Заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Николай Лямов рассказал журналистам об утвержденной правительством столицы государственной программе развития транспортной системы мегаполиса на 2012–2016 годы. В пресс–конференции также приняли участие глава ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов и гендиректор ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин.
Николай Лямов сообщил, что программе предшествовал план первоочередных мероприятий и параллельно с его реализацией началась подготовка целостной программы развития транспортной системы города. Текст документа прошел согласование во всех заинтересованных структурах, неоднократно проводились общественные слушания. С учетом критических замечаний программа одобрена Городской думой. Цель программы – создание комфортной жизни для москвичей и гостей столицы применительно к дорожно–транспортной инфраструктуре и общественному пассажирскому транспорту.
Одно из главных направлений программы – приоритетное развитие всех видов общественного транспорта, включая водный и велосипедный. По программе рост объема пассажирских перевозок к 2016 году должен составить 23%, планируется открытие пассажирского движения по Москве–реке, наполняемость подвижного состава транспорта общего пользования снизится на 15%, интервал движения городского транспорта сократится до 5 минут. В целом сокращение времени поездки от жилых районов до места работы составит 15–20%. В программу также включены дорожное строительство, возведение развязок, развитие хордовых направлений и другие меры. В целом на реализацию программы планируется выделить 2,2 трлн рублей, из них 1,6 трлн – из городского бюджета.
Если говорить о приоритете общественного транспорта, данная подпрограмма начала выполняться уже в этом году. Закуплены более двух тысяч единиц подвижного состава (имеются в виду автобусы большой и особо большой вместимости). Автобусы отвечают самым современным требованиям и приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями.
Но обновить подвижной состав – это только часть проблемы. Если же говорить о создании инфраструктуры, которая необходима для его работы, здесь ситуация значительно сложнее. В 2010 году действовали только две выделенные полосы для общественного транспорта по два с небольшим километра: на проспекте Андропова и на Волоколамском шоссе. В этом же году, сообщил Николай Лямов, планируется обустроить более 200 км выделенных полос. Задача – увеличить скорость передвижения машин по городу и создать приоритет для автобусов относительно других видов транспорта, в частности, легковых автомобилей.
Для ввода выделенных полос потребуется создать перехватывающие парковки, с тем чтобы пользователь легковым транспортом мог спокойно оставить там автомобиль, пересесть на скоростной автобус и приехать в центр города значительно быстрее, чем на своем автомобиле. К концу сентября планируется запустить первый скоростной маршрут по Ленинградскому шоссе, от Белорусского вокзала до МКАД. На сегодняшний день идет проектирование и строительство перехватывающей парковки на полторы тысячи мест, строится также разворотная площадка для пассажирского транспорта. На сегодняшний день предусмотрены 10 основных направлений, по которым пойдут скоростные автобусные маршруты.
Проведено, например, компьютерное моделирование движения автобусов по Каширскому шоссе с выделенной полосой по центру дороги. В итоге, по расчетным показателям, получилось, что если передвигаться на автобусе от МКАД по Каширскому шоссе до центра, то путь по времени будет короче, чем на метро.
Одна из подпрограмм посвящена созданию транспортно–пересадочных узлов. Всего в столице появится 151 узел. Здесь будут стыковаться все виды городского пассажирского транспорта. Главное предназначение ТПУ – сокращение времени по пересадке пассажиров с одного вида транспорта на другой. Уже начато практическое исполнение этой подпрограммы.
Тема для отдельного разговора – перехватывающие автомобильные парковки. Сейчас идет разработка единого парковочного пространства города. Предстоит свести воедино все существующее сегодня многообразие парковок, стоянок, гаражей. При этом важно не только создать единое парковочное пространство, но и наладить контроль и управление им. Мэром поставлена задача к маю следующего года получить первые результаты по работе парковочного пространства в центре города.
Отдельным блоком выделено в программе создание и обустройство инфраструктуры велосипедного транспорта. Если раньше велосипедное движение рассматривалось как вид отдыха, то сегодня подходы меняются. Очевидно, что надо предоставить возможность горожанам пользоваться этим видом транспорта не только для прогулок, но и для следования, например, на работу. Сейчас проводится глубокая проработка по этой подпрограмме, префектурами отработаны 74 маршрута, которые наиболее востребованы населением. Дополнительно отработаны маршруты в радиусе трех километров от 25 перехватывающих парковок, которые строятся у станций метрополитена для того, чтобы можно было подъехать на велосипеде и пересесть на метро. Проработан вопрос обустройства велодорожек с размещением велостоянок в привязке к 102 объектам торговли и услуг. Рассматривается вопрос и об открытии прокатных пунктов велосипедов.
Наконец, на дорогах предусматривается выделение для велосипедов полосы шириной 1,5 метра от тротуарной или газонной части.
Николай Лямов особо выделил подпрограмму по внедрению интеллектуальных транспортных систем. ИТС развиваются по двум направлениям. Первое – это организация движения в городе. Второе – создание единого диспетчерского центра по управлению наземным пассажирским транспортом, включая и тот транспорт, который идет из области в Москву. Процесс создания ИТС уже начался, на сегодня выделено специальное помещение под создание единого диспетчерского центра, а также центра управления движением. На их же базе создается центр видеофиксации нарушений при движении по дорогам. Сейчас устанавливаются камеры видеофиксации по городу, до конца года будет установлено более 150 комплектов аппаратуры. Создается также центр обработки материалов, полученных в результате видеофиксации. Центр будет рассылать письма нарушителям, вся работа ведется совместно с ГИБДД.
Подготовлено также техническое задание по созданию подсистемы в ИТС по единому парковочному пространству, чтобы автолюбитель долго не раздумывал, где, как, за какие деньги парковаться при движении в центр города. С этой целью город условно разделен на три зоны. Первая зона – от центра до Садового кольца. Вторая – от Садового кольца до Третьего транспортного кольца. Третья – от Третьего кольца до МКАД и дальше до сопредельных с городом территорий.
Нашли отражение в программе и таксомоторные перевозки. С 1 сентября перевозчики стали работать на основе выданных разрешений. Уже выданы примерно 7,5 тыс. разрешений, из них более 2,5 тыс. – индивидуальным предпринимателям, остальные – юридическим лицам, более 80 предприятий. Создаются более комфортные условия для тех, кто намерен легально заниматься таксомоторными перевозками. Это погашение двух третей ставки лизинговых платежей за приобретение автомобилей, создание более комфортных условий для работы с пассажирами, в частности, организация стоянок такси в ТПУ, на улично–дорожной сети, на привокзальных площадях. Недавно достигнута договоренность со всеми аэропортами московского авиационного узла о том, чтобы там работали такси всех форм собственности, независимо от принадлежности. Для всех перевозчиков создаются равные условия.
Есть планы еще по одной подпрограмме – развитие перевозок водным транспортом. Здесь главный вопрос – инвестиции. Есть ряд предложений довольно серьезных инвесторов по созданию пассажирского движения по каналу имени Москвы, по другим водным акваториям. Теперь необходимо определиться с плавсредствами, которые могли бы перевозить пассажиров.
Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов сообщил в ходе пресс–конференции о том, что программой предусмотрены восстановление и модернизация трамвайных путей. В ближайшие три года планируется модернизировать 167 км из 416 км, будут созданы новые ветки скоростного трамвая. Предусмотрена закупка трехсекционных трамвайных вагонов, которые позволяют повысить качество перевозки. Скоростные трамвайные маршруты появятся, в частности, в Гольяново, районе поселка Северный, Бибирево и на шоссе Энтузиастов. Также планируется строительство нового трамвайного депо.
Важное значение для нормализации работы столичной транспортной системы имеет метрополитен как внеуличный скоростной транспорт, реализующий среднюю скорость около 42 км в час. Руководитель ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин рассказал, что в настоящее время средняя дальность перевозки пассажира в целом по Москве составляет более 14 км. Однако этот удобный вид транспорта в силу перегруженности лишен того комфорта, который должен сопровождать перевозки пассажиров. Одна из задач – разгрузить большинство линий, которые работают с перегрузкой от 10 до 40%. Создаваемые новые линии, пересадочные контуры позволят решить проблему. При этом улучшатся условия проезда, новый подвижной состав оснащается, в частности, системами кондиционирования воздуха. Планируется обновление вентиляционного хозяйства, эскалаторных линий. До 2016 года планируется ввести 87 км новых линий, заменить около 2000 единиц подвижного состава.
Как сообщил Николай Лямов, назрела необходимость в совершенствовании нормативно–правовой базы, регулирующей работу городского пассажирского транспорта. В частности, есть трудности при создании транспортно–пересадочных узлов. Николай Лямов отметил, что подчас приходится идти неизведанным путем. Сейчас готовится проект закона о пассажирских перевозках в городе, который призван снять возникающие вопросы.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
№37 (689) 15 Сентября 2011 г.