роста перевозок.
Навигация–2011 на внутренних водных путях России в целом прошла успешно. Речники отправили грузов получателям на 20,7% больше по сравнению с 2010 годом. Общий объем перевозок достиг 126,6 млн т, в том числе во внутреннем сообщении – 108,6 млн т (+23,6%), в заграничном сообщении – 18 млн т (+5,8%). В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности отправлено более 19,4 млн т социально значимых грузов (+7,7%). Грузооборот увеличен на 8,4% и составил 59,6 млрд ткм. Переработано более 184,3 млн т грузов (+29%), в том числе в международном сообщении – 14,1 млн т (+24,9%). Сухогрузы – 171,6 млн т (+30%), нефтеналивные – 12,6 млн т (+15%). Отправлено более 14,1 млн пассажиров во всех видах сообщения.
Какой будет навигация–2012? Что делается сегодня для того, чтобы сохранить тенденцию роста перевозок? Что должны учитывать перевозчики, выстраивая свои планы? Об этом рассказывает заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк.
– Полагаю, судоходные компании интересует прежде всего, как идет подготовка Программы категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений на 2012 год. Хочу отметить, что в соответствии с заданиями, которые выданы ГБУВПиС Росморречфлотом, в целях обеспечения судоходства предусматривается содержать с гарантированными габаритами 48 388,4 км ВВП за счет средств федерального бюджета, что на 64 км больше, чем в 2011 году. Кроме того, обеспечивать при необходимости перевозку грузов и пассажиров на 53 015,5 км внутренних водных путей за счет доходов от собственной деятельности и других не запрещенных законом источников.
В настоящее время для максимального удовлетворения потребности в перевозках по предложениям судоходных компаний уточняются сроки предстоящей навигации и сроки работы шлюзов. При этом отмечу, что все судоходные шлюзы будут работать в штатном режиме.
Что касается ситуации на различных участках Единой глубоководной системы европейской части России, перевозчиков, видимо, ждет повторение гидрологических «сюрпризов» минувшей навигации. Напомню, что в навигацию–2011 маловодный гидрологический режим рек, Волжско–Камского каскада водохранилищ, Цимлянского водохранилища оказал влияние на гарантированные габариты судовых ходов. Понижение уровней воды ниже проектных значений произошло на участках 51 реки общей протяженностью более 13 тыс. км, или на 27,5% протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов, то есть более чем на четверти протяженности путей. Средние периоды снижения габаритов судовых ходов составили от 5 до 196 суток.
Наибольшее влияние снижения уровней воды на судоходство было отмечено в Печорском, Северо–Двинском, Азово–Донском и Камском бассейнах. Амплитуда снижения гарантированных глубин довольно сильно изменялась по участкам, периодам и составляла от десятка сантиметров до 2,2 метра.
Режим работы Волжско–Камского каскада водохранилищ с целью обеспечения навигационных уровней воды во многом зависит от двух основных факторов: запасов воды в снежном покрове и условий прохождения весеннего половодья. Поэтому сейчас довольно сложно давать прогноз на предстоящую навигацию.
В целом прогнозируется, что условия навигации 2012 года по водности будут аналогичными навигации 2011 года.
Хотелось бы еще раз обратить внимание судовладельцев на необходимость обеспечения качественного и безопасного судоходства. В навигацию–2012 со стороны государства этому вопросу будет уделено особое внимание, для чего ведется активная работа по совершенствованию системы государственного управления внутренним водным транспортом, диспетчерской службы, электронного мониторинга на внутренних водных путях.
В первом чтении Госдумой принят законопроект по внесению изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта, в котором предусматривается создание системы государственного портового контроля судов на внутренних водных путях. Росморречфлот будет наделен функцией по организации государственного портового контроля и централизованного учета результатов такого контроля.
Для реализации этих функций планируется преобразование существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в администрации речных бассейнов. В администрациях речных бассейнов будут созданы инспекции государственного портового контроля, возглавляемые капитанами речных бассейнов – заместителями руководителей администраций речных бассейнов.
Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и иных плавучих объектах, находящихся в эксплуатации на ВВП, требований к оборудованию судов, судовым конструкциям, машинам, механизмам, спасательным и иным средствам, процедурам управления безопасной эксплуатацией судов и иных плавучих объектов, а также других обязательных требований.
Должностные лица, осуществляющие государственный портовый контроль, будут вправе принимать решение о временном задержании судна до устранения выявленных нарушений, создающих угрозу их безопасной эксплуатации и безопасности судоходства.
Судовладельцы, со своей стороны, должны будут ввести в обязательном порядке систему управления безопасностью – структурированную и оформленную документально систему, позволяющую судовладельцу и экипажу судна эффективно выполнять требования в области безопасности судоходства и защиты окружающей среды. Короче говоря, будет внедрен комплекс документированных процедур по управлению судовыми и береговыми процессами в целях безопасной эксплуатации судов судовладельцем и экипажем соответственно.
Дополнительно к диспетчерскому регулированию предлагается ввести функции управления движением судов. Данная норма предполагает, что диспетчерское регулирование движения судов будет осуществляться на всех ВВП, а на участках внутренних водных путей, на которых возведены искусственные водоподпорные и судоходные сооружения, изменившие естественный режим стока, судоходных каналах, а также на отдельных регулируемых участках, имеющих ограничения по условиям плавания, будет осуществляться управление движением судов.
В целях обеспечения судоходства предусматривается дополнительно ввести контрольные точки, при прохождении которых капитан судна будет обязан сообщать диспетчеру движения необходимую информацию о судне и маршруте следования. Кроме того, в навигацию 2012 года предусматривается ввести единую диспетчерскую программу дислокации судов, следующих по ЕГС, что позволит оперативно принимать решения по регулированию и управлению движением транспортных средств.
Предлагается усиление административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Законопроектом предусматривается не только наложение штрафа на недобросовестного перевозчика, но и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Подготовил Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
22.03.2012