По наблюдениям преподавателей Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), число талантливых и способных студентов год от года не уменьшается и всегда составляет примерно один и тот же процент от общего числа обучающихся в вузе. Однако, что греха таить, энтузиасты и романтики, готовые самоотверженно заниматься наукой в стенах университета, во все времена были в меньшинстве.
Современные реалии таковы, что нужно не только изобрести, придумать, материализовать инновационное решение, но и заинтересовать потенциальных заказчиков его внедрением. Конечно, добиваться поставленных целей молодому ученому в одиночку не всегда по силам. Поэтому, как правило, студенты работают над отдельным научным проектом целыми творческими коллективами, под крылом опытных наставников.
Решающую роль в этом играет поддержка родного вуза. И не только материальная. Ведь «быстрых разумом Ньютонов», то есть студентов, обладающих потенциальным исследовательским запалом, для начала нужно заинтересовать. Институт управления и информационных технологий МИИТа обладает не только необходимой научно–технической, материальной базой, но и ценным опытом привлечения студентов к научной деятельности.
– После сессии я сразу примечаю наиболее талантливых студентов, – говорит профессор кафедры логистических транспортных систем и технологий Института управления и информационных технологий МИИТа Владимир Панферов. – Беседую с ними, рассказываю о преимуществах научной работы в вузе.
Кафедре ИУИТа действительно есть чем похвастаться. К примеру, материальная поддержка нуждающихся (в основном это студенты, которые приезжают из регионов) составляет от 25 до 50 тыс. рублей в семестр, что, согласитесь, неплохо. В год кафедра стабильно набирает 10–15 человек. Это студенты разных курсов, которые трудятся над сложными и интересными темами. Однако в целом оклады у аспирантов небольшие. Вот и получается, что остаются и продолжают заниматься наукой после окончания вуза в основном энтузиасты.
Даже названия дипломных работ, которые защищают студенты на кафедре логистических транспортных систем и технологий, говорят об актуальности этих научных изысканий, к которым проявляют интерес крупные транспортные компании. Вот лишь некоторые из этих направлений: методы перевозки скоропортящихся грузов с использованием в качестве ингибитора этилена, разработка стратегии по обновлению парка изотермических вагонов для ООО «РИС–Сервис» и другие. В настоящее время группа молодых ученых под руководством Владимира Панферова занята разработкой рациональных схем промывки, ветеринарно–санитарной обработки вагонов на сети железных дорог. Большие перегоны до пунктов промывки отнимают много времени. Расчеты студентов способны существенно снизить затраты. Заказчиком проекта выступает Центральная дирекция управления движением ОАО «РЖД». По словам четверокурсника Института управления и информационных технологий МИИТа Владимира Соколова, наибольшую сложность на данном этапе работы представляют экономические расчеты. Пятикурсница ИУИТа Светлана Пороженская считает, что этот проект, безусловно, улучшит работу железной дороги.
В МИИТе пятикурсники ведут разработки в рамках дипломных проектов, темы научных работ соответствуют направлениям выбранной кафедры. Студенты регулярно выступают с докладами на различных конференциях, наиболее значимой из которых является ежегодная «Неделя науки». В ней участвуют студенты всех курсов.
На базе МИИТа при поддержке ОАО «РЖД» созданы программы так называемых авторских классов, формирующие специализированные группы студентов по целенаправленной подготовке кадров для конкретного предприятия или структурного подразделения ОАО «РЖД». Во втором семестре четвертого курса студенты принимали участие в практическом проекте, связанном с деятельностью российских железных дорог, который включал тестирование IT–портала, описание бизнес–процессов, а уже на пятом курсе лучшие из лучших сформировали свой авторский класс.
В рамках этих разнообразных программ студенты также занимаются научными исследованиями. Причем, по мнению заместителя директора ИУИТа по кадровой политике и дополнительному высшему образованию Павла Егорова, инновационный подход и главное ноу–хау заключаются в том, что студенты защищают дипломные работы непосредственно перед заказчиком, то есть в присутствии представителей компании. Это позволяет после успешной защиты дипломной работы сразу же подписывать трехсторонние договоры по трудоустройству. К примеру, по итогам двух выпусков программы авторских классов «Управление вокзальными комплексами» (в 2010 и 2011 годах) студенты, презентовавшие свои дипломные проекты руководству Дирекции железнодорожных вокзалов – филиалу ОАО «РЖД», высказывали свои идеи, которые впоследствии успешно внедрялись в области железнодорожного транспорта и развития вокзального бизнеса. В настоящее время студенты занимаются проблемами, связанными с развитием вокзального комплекса: обеспечение безопасности, расширение современного спектра сервисных услуг, в том числе удобств для инвалидов. Безусловно, важным результатом этой работы стало последующее трудоустройство таких молодых людей на престижные должности в ОАО «РЖД». Ведь отрасли и отраслевой науке остро не хватает современных высококвалифицированных кадров.
Начальник отдела информатизации ИУИТа и по совместительству куратор двух программ по подготовке авторских классов Борис Игольников сообщил о том, как в рамках одного из проектов при участии студентов была оптимизирована работа складов и машин–погрузчиков одной крупной логистической компании. Аспирантка кафедры транспортного бизнеса ИУИТа Надежда Евреенова рассказала об участии в этом проекте. Студенты посещали склад, анализировали существующую технологию работ и в итоге предложили ряд вариантов усовершенствования оборудования, оптимизации размещения складов крупнейшей российской компании в Московском регионе. Это был ценный опыт взаимодействия студентов и бизнеса.
Большое значение для студентов также имеют стажировки за рубежом, предполагающие изучение опыта на современных вокзальных комплексах Германии, Голландии, Бельгии и Франции. На сегодняшний день многие выпускники программы «Управление вокзальными комплексами» работают на руководящих должностях, а также ведущими специалистами в отделах маркетинга, развития Центральной и региональных дирекций железнодорожных вокзалов.
Как бы то ни было, наука не должна ограничиваться только теорией, в этом убежден профессор кафедры логистических транспортных систем и технологий ИУИТа Владимир Панферов. Но, посетовал он, устроиться в период прохождения практики на оплачиваемые рабочие должности (даже составителем, оператором СТЦ или дежурным по парку) в крупные компании получается далеко не у всех студентов. Кроме того, дипломники не имеют доступа к информации, составляющей коммерческую тайну того или иного предприятия. В результате некоторые молодые люди, выйдя из стен родного вуза, не имеют нужного практического опыта, представления о будущем месте работы. Что же делать? По словам Владимира Панферова, пока выручают «старые связи». Профессор выпестовал не одно поколение талантливых студентов, которые стали впоследствии руководителями компаний, связанных с перевозкой грузов.
Активно развивающаяся транспортная отрасль требует новых программ и проектов по обучению, подготовке кадров с необходимыми компетенциями для крупнейших транспортных компаний. ИУИТ готов их активно реализовывать (в частности, для вокзальных комплексов при организации высокоскоростного движения). Подготовка специалистов в области развития вокзальных и транспортно–пересадочных комплексов, управления их технологиями и бизнесом требует объединения усилий работников дирекций железнодорожных вокзалов, компаний и научно–образовательного сообщества университета. Что касается МИИТа, то он располагает техническим, научным и педагогическим потенциалом, компетентным профессорско–преподавательским составом для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
12.04.2012