устраняя нарушения,
допускают их снова?
В 2009 году правовыми инспекторами проведены 4737 проверок соблюдения трудового законодательства и условий Коллективных договоров в ОАО «РЖД» и ее дочерних обществах. Было выявлено огромное число нарушений. По результатам этих проверок и обращений членов профсоюза, по требованиям правовой инспекции труда работникам дополнительно начислено и выплачено премий, материальной помощи, пособий, доплат за сверхурочную работу и других выплат на общую сумму более 213 млн рублей.
Этот факт привел в своем вступительном слове на заседании «круглого стола» председатель российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров. Он и выступил инициатором его проведения, вынеся на обсуждение, пожалуй, одну из острейших проблем, которая сегодня волнует многих: «Соблюдение трудовых прав работников ОАО «РЖД» и его дочерних обществ. Проблемы и пути решения». И не приходится удивляться, что состав участников прошедшей дискуссии оказался достаточно представительным. В ней приняли участие руководители департаментов ОАО «РЖД» и «дочек», центральных дирекций, начальники служб управления персоналом и социального развития и отделов по вопросам социального партнерства, правовые инспекторы труда, как из Роспрофжела, так и с дорог, журналисты транспортных СМИ.
Казалось бы, факт, который привел Николай Никифоров в начале своего выступления, приглашая собравшихся к дискуссии, должен был внушить оптимизм. Тем более что профсоюзный лидер отметил, что подавляющее большинство работодателей реагирует на представления правовых инспекторов труда и устраняет допущенные нарушения Трудового кодекса. Устранять–то устраняют, но… тут же продолжают допускать новые аналогичные нарушения. Примеров тому немало, достаточно заглянуть на сайт Роспрофжела.
Приведем наиболее характерные и часто встречающиеся нарушения, выявленные уже в этом году. Так, в вагонно–ремонтном депо Чита Забайкальской магистрали с мая 2009 года не выплачивали премиальные работникам аппарата, а с августа перестали их начислять всему коллективу. Задолженность составила 4 млн 820 тыс. рублей. Правовая инспекция направила в адрес руководства представление с требованием устранить нарушения и выплатить премии всем работникам депо. На этой же дороге в дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении была выявлена и предотвращена попытка сокращения штатной должности в нарушение Трудового кодекса. В список на увольнение по сокращению внесли фамилии семи работников, которые находились в отпуске по уходу за малолетними детьми. Пришлось восстанавливать справедливость. В Палласской дистанции пути Приволжской дороги решили «сэкономить» и не начислять доплаты за работу в выходные и праздничные дни. 204 путейца недополучили более 100 тыс. рублей. Хотя и с опозданием, но заработанные деньги пришлось вернуть. Получили положенные им премиальные и в локомотивном депо Старый Оскол, и тоже, лишь когда правовые инспектора при проверке обнаружили накопившуюся задолженность в размере почти 4 млн рублей. Руководство Сыктывкарского вагонного участка Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров по требованию профсоюза вынуждено было выплатить денежную компенсацию в размере свыше 2 млн рублей поездным бригадам за 11 860,7 часа сверхурочных работ. Примеры можно продолжить. Объективности ради следует сказать, что попытки сэкономить на зарплате предпринимались работодателями и прежде. Но такого массового характера, как в прошлом году, не припомнить.
Надо ли командному составу напоминать о том, что соблюдение прав человека в сфере труда является одним из важнейших факторов устойчивого развития как государства в целом, так и отдельно взятой компании. Именно на этом акцентировал внимание премьер–министр Владимир Путин на встрече с председателями первичных профсоюзных организаций, состоявшейся около года назад.
Ситуация, с которой сегодня приходится сталкиваться на железнодорожном транспорте, характерна и для других отраслей. В разговоре с профсоюзными активистами Председатель Правительства РФ особо подчеркнул: «Есть множество сфер, где важна инициатива профсоюзов, в первую очередь, это жесткий контроль соблюдения норм трудового законодательства и норм охраны труда. В решении этих проблем вы можете рассчитывать на полную поддержку Правительства Российской Федерации».
«Мы, конечно, предвидели, что в связи с разразившимся экономическим и финансовым кризисом произойдет всплеск нарушений Трудового кодекса. Мы с этим уже сталкивались в 90–е годы, так что имеем печальный опыт, – сказал Николай Никифоров. – Поэтому еще в конце 2008 года все обсудили и определились с мерами по усилению контроля. На это нацелили все первичные организации. Провели по этому вопросу специальное заседание в ЦК. В центральном, дорожных и территориальных комитетах профсоюза открыли «горячие линии», на сайте нашего профсоюза появилась специальная правовая рубрика. За прошлый год зафиксировано 16 тысяч обращений от работников отрасли в Роспрофжел. В свою очередь по этим сигналам и обращениям были проведены проверки. По всем выявленным недостаткам приняты соответствующие меры. Но этого, видимо, оказалось недостаточно, поскольку количество нарушений возросло в полтора раза. И больше всего их оказалось в ОАО «РЖД».
Тревожные факты, приведенные во вступительном слове председателя ЦК проф-союза, дополнил не менее убедительными конкретными примерами главный правовой инспектор Роспрофжела Яков Купреев. Он тоже обратил внимание на то, что после выявления нарушений трудового законодательства работодатели, как правило, оперативно выполняют предписания правовых инспекторов, но через какое–то время все возвращается на круги своя. Так, инспекторам пришлось в прошлом году трижды выезжать на Московско–Курское отделение фактически по одним и тем же нарушениям. И этот пример не единичный. По мнению Купреева, есть в том вина и первичных профсоюзных организаций, которые мирятся с тем, что зачастую на местах распоряжения и письменные приказы издаются без согласования с ними. При подготовке к пленуму ЦК профсоюза правовая инспекция проверила 200 «первичек» и выявила 156 случаев, когда работодателями были приняты локальные нормативные акты без соблюдения установленной процедуры. А ведь без согласования с профсоюзными организациями такие акты по закону считаются недействительными. Кстати, до 10% таких вот незаконных распоряжений касались введения неполного режима рабочего времени и почти 20% – это привлечение к работе в выходные дни без положенной оплаты.
Удивляться тому, что в «первичках» мирятся с подобными актами, а то и ставят под ними подписи, не приходится. На многих предприятиях профорги являются не освобожденными, напрямую зависят от работодателя и вступать с ним в конфликт им не резон. Все нарушения Трудового кодекса и условий коллективных договоров в правовой инспекции Роспрофжела условно подразделяют на три группы. К первой относят те, что происходят из–за неудовлетворительного знания трудового законодательства командирами производства. Ко второй – нарушения, допускаемые из–за того, что в компаниях и их подразделениях не отрегулированы нормативные базы. В частности, по вопросам премирования. И к третьей – явные нарушения. Это когда работодатели сознательно издают противоправные распоряжения, меньше боясь недовольства своих подчиненных, чем гнева вышестоящих руководителей. Тем более что никаких наказаний за это они фактически не несут. А ведь они порой нарушают не только Трудовой кодекс, но и российское законодательство. Так, включение в список при сокращении штата женщин, которые ждут ребенка или в настоящее время находятся в отпуске, предоставляемом государством по уходу за малолетними детьми, является еще и уголовным преступлением. А таких фактов было выявлено немало.
На прямой подлог пошли на Юго–Восточной железной дороге, когда путейцы фактически отработали 17 часов, а в табеле им поставили 8. И это тоже случай не единичный.
Способствует ущемлению трудовых прав работников не только недостаточная ответственность руководителей структурных подразделений за свои деяния, а и утвердившийся в отрасли командно–административный метод управления, когда работодатель принимает неправомерные решения в отношении подчиненных и настаивает на их выполнении. И, конечно же, отсутствие в подразделениях штатных юристов и, как следствие, слабый контроль со стороны юридической службы. Так, на станциях в штатном расписании вообще не предусмотрена должность юриста. Да и только ли на станциях?!
Поэтому далеко не в полной мере выполняется Приказ президента компании № 268, изданный еще накануне 2007 года «Об усилении контроля за соблюдением трудового законодательства в филиалах ОАО «РЖД», предусматривающий согласование с юристами всех проектов документов в сфере социально–трудовых отношений. На практике делается это не всегда. Сознают ли работодатели, что каждое принимаемое ими заведомо противоправное решение – это потенциально возможный судебный иск, это представление прокурора или государственной инспекции труда в адрес компании. Понимают ли они, что, желая сэкономить на зарплате своих работников, они «экономят» на репутации родной компании, которая всегда была достаточно высокой, наносят удар по ее имиджу, что нарушения Трудового кодекса РФ снижают ее привлекательность на рынке труда. И нельзя не согласиться с председателем Роспрофжела, который резонно заметил: «Если локомотивная бригада проехала на красный сигнал, она обязательно понесет за это суровое наказание, а вот руководитель, поправший закон, далеко не всегда несет за это ответственность. А ведь безнаказанность порождает новые нарушения. Каждый должен отвечать за свои действия в соответствии со своими должностными обязанностями. Если руководитель издает документ без согласования с профсоюзом, юридической службой, то кто как не он, спрашивается, виноват, и не надо перекладывать ответственность на других».
Какие меры необходимо предпринять, чтобы как можно скорее «разрулить» создавшуюся тревожную ситуацию и поставить прочный заслон нарушениям, предотвратить саму возможность их повторения? Николай Никифоров призвал участников «круглого стола» высказать свои мнения, свои предложения. Предложений хватало, только исходили они, в основном, от правовых инспекторов. Не обошлось и без попыток оправдать выявленные нарушения от тех, кто в какой–то мере причастен к ним или кто, занимая руководящую должность, обязан был предотвратить их.
Пожалуй, больше всего правовым инспекторам приходится направлять обращений на нарушения режима труда и отдыха. Проблема не новая, можно сказать, извечная. Казалось, что с переходом на рыночную экономику ситуация в корне изменится к лучшему. А уж когда наступил экономический и финансовый кризис, при котором заметно падают объемы производства, сверхурочные вообще будут сведены к минимуму. Произошло же, как говорится, все наоборот: в прошлом году количество переработанных часов у локомотивных и поездных бригад достигло прямо–таки астрономических цифр. И это только по официальным данным, а ведь на местах стараются скрыть истинное положение дел. Поэтому вызвало удивление выступление машиниста с Московской дороги Сергея Курилова, заявившего, что «сверхурочные были, есть и будут». И что локомотивные бригады не возражают против них, не отказываются работать. «У каждого из нас есть семья, каждый хочет как можно лучше ее обеспечить, Главное, чтобы сверхурочные часы оплачивали, как положено».
Наверное, не один Курилов так думает, только не все коллеги с ним согласны. Иначе не поступало бы от локомотивных бригад столько жалоб и в ОАО «РЖД», и в Роспрофжел. В разговоре за «круглым столом» прозвучало и предложение исключить показатель о сверхурочных часах из числа тех, за которые в ОАО строго спрашивают с работодателей, что и побуждает их скрывать истинное положение дел. Исключить можно, только вряд ли после этого переработки уменьшатся, скорее еще более возрастут. А тем, кто оправдывает их, следует помнить, что при сверхурочных у людей накапливается усталость, повышается утомляемость. А это – прямая угроза безопасности движения поездов, да и здоровью самих железнодорожников. И права заместитель начальника отдела по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Ирина Наумчик, заявившая, что никакие денежные компенсации не стоят подорванного здоровья работников.
Генеральный директор объединения «Желдортранс» Сергей Чаплинский считает, что увеличение количества нарушений во многом связано со структурной реорганизацией головной компании, поскольку с созданием дирекций и дочерних обществ не во всех структурах оказались профсоюзные организации, которые бы отслеживали принимаемые руководителями документы и приказы. На что Николай Никифоров возразил: «У нас на всех уровнях социального партнерства есть профсоюзные организации, есть кому предотвращать и не допускать нарушения. Другое дело, что не везде и не всегда это делается. Вот, к примеру, в Серовском пассажирском вагонном участке приняли решение о сокращении штатов. Пошли жалобы от работников. Нас заверяют, что никто не уволен, все устроены на работу по своим специальностям. Начали разбираться. Да, устроены, только некоторым работникам придется ездить в Нижний Тагил. А это расстояние в 200 с лишним километров. Или еще дальше, в Екатеринбург». Своеобразно отреагировала на приведенный Никифоровым факт председатель ППО Федеральной пассажирской дирекции Лариса Дмитриева: «Проблемы в Серове действительно возникли, но законодательство там не было нарушено. Сейчас есть регионы, где работников, увольняемых по сокращению штатов, можно устроить по их специальности. Любую ситуацию надо рассматривать со всех сторон. А правовая инспекция для того и существует, чтобы просигналить о нарушениях». И все же в обмене репликами последнее слово осталось за председателем ЦК профсоюза, ответившим на замечание Дмитриевой: «Возможно, с юридической точки зрения нарушений в Серове не допустили. Только поставьте себя на место человека, которому придется ездить на работу за 200 километров. С какой стороны ни рассматривай эту проблему, мало кто согласится на такие условия».
Почти в каждом выступлении говорилось о том, что проводимые в 2009 году реорганизация, формирование функциональных дирекций, дочерних обществ добавили проблем с соблюдением трудовых прав работников отрасли.
«Этого следовало ожидать, – считает заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Олег Шунатов. И в подтверждение привел такой довод. В локомотивном и вагонном хозяйствах все депо разделились на сугубо ремонтные и эксплуатационные. Было 120 предприятий, стало 240. Появились дочерние пассажирские предприятия. К их руководству пришло немало молодых специалистов «на уровне замов», которые еще не обладают достаточным опытом, а главное, пока слабо знают законодательство. И ошибки при принятии решений, особенно если рядом нет грамотного трудовика, неизбежны. Надо в срочном порядке организовать правовое обучение руководителей, охватив им как можно больше людей». С этим согласны все участники состоявшегося обсуждения. Согласен и председатель
Роспрофжела. Однако он вовсе не считает, что именно правовая неграмотность командиров производства стала основной и едва ли не главной причиной допущенных и продолжающихся нарушений Трудового кодекса и уж тем более условий коллективных договоров, как это пытались утверждать некоторые из выступавших за «круглым столом».
«Организовать учебу, безусловно, требуется. Хотя при обсуждении проблем правильно было замечено, что мы почему–то сначала назначаем или принимаем специалиста на руководящую должность, а лишь потом начинаем его учить. Хотя следовало бы делать наоборот. Но, скажите, нужны ли руководителю юридические знания, когда он решает уволить беременную работницу, или работницу, имеющую ребенка, которому не исполнилось трех лет? Или что, он не знает, как следует оплачивать сверхурочные часы, работу в выходные и праздничные дни? – обратился Николай Никифоров к аудитории. – Конечно же знает. И подавляющее большинство нарушений происходит не по причине правовой неграмотности командиров производства. Они совершают их вполне сознательно или под прессом со стороны вышестоящего руководства. Согласен с Сергеем Чаплинским, что переживаемый нами экономический и финансовый кризис не может служить оправданием допускаемых работодателями злоупотреблений. Особенно болезненно они воспринимаются в моногородах, где у людей нет другой возможности найти работу, кроме железной дороги. Да, профсоюз не остается безучастным к подобным нарушениям, вмешивается, подключает для борьбы с ними государственную правовую инспекцию, суды. Но зачем, спрашивается, руководителям доводить дело до суда? За «круглым столом» было высказано немало предложений, что необходимо предпринять, чтобы предотвратить эти нарушения. Поддерживаю идею возобновить проведение в рабочих коллективах «Дней профсоюза», рабочих собраний, школ передового опыта. А также, что руководителям следует чаще встречаться со своими подчиненными. Но все это не панацея от нарушений, которые отнимают у всех нас много времени и сил. Например, в локомотивном хозяйстве постоянно проводятся встречи руководства с локомотивными бригадами. Но почему–то именно в нем допускается больше всего нарушений. Нам сообща надо разработать более действенные меры, чтобы поставить действительно надежный заслон, предотвратить саму возможность принятия противоправных решений. Уверен, все можно решить и урегулировать в рамках социального партнерства».
По итогам обсуждения был принят Проект решения «круглого стола». В нем, в частности, говорится: «С целью изменения сложившейся ситуации по росту нарушений трудовых прав железнодорожников участники пришли к выводу о необходимости выработать новые подходы, направленные, прежде всего, на профилактику и предупреждение принятия работодателями неправомерных решений, повышение ответственности руководителей, причастных к нарушениям. Будут созданы двусторонние комиссии на уровне ОАО «РЖД», его филиалов и дочерних обществ для совместного мониторинга и обсуждения состояния дел по соблюдению трудового законодательства, заслушивания виновных в нарушении трудовых прав и для выработки обязательных для сторон социального партнерства решений». Намечено также создать на всех уровнях систему постоянно действующих совместных семинаров, которые должны способствовать повышению правовых знаний у командиров производства с проведением обязательного тестирования по этим вопросам. И, конечно же, со стороны юридического отдела ЦК профсоюза совместно с правовым департаментом и департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» будет усилен контроль в филиалах и во всех подразделениях за принимаемыми локальными нормативными актами, в том числе и за телеграммами, регулирующими социально–трудовые отношения в компании и дочерних обществах. Решение принято, настало время действовать. Достаточно ли принимаемых мер, удастся ли кардинально переломить ситуацию – покажет время. Но у меня создалось впечатление, что Роспрофжел настроен решительно.
Владимир ЧИСТОВ