Александр Сидоренко: «Мы сделаем все, чтобы болельщикам в нашем городе было удобно».
Обеспечение транспортной доступности спортивных сооружений и других объектов при проведении матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года в Екатеринбурге стало ключевым направлением подготовки к мундиалю в Свердловской области. О том, как идет эта работа, наш корреспондент побеседовал с министром транспорта и связи Свердловской области Александром СИДОРЕНКО.
– Александр Михайлович, понятно, что до начала чемпионата мира еще достаточно много времени. Но и объем работ, который предстоит выполнить, огромен. Существует ли на сегодня утвержденный план подготовки транспортной инфраструктуры города к ЧМ–2018? Какие основные разделы он содержит? Какие средства будут вложены в реализацию этих планов, в том числе федеральные и региональные?
– Именно об этом шла речь на недавней рабочей встрече в Екатеринбурге помощника Президента РФ Игоря Левитина с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. «Одним из важнейших вопросов в процессе подготовки к проведению матчей чемпионата мира будет как раз транспортная доступность объектов для участников соревнований как в самом городе, так и между городами, которые выбраны для чемпионата. В Екатеринбурге есть транспортные проекты, по которым регион выходит за федеральной поддержкой. При рассмотрении на оргкомитете по подготовке к чемпионату мира мы этот вопрос будем поднимать и поддерживать Свердловскую область», – сказал Игорь Левитин.
Так, регион рассчитывает на помощь федерального центра при реконструкции автомобильных дорог, соединяющих места размещения участников ЧМ–2018 с местами тренировок и соревнований, а также дорог, связывающих аэропорт Кольцово и железнодорожный вокзал Екатеринбург–Пассажирский с Центральным стадионом. Кроме того, в рамках подготовки к проведению футбольных матчей в 2018 году необходимо завершить строительство части южного полукольца обхода города Екатеринбурга – от автодороги Пермь – Екатеринбург до автодороги Екатеринбург – Челябинск.
Достижение этой цели станет возможным за счет строительства обхода Екатеринбурга; транспортных развязок на срединном кольце города; объектов улично–дорожной сети в районе Центрального стадиона.
Финансирование работ предусмотрено государственной программой «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением правительства Свердловской области в октябре 2013 года, в рамках реализации подпрограммы «Содействие развитию муниципального образования «город Екатеринбург» как центра Свердловской области» – «Столица».
Из средств областного бюджета муниципальному образованию «город Екатеринбург» планируется предоставить на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения субсидии в размере 3,5 млрд руб. на период 2014–2017 годов. За счет этого предполагается финансирование проектирования автомобильных дорог общего пользования местного значения; строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении
ул. Московская – Объездная дорога в г. Екатеринбурге; реконструкция ул. Татищева от ул. Красноуральской до ул. Репина и реконструкция просп. Ленина от ул. Репина до ул. Московской с устройством трамвайной линии и строительством нового участка ул. Репина (соединительной улицы) от ул. Попова до Верх–Исетского бульвара, а также реконструкция ул. Токарей от ул. Долорес Ибаррури до ул. Репина со строительством путепроводов.
Кроме того, в областном бюджете предусмотрены средства на завершение строительства участков I и II пусковых комплексов южного полукольца Екатеринбургской кольцевой автодороги.
Данные меры позволят значительно увеличить пропускную способность улично–дорожной сети города Екатеринбурга в период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
На сегодня потребность в привлечении дополнительных средств до 2017 года определяется в размере 4,7 млрд руб.
Что касается участия Свердловской области в получении субсидий на строительство автодорог общего пользования регионального значения из средств федерального бюджета, то правительством области подготовлено обращение в адрес Министерства транспорта РФ с просьбой рассмотреть возможность выделения средств федерального бюджета на софинансирование объектов строительства.
– Будет ли учтен опыт создания транспортной логистики в олимпийском Сочи, в частности, планируется ли создание интеллектуальной системы управления движением транспорта, которая, по словам генерального директора Транспортной дирекции Олимпийских игр Андрея Жукова, «в 2,5 раза повысила пропускную способность дорожной сети»? Кто ее будет создавать?
– Мы много общаемся с коллегами, опыт Сочи все признают интересным, и потому непременно надо его внедрять. Те структуры, которые работали на Олимпиаде, будут помогать нам при проведении игр Чемпионата мира по футболу. Минтранс России, надеемся, примет решение о реализации транспортной логистики в городах, где будут проходить соревнования. Это будет решение о централизованной подготовке городов на основе опыта Сочи. Пока об этом говорить рано, еще не прошла жеребьевка, потому трудно сказать, сколько болельщиков к нам приедут и откуда. Мы, посоветовавшись со специалистами Минтранса, одними из первых объявили конкурс на разработку проекта организации транспортного обслуживания на чемпионате мира в Екатеринбурге. Именно на нее мы и будем опираться при планировании и организации транспортной схемы в городе.
– Около года назад в интервью нашей газете губернатор области сказал, что «строительство дублера срединного кольца города позволит вывести часть транспорта за территорию внутригородских магистралей. Предполагается, что интенсивность движения на срединном кольце снизится на 60–80 тыс. единиц транспорта в сутки. Сейчас она составляет порядка 140 тыс.». Как реализуется этот проект?
– В Екатеринбурге сходятся шесть крупных автотрасс, включая федеральные: автомобильная дорога общего пользования федерального значения М–5 «Урал», являющаяся частью европейского маршрута E–30 и азиатского маршрута AH–6, примыкает с юга; магистрали федерального и регионального значения на Пермь, Тюмень, Нижний Тагил, Курган, Полевской примыкают к городу с разных сторон и вливаются в Екатеринбургскую кольцевую автомобильную дорогу (ЕКАД). Она является внешним скоростным кольцом Екатеринбурга, объединяющим 7 вылетных направлений.
ЕКАД позволит вывести за пределы городской улично–дорожной сети внешние транзитные потоки, в то же время обеспечит равномерный въезд транспортных потоков, прибывающих в Екатеринбург.
Общая протяженность ЕКАД составит 94,5 км. Построено на сегодня 54 км.
И поэтому остро стоит вопрос о необходимости завершения строительства южного полукольца автодороги вокруг Екатеринбурга. Существующая в настоящее время очень высокая интенсивность движения по срединному кольцу ввиду отсутствия кольцевой автодороги на данном участке даже после строительства развязок будет иметь высокую загрузку.
Как мы уже говорили, интенсивность движения на данный момент по срединному кольцу составляет 120–140 тыс. автомобилей в сутки, а после строительства и реконструкции развязок может достигнуть значений 140–170 тыс. Для 6–полосной дороги скоростного движения данная интенсивность слишком велика. Согласно СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги» при интенсивности движения более 80 тыс. автомобилей в сутки число полос движения в двух направлениях должно составлять 8. При интенсивности движения более 100 тыс. единиц транспорта необходимы 10 полос движения в двух направлениях. Таким образом, 6–полосной объездной магистрали необходима дублирующая дорога. Строительство недостающего сегмента позволит снять со срединного кольца транспорт, движущийся в обход Екатеринбурга, в размере 60–80 тыс. автомобилей в сутки (на ряде участков Екатеринбургской кольцевой автодороги II технической категории на данный момент интенсивность движения составляет 50 тыс. автомобилей в сутки).
Таким образом, интенсивность движения на срединном кольце значительно снизится. Это позволит предоставлять более качественные услуги по транспортному обслуживанию жителей города Екатеринбурга. Предлагается транспортное обслуживание участников и гостей чемпионата осуществлять по срединному кольцу, а движение транзитного транспорта перенести на кольцевую автодорогу вокруг города Екатеринбурга.
На три года мы заложили 3 млрд руб. на строительство первого пускового комплекса. Начинаем строительство второго пускового комплекса, это еще 6 млрд руб. Сейчас идет процедура торгов по этому объекту. Мы уверены, что не позднее апреля получим там подрядчика. Будет строиться участок от Медного до Полевского. Это позволит разгрузить срединное кольцо, до 2017 года отправить транспорт на Челябинск, Тюмень и т. д.
По третьему участку варианты прохождения трассы обсуждаем с городом. Потом будем выходить на корректировку проектной документации и решение остальных проблем. Возможно, этот участок будет платным. Такая модель успешно работает на Западном скоростном диаметре Санкт–Петербурга и не вызывает отторжения. Проезд там стоит 30 руб.
– Основные события развернутся в центре города, где и сегодня транспортная ситуация весьма непростая. Что предполагается изменить в транспортной схеме города к играм чемпионата мира?
– Реконструкция городских магистралей около Центрального стадиона в Екатеринбурге в рамках подготовки к играм Чемпионата мира по футболу 2018 года начнется уже в 2015 году.
Она предусматривает три основных блока. Первый заключается в соединении
ул. Ленина с ул. Татищева. Вдоль всей улицы будет организовано трамвайное движение – линия пойдет на юго–запад; кроме того, планируется соединить ВИЗ–бульвар и ул. Репина – дорога здесь будет 6–полосная. Вокруг аллеи, зеленые насаждения и пешеходные дорожки. Под дорогой будет построен паркинг на 430 мест. Второй этап предусматривает реконструкцию ул. Токарей: здесь появится 700–метровая автомобильная эстакада. Третий блок включает в себя модернизацию всех улиц, примыкающих к Центральному стадиону, – Репина, Малышева, Пирогова и т. д. Во время чемпионата движение здесь будет ограничено, улицы станут пешеходными.
Все это позволит значительно увеличить пропускную способность улично–дорожной сети города Екатеринбурга в период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Вместе с тем имеется серьезная потребность в привлечении дополнительных средств до 2017 года в размере 4,7 млрд руб.
На сегодня заканчиваются проектные работы, масштабная реконструкция центральной части Екатеринбурга должна начаться в 2015 году и завершиться к 2017–му.
Но ситуация осложняется тем, что настала необходимость реконструировать Макаровский мост на ул. Челюскинцев, чтобы привести его в рабочее состояние. Есть предложение, чтобы сначала построить мост от ул. Опалихинской в Заречном микрорайоне до ул. Папанина, пустить транспорт там, а самим заниматься мостом на ул. Челюскинцев. Однако мы полагаем, что это достаточно длительный проект, можем не успеть. Будем искать другие варианты, обсуждать с властями города.
– Появятся ли в городе новые виды транспорта?
– Мы, конечно, двумя руками за это. Но надо исходить из того, что общественный транспорт – это социальная сфера, которая должна работать эффективно. Все время звучат призывы увеличить цену за проезд. Но нам кажется, что прежде всего надо провести серьезный анализ транспортной ситуации в городе, схем движения транспорта и т. д. И только после этого поднимать вопрос об увеличении стоимости проезда. Она у нас и так самая высокая в УрФО.
Повторяю, необходимо проанализировать состояние транспортной инфраструктуры города, добиться выделения полос для движения троллейбусов, чтобы этот экологически чистый транспорт стал привлекательным для горожан и гостей города.
Сегодня им мало кто пользуется. Кроме того, по троллейбусным маршрутам ходят маршрутки. Если мы сможем создать выделенные полосы, это увеличит скорость движения троллейбусов, они станут привлекательными. Кроме того, нам надо сохранить муниципальные транспортные предприятия. На них приходится основная часть пассажиропотока. Но есть пробелы в федеральном законодательстве. Мы высказали свои предложения на этот счет депутатам Госдумы.
Мы заказали специалистам анализ пассажиропотока по Свердловской области. Это поможет нам работать далее, сформировать наиболее оптимальные схемы движения транспорта. Но никак не удается справиться с нелегальными перевозчиками, которые продолжают работать на маршрутах муниципального транспорта. Те меры, которые предусмотрены в законе, не позволяют навести здесь четкий порядок.
– Вы упомянули, что основная часть болельщиков будет прилетать на игры самолетами. А аэропорт Кольцово готов к этому?
– Пропускная способность нашего аэропорта хорошая. Сегодня он может обслужить 4,5 млн пассажиров (данные за 2013 год). Но мы можем обслуживать и 6–7 млн за счет того потенциала, который есть. Так что за аэропорт мы не переживаем.
Конечно, он претерпит изменения. Запланированная реконструкция объектов второй очереди аэропорта включает в себя обустройство существующих и строительство новых мест стоянок воздушных судов, реконструкцию рулежных дорожек и расширение перрона, реконструкцию второй взлетно–посадочной полосы с удлинением на 500 м и усилением покрытий, а также заменой светосигнального и радиотехнического оборудования.
Благодаря реконструкции аэропорт Кольцово превратится в высокотехнологичный аэровокзальный комплекс с пропускной способностью
8 млн пассажиров в год и обеспечит высокий уровень безопасности полетов.
Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
Екатеринбург
3.04.2014