процессы в экономике
оказали серьезное влияние
на речные перевозки
в 2013 году.
По мнению экспертов, предварительные итоги завершившейся навигации довольно противоречивы. Отмечен, с одной стороны, рост объемов перевозки грузов судами загранплавания, с другой – произошло снижение общего объема грузоперевозок по внутренним водным путям (ВВП) России. При этом навигация ушедшего года в целом выдалась весьма напряженной.
За навигацию 2013 года перевозки грузов по России речным транспортом составили более 133 млн тонн. Из них каботажные перевозки – почти 104 млн тонн, перевозки судами загранплавания – более 28 млн тонн.
В 2013 году, по экспертным оценкам, сокращение перевозок всеми видами транспорта составило порядка 3%. Очевидно, что причиной этого являются стагнационные процессы в российской экономике. Сокращение речных перевозок в каботаже, по предварительным оценкам, составляет порядка 8%. Так, в частности, значительно сократились потребности строительного сектора в грузах, перевозимых речным транспортом, скорректированы программы освоения месторождений полезных ископаемых в районах рек Обь и Иртыш.
Вместе с тем эксперты отмечают рост грузоперевозок по Волго–Донскому судоходному каналу на 12%. Здесь за прошедшую навигацию было перевезено 12,7 млн тонн груза различной номенклатуры, что является самым высоким показателем с 1983 года.
За отчетный период на 4% увеличились объемы заграничных грузоперевозок, при том что Волго–Донской и Волго–Балтийский каналы уже работают на пределе своей пропускной способности. По оценкам судоходного сообщества, в навигацию–2014 объемы экспортных грузов, перевозимых по ВВП, могут вырасти еще на 5 млн тонн.
Протяженность ВВП Российской Федерации в настоящее время составляет более 101 тыс. км. По данным Росморречфлота, протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов в навигацию 2013 года составила 48,9 тыс. км. Несмотря на все усилия бассейновых администраций, обеспечить максимально комфортные условия для судоходства во многих регионах в прошедшем году не позволили погодные факторы. Из–за продолжительных ледовых явлений навигация началась позднее плановых сроков в Волжском, Камском, Московском, Волго–Балтийском, Беломоро–Онежском, Северо–Двинском, Обь–Иртышском, Ленском и Амурском бассейнах, а также на озере Байкал.
Навигация 2013 года характеризовалась еще и маловодностью многих судоходных рек.
Так, в Ленском бассейне наблюдалась низкая водность – на участке р. Лена от Усть–Кута до устья р. Витим из–за низкой водности глубины в лимитирующих перекатах снижались на 70 см.
Завоз грузов на р. Индигирка также проходил в сложных, практически экстремальных судоходных условиях. Из–за интенсивного воздействия сгонных ветров судоходные глубины колебались от 90 до 180 см.
В результате паводка на Амуре произошло переформирование русла, уменьшились габариты судовых ходов на затруднительных участках Среднего и Нижнего Амура. Часть береговых навигационных знаков была затоплена, но они будут восстановлены к навигационному периоду 2014 года.
Благодаря слаженной работе Росморречфлота, администрации Азово–Донского бассейна, Росводресурсов, Управления водных ресурсов Ростовской области и Национальной палаты судоходства удалось организовать рациональное использование водных ресурсов Цимлянского водохранилища. В результате грузовые суда в течение всей навигации шли по реке Дон с оптимальной загрузкой, что позволило увеличить объем транзитных перевозок на 1,3 млн тонн с ростом к 2012 году на 10%.
Росморречфлот в ряде речных бассейнов продлил навигацию–2013: на Волго–Балте – на 5 дней, в Московском бассейне – на 6 дней, на ВДСК – на 9 дней, в Азово–Донском бассейне – на 10 дней.
Росморречфлотом в 2013 году принят ряд мер по повышению уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) на ВВП страны. Так, число СГТС с нормальным уровнем безопасности увеличилось за прошедший год на 5% и достигло 82.
За 2013 год в России были построены и сданы в эксплуатацию более 20 новых судов. Многие из них строились по проектам Морского инженерного бюро. Так, на Невском судостроительно–судоремонтном заводе (Ленинградская область) для Госморспасслужбы России построены 2 многофункциональных аварийно–спасательных судна неограниченного района плавания мощностью 4 МВт с арктическим ледовым классом Arc 5. Здесь же в 2013 году построены 5 многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD49 (серия «Нева–Лидер») для ОАО «Северо–Западное пароходство».
Новые серийные танкеры–продуктовозы построены в Нижегородской области: семь судов на Окской судоверфи и одно на заводе «Красное Сормово».
Для ОАО «Московское речное пароходство» на «Верфи братьев Нобель» (г. Рыбинск Ярославской обл.) построен танкер–продуктовоз проекта RST25. Еще два танкера данного проекта для компании «Татнефть» построены в минувшем году на зеленодольском заводе им. Горького (Татарстан). ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» в прошедшем году построило два многофункциональных обстановочных судна для внутренних водных путей России.
Кроме того, Морское инженерное бюро по заказу Росморречфлота разработало проекты пассажирских и грузопассажирских судов для Дальнего Востока, Черного моря. Особое место занимает социально значимый проект автомобильно–железнодорожно–пассажирского парома ледокольного типа неограниченного района плавания нового поколения для линии Ванино – Холмск проекта CNF11CPD.
Если говорить о регионах, вполне успешно завершилась навигация на Енисее. По ее итогам ОАО «Енисейское речное пароходство» может быть признано одним из лучших в России. План по грузоперевозкам выполнен на 107,5%. За навигационный период перевезено 3,5 млн тонн различных грузов, 187 тыс. тонн – социально значимых грузов в отдаленные пункты Эвенкии и Таймыра. В прошлом году воды в Енисее и в притоках было достаточно, так что сложная ситуация возникла только на реке Большая Хета.
В итоге все грузы доставлены до мест назначения, за исключением угля, который везли на Хантайское озеро: из–за засухи и малых глубин почти 2 тыс. тонн пришлось выгрузить раньше. К решению проблемы подключились местные и краевые власти.
ГМК «Норильский никель» и Норильский промышленный район дают пароходству гарантированные объемы перевозок – почти 2 млн тонн. В связи с интенсивным развитием Нижнего Приангарья увеличилась грузовая база на Ангаре.
Флот Енисейского речного пароходства сегодня состоит из более 600 судов. В навигации 2013 года были задействованы 475 единиц флота. Многим судам уже больше 30 лет. Ежегодно на ремонт тратится от 300 до 400 млн руб. В этом году ремонт стали проводить раньше срока, чтобы «разгрузить» весну, снизить интенсивность сдачи судов контролирующим органам. Кроме того, в компании действует программа по обновлению флота, ежегодно на воду спускаются 3–4 единицы несамоходного флота, в основном баржи различной грузоподъемности.
В Обь–Иртышском бассейне в навигацию–2013 перевезено 474,10 тыс. тонн генеральных грузов. Основными пунктами перевозки грузов на полуострове Ямал стали пункты Обской и Тазовской губы в связи с освоением и эксплуатацией Южно–Тамбейского газоконденсатного месторождения, в частности, пункта Сабетта. Речники активно участвовали в перевозках грузов, предназначенных для строительства нового морского порта Сабетта, аэродрома и завода по сжижению газа проекта «Ямал СПГ».
Наряду с доставкой грузов коммерческим организациям Обь–Иртышское пароходство участвует в социально значимых проектах на территории Ханты–Мансийского автономного округа, таких как организация пассажирских перевозок в населенные пункты, не имеющие круглогодичного автомобильного сообщения с окружной столицей. В 2013 году перевозки пассажиров осуществлялись пассажирскими скоростными теплоходами типа «Заря», «Ракета», «Москва» на 5 линиях. В сравнении с 2012 годом количество рейсов увеличилось на 3%, общий объем пассажирских перевозок – на 5%.
Навигация в Якутии показала, что назрела необходимость в техническом перевооружении речного флота. Из года в год увеличивается финансирование ремонта судов, но, к сожалению, выделяемые средства не решают проблему в корне. Требует обновления и путейская техника. Впрочем, проект нового земснаряда для региона заказан, согласован, конструктивно отработан. Продуманы технические характеристики самого земснаряда и его оборудования. В ближайшие месяцы будут проработаны все требования по его оснащению с учетом местных условий.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
20.13.2014