дороги». Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. Мы можем за счет ОАО «РЖД» обеспечить транзит грузов как из Европы, так и из стран АТР. По железной дороге груз можно доставить в течение 7 дней в отличие от 40 дней по окружному морскому пути. Но здесь «тромб» – 5 дней простоя на таможне. То есть мы можем «пулей» лететь по железной дороге, но таможня «съедает» весь экономический эффект. Таким образом, Россия скоро может оказаться перед фактом: либо транзитные потоки между АТР и ЕС пойдут через РФ по Транссибу, либо Китай и Казахстан уведут их по южному направлению, и мы при таком огромном экономическом потенциале останемся не у дел, потеряем существенный сектор нашей экономики.
– По некоторым оценкам только автотранспортники потеряли в прошлом году из–за простоев на границе в пунктах пропуска 15 млрд рублей. Для решения этой проблемы ФТС России с 17 июня 2012 года ввела процедуру обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта. Как вы относитесь к этой инициативе?
– Участники рынка приняли это нововведение положительно. Они готовы к этой процедуре, чтобы снизить издержки, стать конкурентоспособными. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) провела мониторинг ситуации: на всех пунктах пропуска перевозчики оказались готовы к новой форме электронного уведомления. Первый опыт показал, что предлагаемые технологии имеют хорошую перспективу. Это направление надо развивать.
– Владимир Путин, еще в бытность премьер–министром, призвал ускорить в семь раз оформительские процедуры при прохождении границы. Для решения этой проблемы предлагается сократить количество контрольных функций таможенной службы в месте пропуска. Что вы думаете по этому поводу?
– Таможня должна четко понять, что на пункте пропуска количество процедур и требуемых документов должно быть минимизировано, таможенники должны проверять только соответствие декларируемого товара предъявляемым документам с учетом методики определения рисков. Здесь не должно проводиться никаких дополнительных операций и расчетов, не должно быть никаких коммерческих структур, зарабатывающих на этом.
– Как известно, постановление Правительства РФ о создании ФГУП «РОСТЭК» вышло еще в 1992 году. Вы считаете, что сотрудники таможни должны выполнять свои функциональные обязанности без коммерческого сопровождения, а главная коммерческая структура Федеральной таможенной службы должно быть ликвидирована?
– Проблема в том, что сегодня, даже при обязательном предварительном информировании о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта, очереди на российских пунктах пропуска не сокращаются. Да, у окошка таможенника вся процедура оформления занимает два часа, но чтобы попасть к этому окошку, нужно несколько суток простоять в очереди. А после окошка таможенник еще пошлет перевозчика в ЗАО «РОСТЭК», где ему придется продублировать многие процедуры, и без этого он не выедет с пункта пропуска. Схожая ситуация наблюдается везде: в Пскове, Выборге, Брянске, Курске и т.д. Коммерческие структуры часто выполняют ненужные услуги и осуществляют сбор средств, прикрываясь таможенным администрированием. У таможни всегда находится масса причин, чтобы направить перевозчика в ЗАО «РОСТЭК» и принудить его к получению дополнительных платных услуг. На мой взгляд, современные технологии не будут работать, пока мы не пресечем сращивание таможенных органов и коммерческих структур.
На сегодняшний день ФГУП «РОСТЭК» действует вопреки распоряжению Правительства РФ от 24 июня 2008 года № 907р, запрещающему коммерческую деятельность на таможенных пунктах пропуска. В частности, в зоне деятельности конкретно взятой псковской таможни ЗАО «РОСТЭК» работает, взимает плату за непонятные навязываемые услуги, тем самым формируя многокилометровые очереди. Между тем распоряжение правительства четко регламентирует состав организаций, имеющих право работать в пунктах пропуска, и никакой коммерческой формы деятельности здесь не допускается. Я считаю, действия РОСТЭКа, противоречащие федеральным нормативам, нужно прекратить.
– Какие законопроекты, направленные на улучшение таможенного законодательства, приняты депутатами нового созыва в ходе весенней сессии и какие ждут своего рассмотрения?
– В частности, Госдума одобрила федеральный закон «О ратификации Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза». Договор разработан для координации взаимодействия таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана – членов Таможенного союза, а также обеспечения целей и задач Таможенного союза. Была одобрена ратификация двух документов: Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза и Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Давно ждут своего рассмотрения законопроекты «О транзите», «О смешанных (комбинированных) перевозках», которые будут внесены на обсуждение нижней палаты парламента осенью.
– Михаил Васильевич, Комитет ГД по транспорту запланировал проведение выездного заседания на одном из пунктов пропуска. Уже принято решение, где и когда состоится это мероприятие?
– Мы проведем выездное заседание комитета 21 сентября на территории таможенно–логистического терминала «Убылинский» в Пыталовском районе Псковской области. Это очень важный этап. Таможенная проблематика будет обсуждаться на месте с участием руководства таможенных органов, представителей исполнительной власти, законодателей, там же будут выработаны конкретные предложения. Без наведения порядка в таможенном администрировании невозможно дальнейшее развитие многих отраслей нашей экономики, мы и так уже много потеряли.
Беседу вела Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
26.07.2012