• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Было бы желание…

Было бы желание…Транспортная инфраструктура должна стать безбарьерной средой для инвалидов.

Было бы желание…В России проживают более 13 млн инвалидов. Кроме 300 000 колясочников, это и инвалиды по зрению, слуху, инвалиды с нарушением опорно–двигательного аппарата. Для всех них доступность среды, в том числе транспортная, остается под вопросом. О том, как сделать городскую среду более «дружественной» для этих людей, мы беседуем с председателем Всероссийского общества инвалидов, депутатом Госдумы ФС РФ, членом Общественного совета Росавтодора Александром Ломакиным–Румянцевым.
– Александр Вадимович, как вы оцениваете политику государства в области обеспечения доступности транспорта и инфраструктуры для инвалидов?
– Политику можно расценивать как хорошую. Но, к сожалению, у нас от слов до реального воплощения в жизнь – дистанция огромного размера. Напомню, соответствующая политика была выработана еще в 1995 году, когда в России был принят закон о социальной защите инвалидов, где содержались конкретные нормы в части доступности транспорта и инфраструктуры. Это было большое достижение, потому что в Советском Союзе таких норм не существовало. Но многое так и осталось на бумаге. На мой взгляд, за 15 лет можно было сделать намного больше.
В последние пять лет работа активизировалась. Но доступность транспорта не должна быть заботой только государства. Более того, конвенция ООН, ратифицированная Госдумой, как раз и говорит о том, что любые компании независимо от формы собственности, предоставляющие услуги населению, должны сделать так, чтобы их услуги были доступны и инвалидам. То есть это обязанность бизнеса, и не только транспортного, а любого.
– Вот уже год в регионах идет реализация Государственной программы «Доступная среда» для инвалидов на 2011–2015 гг. Довольны ли вы результатом?
– Это первая социальная программа, и задумана она очень хорошо. Тем самым государство подчеркивает внимание к проблемам инвалидов и пытается их решить. Пока рано говорить о результатах ее реализации, потому что первые два года отводятся на подготовку необходимых методических разработок, реализацию пилотных проектов. К сожалению, на сегодняшний день нет методических рекомендаций по организации транспортного обслуживания инвалидов. Да и к работе над этими документами сами организации инвалидов зачастую не привлекаются.
– Почему?
– Это вопрос не ко мне, а к исполнителям того или иного проекта. Например, в прошлом году обсуждались вопросы НИР по изменению условий обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Конкурс выиграла организация, которая никогда раньше этими проблемами не занималась. Представители этой компании сочли возможным для себя самостоятельно изучить кое–какой опыт и подготовили работу, с результатами которой было сложно согласиться. Да, возможно, они хорошие знатоки финансовых потоков, но виды технических средств реабилитации, способы их применения, другие детали они просто не знают. Сейчас этот проект будет дорабатываться. Как было сказано на координационном совете, «его необходимо продолжить, но с привлечением профильной организации инвалидов». Мы встретились с представителями этой организации один раз, после чего они исчезли.
– Какие виды транспорта на сегодня наиболее «дружественны» к инвалидам?
– На железнодорожном транспорте уже давно внедряются элементы безбарьерной среды. Еще в начале 1990–х годов РЖД по своей инициативе и за свой счет, но с активным привлечением организаций инвалидов спроектировали и разработали вагон, в котором есть купе для инвалидов. Такие вагоны сегодня используются. Но жизнь не стоит на месте, сейчас очень активно развивается, например, спорт, туризм инвалидов, и если едет команда, то один человек может ехать нормально, а всем остальным приходится приспосабливаться. Поэтому сегодня надо говорить уже о разработке целого вагона по принципу размещения человека в обычном купе. Но при этом в вагоне должна быть коляска, на которой человек мог бы добраться, скажем, до туалета.
Постепенно адаптируются для нужд инвалидов и новые скоростные поезда, хотя там есть и проблемы.
Гораздо сложнее обстоит дело с электричками. Приведу пример из жизни: в свое время мы на колясках добирались из Голландии в Бельгию на электричках, и при этом не испытали никаких трудностей: двери поезда останавливались точно напротив конкретного места, по отработанной схеме подгонялся подъем, и проблем с посадкой на инвалидном кресле не возникало. Единственное, что электричка ненадолго задерживалась на станции, чтобы люди могли спокойно сесть. У нас этого пока нет, да и сама проблема комплексная – это и организация движения, и технические характеристики подвижного состава, и подготовка персонала.
Постепенно лицом к маломобильным горожанам поворачивается и городской транспорт: я знаю, что в Москве и некоторых других городах принято решение закупать низкопольные автобусы и троллейбусы с тем, чтобы ими удобнее было пользоваться – и не только инвалидам, но и пожилым людям, матерям с колясками.
Самыми «недружественными» на сегодня остаются морской и речной транспорт. Возможно, объясняется это тем, что у нас все суда, особенно речные – старой постройки, и ни о какой доступности там и речи нет. Я помню, в середине 1990–х годов мы проводили фестиваль творчества инвалидов в круизе по Волге. Мы вышли из положения только потому, что матросы переносили людей с палубы на палубу на себе. С тех пор ситуация по сути не изменилась.
– Что вы скажете об авиатранспорте? В Сочи, к примеру, в прошлом году спортсмены–инвалиды остались недовольны тем, как в аэропорту была организована безбарьерная среда в рамках ее подготовки к Паралимпийским играм.
– Действительно, там были проблемы с обеспечением доступности для пассажиров с ограниченными возможностями. В частности, не работал амбулифт, были неправильно расположены тактильные указатели для слепых и т.д. Более того, как рассказывали мне члены комиссии, делегация прилетела в дождь, и люди просто не смогли выйти из аэропорта из–за огромной лужи, которая не стекала из–за неверно спроектированного уклона поверхности дороги. Надеюсь, все эти недочеты уже устранены.
Что касается других аэропортов, то недавно аэропорт Внуково и ВОИ договорились о совместной работе по обеспечению доступности и качества пассажирских авиаперевозок. И сегодня Внуково, на мой взгляд, совсем не уступает самым современным аэропортам мира.
Да, на авиационном транспорте есть проблемы, но они решаются в рабочем порядке.
– Если говорить о городской среде в целом – насколько трудно сегодня она «дается» инвалидам?
– Очень важно, чтобы люди сами захотели выйти из своего дома, перестали стесняться, стали добиваться полноценного участия в жизни. Я знаю, что в Санкт–Петербурге девушка на коляске учится в университете и ежедневно пользуется общественным транспортом, хотя это пока весьма непросто. Не везде, например, в метро можно сделать лифт, но можно обучить людей – служащие метрополитена должны пройти обучение, чтобы помогать человеку. Еще раз повторю: мы можем сделать транспорт доступным, но это не даст никакого эффекта, если люди будут жить в помещениях, из которых трудно выйти. Начать с того, что в России тысячи домов, в которых нет лифта. Вроде бы в последние годы жилищное строительство стало развиваться, в Москве существуют специальные программы по адаптации инвалидов в городской среде, это хорошо. Но опять же – если человек не может дойти от дома до остановки из–за того, что тротуар не чищенный, то все усилия идут насмарку. Это целый комплекс проблем, и ими надо заниматься каждый день и на уровне регионов и муниципалитетов. Существование лишь одной федеральной государственной программы ничего не изменит.
– Какие регионы более передовые в этом отношении?
– Активность есть в Улан–Удэ, Перми, Татарстане, Башкирии, Москве и других регионах. В последние годы активно к решению этого вопроса подключилась прокуратура – она отстаивает интересы инвалидов. Сказать, что ничего не делается, – некорректно.
– А на опыт каких зарубежных стран России можно равняться?
– Конечно, опыт зарубежных стран надо учитывать. Есть чему поучиться в Норвегии, Швеции, Финляндии, Голландии, Германии. В свое время меня пора-зило, что в Японии на каждой автозаправке есть туалеты для инвалидов. У нас нет ни одного. В принципе, все регламенты по доступности уже давно прописаны в мире, ими пользуются многие страны, я не вижу проблем, почему бы в России их не применять. Было бы желание.

Беседу вела Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

11.05.2012

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya