Миссия государства в сфере развития транспортной системы России состоит в создании условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам.
Катализатор экономики
Обсуждение этой актуальной темы в рамках V, юбилейного, Международного форума «Транспорт России» призвано было способствовать выработке путей и механизмов превращения географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Об этом шла речь в ходе пленарного заседания на тему «Безопасность и экология», в работе которого приняли участие руководители органов государственной власти федерального и регионального уровней, профильных министерств и ведомств, ведущих коммерческих компаний отрасли.
Выступавшие сходились во мнении, что без действенных механизмов обеспечения транспортной безопасности и снижения вредного воздействия на окружающую среду транспортная отрасль не сможет стать социально ориентированной отраслью и катализатором российской экономики.
Проблема требует решения
Открывая работу пленарного заседания, руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин одним из приоритетных направлений развития российской экономики назвал модернизацию транспортной системы и транспортной инфраструктуры страны. В связи с этим он напомнил, что только в 2012 году на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» планируется направить почти 360 млрд руб. Это на четверть больше, чем в 2010 году. Причем в первую очередь будут финансироваться объекты, имеющие высокую степень готовности, решаться задачи технического обновления транспортного парка.
«Сегодня средний возраст судов – более 25 лет, большинство железнодорожных вагонов, перевозящих людей, созданы 17–20 лет назад, автобусы и самолеты редко бывают моложе 15 лет, – продолжила тему председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. – Результатом подобного положения дел является увеличение происшествий на транспорте».
«По сравнению с другими отраслями экономики транспортный комплекс Российской Федерации, в котором задействованы более 10 млн транспортных средств, работают около 600 тысяч сертифицированных организаций, наиболее уязвим для разного вида угроз, – высказал свое видение ситуации министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. – Эволюционное развитие транспортных систем ставит перед руководителями и специалистами новые, все более сложные задачи в сфере транспортной, технологической и экологической безопасности. Многократно возрастают ответственность при принятии решений и роль человеческого фактора».
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в столице в ближайшие годы также планируется значительно увеличить расходы на развитие транспортной системы. В частности, принята Программа развития столичного транспортного узла, разработанная совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, на реализацию которой только из городского бюджета за пять лет будет выделено 1 трлн 600 млрд руб. «Это – колоссальная программа, которая предусматривает развитие всех видов транспорта, решение всего комплекса вопросов, связанных с безопасностью и экологией на транспорте», – подчеркнул Сергей Собянин.
Безопасность первична
Акцент на решении вопросов обеспечения безопасности на транспорте в ходе выступления на пленарном заседании сделал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов. По его словам, правительство в последнее время уделяет неослабное внимание данной теме, однако процессы массовой приватизации и ликвидации существовавшего ранее централизованного управления отраслью кардинально изменили рынок транспортных услуг. В результате резко возросло количество владельцев транспортных средств различных организационно–правовых форм собственности, что зачастую приводит к снижению уровня технологической безопасности на транспорте, росту количества аварий и катастроф с очень тяжелыми последствиями.
«В этой связи особую актуальность приобретают вопросы обеспечения постоянного государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов транспортных отраслей, особенно выполняющих услуги по перевозке пассажиров, – отметил вице–премьер. – Как следствие, постоянно увеличивается размер средств федерального бюджета, направляемых на реализацию такого рода мероприятий».
Важным условием обеспечения безопасности, по мнению Сергея Иванова, является также переход на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажира. «Я очень надеюсь, что в 2012 году эта норма будет законодательно введена для всех видов транспорта», – высказал свое мнение заместитель председателя Правительства Российской Федерации, подчеркнув, что «в области пассажирских перевозок безопасность должна быть первична, а все остальное, включая прибыль, вторично».
Министр транспорта РФ Игорь Левитин очертил основные направления в сфере безопасности и экологии на транспорте, которым сегодня уделяется повышенное внимание. Он подробно остановился на вопросах защиты транспорта от актов незаконного вмешательства. Основополагающим документом в Российской Федерации в данной сфере является Федеральный закон от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности», в котором прописана необходимость достижения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства. Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в июле 2010 года Правительством РФ принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010–2013 годы с объемом федерального финансирования 46,7 млрд руб. Программой предусмотрены научные исследования и пилотные проекты по разработке новой техники и оснащению ею особо уязвимых объектов.
На сегодняшний день отраслевыми агентствами уже проведено категорирование с учетом важности объектов и возможных последствий от осуществления актов незаконного вмешательства более 6000 мостов и туннелей, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения. В том числе более 550 объектов, находящихся в оперативном управлении гос-компании «Автодор». Также проведено категорирование 1420 автовокзалов и автостанций, 244 аэропортов в 80 субъектах Российской Федерации. Присвоены категории более 8000 транспортных средств. Большое внимание уделяется подготовке соответствующих кадров, которые смогут на высоком уровне осуществлять данную работу.
Многое делается для уменьшения влияния человеческого фактора при принятии управленческих решений, для выявления потенциальных угроз. Прежде всего, этому должно способствовать применение современных технических средств и устройств, которые позволят выявлять и пресекать противоправные действия.
«Мы сегодня испытываем на железнодорожных и автовокзалах, станциях метро и других объектах пилотные зоны, которые оборудовали новыми, современными досмотровыми, видео– и иными специальными системами, и проводим тестирование на предмет их эффективности. В первую очередь оборудуются места массового пребывания людей», – рассказал участникам заседания Игорь Левитин.
Наблюдение за состоянием обеспечения транспортной безопасности будет вестись на постоянной основе с использованием средств дистанционного контроля. Запланировано и уже осуществляется создание 8 межрегиональных информационных центров контроля и надзора, а также Головного координационного центра в Москве, в Ространснадзоре. Создаваемые центры будут нести двойную нагрузку. С одной стороны, они будут использоваться как автоматизированные центры, где в повседневном режиме дистанционно будут осуществляться контрольно–надзорные мероприятия, с другой – как сеть оперативных антикризисных центров Минтранса России для принятия оперативных мер при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Зона ответственности государства
«Вопросам экологии в мире уделяется все больше внимания, идет процесс ужесточения требований к экологическим стандартам при эксплуатации транспортных средств. Достаточно привести пример установления квот на выбросы парниковых газов при эксплуатации воздушных судов в Европе или запрета на использование на территории Европейского союза автомобильного топлива ниже класса Евро–4, – сказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.
По его словам, Россия идет в русле общемировой тенденции. Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года одной из основных целей развития национальной транспортной системы определено снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. В рамках ее достижения предусмотрена реализация целого комплекса мер. В частности, решается вопрос снижения энергоемкости транспорта. Об актуальности данной задачи свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день, по оценкам специалистов, до 40% общего объема внутреннего энергопотребления в стране используется неэффективно, и доля транспорта составляет как минимум 15% от этой цифры.
По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, при реализации любого, даже небольшого инфраструктурного проекта необходимо соблюдать баланс между интересами экономики, с одной стороны, и степенью воздействия на природу – с другой. При этом государство несет ответственность за сохранение окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации государственных объектов транспортной инфраструктуры.
Решению экологических проблем также должны способствовать снижение выбросов на всех видах транспорта, использование экологически чистых видов топлива, снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран, восстановление и возмещение экологических потерь, в том числе за счет высадки новых зеленых насаждений.
Наглядным примером такого подхода, как считает Игорь Левитин, может служить принятая в ноябре 2010 года программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги». В результате ее реализации выброс загрязняющих веществ на железнодорожном транспорте к 2020 году должен снизиться почти на 50% по сравнению с 2007 годом. Это особо актуально, учитывая, что одной из важных мировых тенденций, направленных на снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, является перевод значительной части перевозок пассажиров и грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт.
Важным, экологически эффективным направлением является увеличение объема перевозок морским и речным транспортом, что также призвано способствовать снижению энергоемкости перевозок, уменьшению объемов выбросов вредных веществ при перевозке грузов. Достижению данной цели будет способствовать принятый в октябре 2011 года федеральный закон о реализации мер государственной поддержки судостроения и судоходства.
В Москве, по оценке мэра Сергея Собянина, до 90% вредных выбросов в атмосферу производит именно транспорт. Чтобы улучшить экологическую ситуацию в городе, в ближайшие годы будут ужесточены требования к топливу. «В настоящее время в столице введен запрет на закупку общественного транспорта ниже стандарта Евро–4, а со следующего года будет введен запрет на закупку общественного транспорта ниже уровня Евро–5. Таким образом, мы надеемся, в течение буквально нескольких лет 80% всего городского общественного транспорта будет соответствовать современным экологическим требованиям», – поделился планами Сергей Собянин.
В качестве своеобразного итога проходившей дискуссии можно было бы привести слова заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Иванова: «Вынесение вопросов экологии, ресурсосбережения и безопасности на транспорте в качестве основной темы обсуждения на главном транспортном форуме страны свидетельствует о понимании профессиональным сообществом важности данной темы. Она, без преувеличения, является на сегодняшний день приоритетной».
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»