В Новосибирске прошла Всероссийская конференция транспортников. В ходе форума руководители государственных и коммерческих структур, общественных организаций и высших учебных заведений со всех регионов России подробно проанализировали профильный раздел Программы народных инициатив Общественного народного фронта (НП ОНФ), обсудили пути и возможности обеспечения транспортной доступности для населения.
В результате широкой дискуссии был сформулирован ряд предложений законодательного и организационного характера, которые были вынесены на обсуждение в рамках пленарного заседания с участием руководителя Федерального координационного совета ОНФ, Председателя Правительства РФ Владимира Путина.
Началом работы Всероссийской конференции транспорт-ников стало проведение семи тематических «круглых столов», организованных на базе Сибирского государственного университета путей сообщения и Новосибирской государственной академии водного транспорта. Повестка дня была весьма обширной и включала обсуждение стратегических направлений развития всех видов транспорта, критериев социального уровня подвижности граждан с учетом повышения комфорта и безопасности оказываемых услуг.
«Круглый стол» «Обеспечение доступности качества пассажирских и грузовых перевозок».
Данное мероприятие вызвало высокий интерес представителей отрасли. Это и понятно, учитывая актуальность и масштаб существующих проблем, а также тот факт, что автомобильный и городской электрический транспорт затрагивает интересы всех слоев населения.
На сегодняшний день в стране автомобильным транспортом перевозятся порядка 60 млн пассажиров и почти 70% объемов грузов. В стране насчитываются 5 млн грузовых автомобилей в сфере коммерческой деятельности. При этом объемы перевозок продолжают оставаться на уровне 2005 года, что свидетельствует о неэффективности использования грузового транспорта. Медленно идет технологическое перевооружение транспортных компаний – современные машины стандарта Евро–4 и Евро–5 до сих пор составляют лишь 10% отечественного парка автомобилей.
Но, пожалуй, основной темой обсуждения стало повышение качества обслуживания населения. «Граждане оценивают нашу работу по двум критериям: качество услуг и цена перевозки, – отметил в своем выступлении Евгений Москвичев, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. – В то же время мы как автомобилисты хорошо осознаем, что порой оказываемая услуга не соответствует тому качеству, которого ждет пассажир. Поэтому нам при оценке работы автомобильного транспорта пора переходить от количественных параметров к качественным. Для этого на федеральном и региональном уровнях необходимо принятие комплексной программы развития с законодательным закреплением минимальных стандартов транспортного обслуживания населения». Принятие данных мер, по мнению выступавших, будет подталкивать участников рынка к более ответственному ведению бизнеса, планомерной замене устаревшего парка. В свою очередь приобретение нового, безопасного подвижного состава создаст стимулы для дальнейшего модернизационного развития отрасли.
«Круглый стол» «Обеспечение безопасности людей на транспорте».
Аварии, катастрофы на транспорте сегодня очень волнуют наше общество. Разумеется, данная тема заботит и самих транспортников, которые хорошо понимают степень своей ответственности за безопасность людей. В связи с этим участники «круглого стола» сошлись во мнении, что Федеральный закон № 16–ФЗ о транспортной безопасности и подзаконные акты к нему требуют дальнейшей доработки. Выступавшие отмечали, что на практике наблюдаются факты перекрещивания функций по обеспечению безопасности на транспорте, есть зоны риска на стыке хозяйствующих структур, силовых и гражданских ведомств.
Кроме того, в последние годы значительно возросла нагрузка на государственных инспекторов транспортной безопасности. «В начале 90–х годов у нас было 160 объектов транспортной инфраструктуры, подлежавших надзору, который осуществляли примерно 12 тыс. инспекторов, – привел неутешительную статистику Владимир Белозеров, председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. – В настоящее время количество объектов возросло почти до 600, а количество инспекторов, наоборот, уменьшилось в два раза. В результате нагрузка на каждого специалиста возросла более чем в шесть раз». Пришла пора пересмотреть численность персонала федеральной службы с учетом совершенствования применяемых методик, использования западного опыта работы. А параллельно создать условия для привлечения высококвалифицированных, добросовестных специалистов, способных в полной мере решать важные и ответственные задачи обеспечения технологической безопасности на транспорте.
Одновременно необходимо усиливать ответственность хозяйствующих структур. «До трагедии на «Булгарии» было проведено 12 тыс. проверок речных судов, выписано 1220 предписаний, – рассказал Владимир Белозеров. – Однако нерадивые собственники в большинстве случаев отделывались мизерным штрафом порядка 3000 рублей». Административная ответственность, как считают участники мероприятия, должна быть значительно выше, а случаи повторного нарушения – предусматривать возможность очень серьезного административного воздействия, которое бы ставило под вопрос саму возможность продолжения бизнеса.
«Круглый стол» «Автомобильные дороги – основной фактор гарантии транспортной доступности для населения».
Пожалуй, впервые в рамках столь серьезного форума его участники не обсуждали проблему финансирования дорожного строительства. Восстановление дорожных фондов, по общему мнению, способствовало эффективному решению данного комплекса проблем, обеспечило проведение долгосрочных программ финансирования работ по строительству, ремонту и обслуживанию дорог.
В результате в ходе «круглого стола» на первый план вышла тема транспортной доступности для населения. «Под термином «автомобильная дорога» мы традиционно понимаем комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения потребности в перевозках для целей народного хозяйства. А где же в этой схеме человек? Про конкретного человека, его потребности мы, похоже, забыли, – сокрушался в ходе выступления Павел Поспелов, президент Межрегиональной общественной организации «Дорожный конгресс», проректор МАДИ (ГТУ). – Подобный подход привел к ситуации, когда в стране остается 46 тыс. населенных пунктов, жители которых лишены круглогодичного, круглосуточного доступа к федеральной трассе. То есть можно говорить о том, что на сегодняшний день порядка 2,5 млн человек лишены конституционного права на свободу передвижения, своевременное медицинское обеспечение, образование».
В связи с этим, по мнению участников мероприятия, стоит подумать о том, чтобы провести инвентаризацию всех сельских дорог, точную протяженность которых сегодня не знает никто. А ведь сельские дороги являются важной частью транспортной системы России.
«Круглый стол» «Стратегические направления развития морского и речного транспорта для экономики страны».
В последние годы доля участия морских портов в обработке грузов внешней торговли России составляет примерно 60%. Совокупный грузооборот морского и внутреннего водного транспорта достигает 150 млрд т/км, то есть уже практически сопоставим с грузооборотом автомобильного транспорта. При этом по сравнению с другими видами транспорта он имеет неоспоримые преимущества. В их числе экономичность, экологичность, энергоэффективность, низкие инфраструктурные издержки. Выброс вредных веществ на одну тонну перевозимого груза у водного транспорта в 10 раз меньше, чем, например, у автомобильного. Кроме того, данный вид транспорта является перевозчиком крупногабаритных и тяжеловесных грузов и в ряде регионов России является безальтернативным по осуществлению северного завоза.
Впрочем, есть и свои недостатки, прежде всего – сезонность и большее время, затрачиваемое на перевозку грузов. Однако их, по оценкам выступавших, вполне можно нивелировать за счет улучшения системы управления движением, тарифной политики, других мер. «Если создать соответствующие условия, то морской и внутренний водный транспорт станет более эффективным и конкурентоспособным», – убежден Алексей Клявин, президент Ассоциации судоходных компаний.
Участники обсуждения предложили разработать специальную государственную программу по переключению грузопотоков в тех местах, где это возможно, с наземных видов транспорта на водный. Тогда они будут не конкурировать, а дополнять друг друга. «Мы обсуждали эту тему с автомобилистами и железнодорожниками. В результате пришли к общему выводу, что в таком подходе нет никаких противоречий. Наоборот, он обеспечит сбалансированное развитие транспортной системы России», – высказал свою позицию по данному вопросу Алексей Клявин.
«Круглый стол» «Стратегические направления развития железнодорожного транспорта в целях формирования единого транспортного пространства».
«Мы переживаем беспрецедентный рост парка, который сегодня достигает 2 млн вагонов, – обрисовал ситуацию Сергей Епифанцев, вице–президент ОАО «РЖД». – Однако данный позитивный сам по себе факт становится причиной возникновения ряда проблем, в первую очередь связанных с эффективностью управления, вызывающей в последнее время справедливые нарекания».
На этом фоне участников рынка не может не беспокоить тот факт, что реализация стратегий развития ряда отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности приводит к определенным дисбалансам с возможностями транспортного комплекса. Например, объем выданных на 2012 год лицензий на разработку угольных месторождений превышает провозные возможности железнодорожного транспорта.
В процессе дискуссии предлагались разные пути выхода из создавшегося положения. В частности, интересное решение, благодаря которому можно существенно улучшить схему развития грузовых перевозок, нашли на Красноярской железной дороге. Там сформирован координационный совет с участием начальника железной дороги, а также всех производителей продукции, в первую очередь лесной промышленности и предприятий сельского хозяйства. Это позволило в оперативном режиме решать все возникающие вопросы.
«Круглый стол» «Обеспечение доступности населения к региональным авиационным перевозкам».
Участники отмечали, что в 2000–х годах был обеспечен стабильный рост объемов отечественных магистральных авиа-перевозок пассажиров и грузов приблизительно на 10% ежегодно. Вместе с тем в работе транспортного комплекса страны остается ряд серьезных нерешенных проблем системного характера, которые не позволяют добиться столь же впечатляющих результатов в региональной авиации. Пожалуй, наиболее болезненной из них является отсутствие отечественных региональных самолетов.
«Сегодня мы располагаем лишь самолетом Ан–140, который успешно зарекомендовал себя в Якутии. Этот самолет способен садиться на грунтовку, недорог в эксплуатации и неприхотлив в обслуживании. Однако если раньше благодаря государственным субсидиям он обходился авиакомпаниям в сумму порядка 8 млн долларов США, то сегодня за него приходится выкладывать уже 20 млн долларов. Наш авиационный бизнес такие расценки не потянет», – высказал свое мнение Роберт Сулейманов, председатель совета Саморегулируемой организации авиационного бизнеса (СРО АБ).
Недовольны представители авиакомпаний также критической степенью износа основных фондов региональных аэропортов, разрушением целостной системы подготовки и переподготовки кадров авиационного персонала, несовершенством правовой базы, регулирующей деятельность гражданской авиации.
Участники дискуссии говорили о том, что для изменения ситуации к лучшему требуется системный подход со стороны государства, авиационного бизнеса и авиационной общественности, и предлагали ряд мер с целью повышения доступности региональных перевозок для граждан и бизнеса.
В частности, по их оценкам, следует в ближайшее время разработать специальную государственную программу восстановления и развития региональных авиаперевозок. В документе необходимо отразить минимальные социальные стандарты транспортной доступности для основных категорий граждан, механизмы субсидирования перевозок из федерального и региональных бюджетов, меры государственной поддержки производства отечественных региональных самолетов, льготирование лизинга авиационной техники, экономические механизмы восстановления региональных аэропортов.
«Круглый стол» «Взаимодействие власти и бизнеса по кадровому и научному обеспечению модернизации транспортного комплекса».
Выступавшие констатировали, что успешное развитие экономики государства, в том числе транспортной отрасли возможно лишь при эффективном взаимодействии власти, бизнеса и науки.
Правительство РФ в последние годы много делает для развития вузовской науки. Система грантов для аспирантов и молодых ученых способствует привлечению в отрасль свежих кадров. Разработаны и реализуются законопроекты, которые позволяют научным школам вузов совместно с предприятиями бизнеса участвовать в федеральных и региональных конкурсах инновационных разработок, организовывать студенческие центры, бизнес–инкубаторы, малые совместные предприятия. «К сожалению, взаимодействие между наукой и бизнесом продолжает оставаться не столь тесным и конструктивным, как хотелось бы. В результате транспортная наука развивается маленькими шажками. Нет базы для того, чтобы проводить серьезные исследования, которые могли бы повлиять на организацию отрасли», – обрисовал ситуацию Алексей Ланис, начальник управления научно–исследовательских работ Сибирского государственного университета путей сообщения.
По мнению присутствовавших, стоило бы ввести какие–то стимулы, в том числе налоговые, чтобы у бизнеса появилось желание вкладывать средства в развитие научной базы.
* * *
В целом же участники всех дискуссионных площадок единодушно отмечали, что, несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, транспортникам удалось реализовать системный подход по модернизации отрасли в целях повышения эффективности и качества работы перевозчиков.
Активное участие в дискуссиях, развернувшихся в рамках «круглых столов», принял министр транспорта РФ Игорь Левитин. Комментируя ситуацию в отрасли и отвечая на вопросы участников рынка, он особо подчеркнул, что «государство не должно подменять собой рыночные отношения, однако, с другой стороны, не следует допускать и самоуправства при ведении бизнеса». Также, по его мнению, было бы недальновидным мириться с условиями, приводящими к выдавливанию с рынка представителей малого и среднего бизнеса. В противном случае пассажиры и грузоотправители очень скоро могут столкнуться с неконтролируемым монопольным ростом цен на все виды перевозок, что, в свою очередь, негативно скажется на развитии экономики государства в целом.
Согласованные предложения транспортников по реформированию отрасли были вынесены на обсуждение в ходе пленарного заседания, где свое видение ситуации озвучил Председатель Правительства РФ Владимир Путин.
Начал он с того, что отметил ключевую, системообразующую роль отрасли для экономического, социального, территориального развития России, обеспечения комфорта и качества жизни людей. Согласно прозвучавшей информации сегодня в транспортном хозяйстве страны занято порядка 3,3 млн человек. Здесь ежегодно создается до 6% ВВП. И в будущем значение транспортного комплекса будет только возрастать.
В ближайшие 10 лет планируется в два раза увеличить объемы дорожного строительства. «По нашим расчетам только в специально созданных федеральном и региональных дорожных фондах до 2020 года будет аккумулировано более 8 трлн
рублей. С такими ресурсами, безусловно, можно решать самые большие и серьезные задачи, – подчеркнул премьер. – За ближайшие 5–10 лет нам нужно будет модернизировать, привести в порядок все федеральные трассы страны. И эта задача нам по силам. Особое внимание уделим региональным, городским и сельским дорогам».
Продолжается развитие инфраструктуры российских железных дорог. За последние четыре года в России были построены и реконструированы более 50 сложнейших тоннелей и мостов, расширены подъезды к ключевым морским портам, запущена программа скоростного пассажирского сообщения. Новую жизнь обрели десятки вокзальных комплексов.
И это лишь начало, о чем свидетельствует уже тот факт, что только собственные инвестиции РЖД в развитие железнодорожного хозяйства в ближайшие три года составят около 1 трлн 100 млрд рублей. В частности, предстоит существенно расширить пропускную способность основных железных дорог, реконструировать узкие места на БАМе, Транссибе. Будут начаты и новые стройки, такие как Кызыл –Курагино, благодаря чему станет возможным освоение богатейших природных ресурсов юга Сибири.
«Но важны не только железнодорожные линии сами по себе. Нам нужен эффективный, прозрачный рынок железнодорожных перевозок, на котором не возникали бы искусственные проблемы типа дефицита вагонов. Нужна система, которая обеспечила бы согласованную работу перевозчиков, доступность подвижного состава для потребителей, – обратился к присутствовавшим Председатель Правительства России. – Конечно, это должна быть рыночная работа, организованная на рыночных принципах, но именно организованная, а не хаотично функционирующая».
Одновременно, по словам премьера, необходимо строить большой торговый флот, укреплять судоремонтную базу, восстанавливать и прокладывать новые маршруты. Новый федеральный закон о поддержке судоходства и судостроения должен стимулировать эту работу. Владимир Путин заявил, что в ближайшие 10 лет на развитие судоходства из федеральных источников планируется выделить не менее 400 млрд рублей.
Максимально будет использован и потенциал внутренних вод. До 2018 года планируется модернизировать Беломоро–Балтийский и Волго–Балтийский каналы, обновить инфраструктуру Волжского водного пути, включая Волго–Донской канал.
Конечно же, стране не обойтись и без коренной модернизации аэропортовой сети. Сегодня эти расходы составляют 41 млрд рублей. Регулярно вводятся новые объекты инфраструктуры. Буквально на днях в Горно–Алтайске, например, заработал новый аэропорт с международным терминалом. И это – не просто место взлета и посадки авиалайнеров. Это – новые возможности для региона, в том числе в плане развития туризма.
Особое внимание будет уделено малой авиации. Сейчас создаются казенные предприятия, которые будут управлять отдаленными, малыми аэродромами в Якутии, на Чукотке, Камчатке, в других северных и приравненных к ним местностях. Эта мера призвана сделать билеты более доступными для граждан и восстановить аэродромную сеть. Кроме того, в будущем году планируется выделить субсидии северным и приравненным к ним регионам на поддержку региональных авиаперевозок.
Чтобы обновить региональный авиапарк, начиная с 2010 года введена нулевая ставка ввозных таможенных пошлин на среднемагистральные самолеты (меньше 50 посадочных мест), а со следующего года будут субсидироваться процентные ставки по лизинговым платежам при заказе подобных машин. На эти цели в бюджет уже заложено 2 млрд рублей. Хочется рассчитывать, что и российские заводы в ближайшее время выйдут на серийное производство нового поколения столь необходимых стране самолетов.
«И еще одна задача, которую нам нужно решать безотлагательно, – это масштабное технологическое обновление транспортной отрасли. На смену устаревшим моделям по всему сегменту транспорта должны прийти эффективные, высокотехнологичные образцы техники, – убежден Председатель Правительства РФ. – Речь идет о новых моделях железнодорожных локомотивов, о коммерческих автомобилях, об автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутных такси, которые должны соответствовать всем современным требованиям по безопасности, комфортности и экологичности. Конечно же, потребуются широкая линейка морских судов, новые серийные модели самолетов и вертолетов для местных линий, суда для рек. И в этом смысле модернизация отечественного транспортного комплекса способна стать серьезным стимулом для смежных отраслей, прежде всего для российского машиностроения, авиа–, судостроения, автопрома. В свою очередь наши предприятия должны быть готовы к этому – готовы предложить транспорт-никам действительно современную, конкурентоспособную технику и, разумеется, по приемлемой, конкурентной, рыночной цене».
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»
17.11.2011