В рамках «Транспортной недели – 2014» в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) прошел форум «Молодые ученые транспортной отрасли». В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук, представители вузовского научного сообщества.
Проявили активность
Валерий Окулов напомнил, что конкурсы «Молодые ученые транспортной отрасли» и «Лучший студенческий реферат» являются отражением достижений в научно–исследовательской деятельности студентов и аспирантов транспортных вузов России и направлены на стимулирование творческой и инновационной активности молодых ученых.
В числе приоритетных направлений конкурсных работ студентов, аспирантов и преподавателей вузов Валерий Окулов выделил следующие актуальные темы: вопросы передачи государственных функций международным организациям, перспективы и проблемы гармонизации законодательства Таможенного союза с правовыми нормами ЕС, развитие конкуренции на железнодорожном транспорте общего пользования, правовое положение инвалидов при перевозке различными видами транспорта, а также развитие нормативно–правовой базы в области регулирования судоходства в акватории Северного морского пути.
Замминистра поблагодарил студентов за ответственность и проявленную активность. На конкурс «Лучший студенческий реферат» были присланы 20 работ по IT–технологиям, 83 работы по вопросам развития транспортной системы России и 46 работ, связанных с темой развития современных технических средств транспортной безопасности.
– В современных условиях модернизации транспортной системы упор должен быть сделан на развитие новейших технологий, – сказал Валерий Окулов. – Подобные конкурсы показывают, что у транспортных вузов есть большой потенциал. Желаю студентам побед на поприще науки и творческих успехов!
Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук выразил убежденность в том, что в недалеком будущем большая часть предложенных идей станет основой для перспективных научных разработок. Он отметил, что студенты продемонстрировали свежий взгляд на сложные аспекты транспортных вопросов, стремясь к обстоятельному и полновесному анализу существующих проблем.
Ректор МИИТа Борис Лёвин поблагодарил Министерство транспорта РФ за организацию уникального для системы транспортного образования мероприятия. В этом году в конкурсах приняли участие студенты и преподаватели всех отраслевых вузов, отметил ректор. Затем он предоставил слово авторам работ.
Груз везешь или товар?
Аспирант кафедры «Транспортный бизнес» МИИТа Денис Стеблецов в своем проекте проанализировал разночтения в толковании терминологии смешанных перевозок. По его мнению, различное толкование одних и тех же торговых терминов способно привести не только к серьезным недоразумениям, но и к экономическим потерям. К примеру, когда в коносаменте речь идет о грузе, в Таможенном кодексе РФ – о товаре. Один и тот же груз может быть задекларирован под разными кодами, что влечет за собой неправильное начисление таможенной пошлины.
Денис Стеблецов считает, что определения разновидностей смешанных перевозок должны быть сформулированы в зависимости от ответственности за перевозку всех ее участников, порядка оформления перевозочных документов, характера оплаты провозных платежей, степени участия различных видов транспорта, количества пересекаемых государственных границ, географических особенностей и других факторов. Однако терминология, используемая при грузовых перевозках с участием различных видов транспорта, нуждается в стандартизации.
Конечно, проще использовать привычные определения различных видов сообщений: местное, прямое, смешанное прямое, прямое международное, прямое смешанное международное и т. д. Но участие России в мировом транспортном рынке, а также происходящие глобализационные процессы требуют владения терминологией, принятой в международной практике.
Аспирант МИИТа отметил, что из–за отсутствия достаточного практического опыта организации контрейлерных перевозок возникает ряд проблем, в том числе при взаимодействии различных ведомств при их осуществлении, например, при таможенном оформлении груза и перевозящих его транспортных средств (автопоезда/автоприцепа и железнодорожной платформы). В связи с этим необходим анализ нормативных документов, регулирующих такие перевозки в международном и внутреннем сообщении для определения проблемных моментов, требующих нормативного закрепления или корректировки.
Интеграция и деловое партнерство субъектов рынка транспортных услуг, электронный обмен информацией, использование современных компьютерных технологий, гибкая тарифная и налоговая политика при наличии соответствующей нормативно–правовой базы, комплексное управление транспортными, грузовыми, информационными, финансовыми и энергетическими потоками в соответствующем правовом пространстве обеспечат повышение эффективности управленческой деятельности на всех этапах транспортировки внешнеторговых грузов в смешанном сообщении, считает Денис Стеблецов. Кроме того, полагает он, для повышения качества транспортного обслуживания клиентуры целесо-
образно ввести в употребление термин «правовая логистика», подразумевающий свое-
временную подготовку, рассмотрение и утверждение нормативно–правовых актов, регулирующих отношения в соответствующем правовом пространстве.
Как вернуть суда в Россию?
Иван Волынчиков, аспирант и ассистент кафедры организации перевозок и управления на морском транспорте Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, считает, что таможенное законодательство Таможенного союза нуждается в гармонизации для повышения конкурентоспособности отечественной судостроительной промышленности. Тема и содержание его работы были высоко оценены экспертами.
По словам Ивана Волынчикова, существующая редакция таможенного законодательства Таможенного союза и налогового законодательства России порождает сложности в таможенном оформлении российских судов, прошедших капитальный ремонт или модернизацию за пределами стран ТС.
Пока вопрос развития конкурентоспособности отечественных верфей не решен до конца, российские судовладельцы вынуждены (по различным причинам – будь то наличие очередей, слишком высокие цены или невозможность выполнения необходимых работ) прибегать к услугам иностранных судостроительных заводов. Но воспользовавшись услугами иностранной компании по капремонту, судовладельцы фактически лишаются возможности вернуть данное судно в Россию – для этого необходимо единовременно уплатить 18% НДС и от 5 до 10% таможенной пошлины за его ввоз. Такие затраты для большинства компаний неподъемны. По мнению автора, имеет смысл на несколько лет разрешить беспошлинный и освобожденный от НДС ввоз судов под флагом России, прошедших капремонт за рубежом.
Иван Волынчиков отметил и другую проблему. Действующее законодательство России благоприятствует в первую очередь развитию судостроительных компаний со значительной долей государственного капитала, причем приоритет отдается постройке флота для российских судовладельцев. Все же остальные организации – как судостроительные, так и судоходные – выпадают за пределы неких стандартов, определенных законотворцами, и не получают никакой господдержки. Возможно, для роста и развития российского морского транспорта имело бы смысл разрешить некоторые из существующих законодательных сложностей, а также разработать программы поддержки частных судоходных и судостроительных компаний с упором на малый и средний бизнес.
На железнодорожном перепутье
Елена Волкова, доцент Петербургского госуниверситета путей сообщения императора Александра I, в своей работе проанализировала развитие конкуренции на рынке пригородных пассажирских перевозок. По ее словам, выбор темы обусловлен тревожной ситуацией, сложившейся в данном сегменте железнодорожного рынка, когда происходит массовая отмена движения пригородных электропоездов во многих регионах страны. В 2014 году отменены более 480 пригородных поездов, в том числе в Ставропольском крае – 54 поезда, в Белгородской области – 48 поездов, в Ленинградской – 35 поездов. Сокращение движения приводит к недоиспользованию имеющихся производственных и ремонтных мощностей железнодорожного пригородного комплекса.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, автор порекомендовала обратиться к зарубежному опыту. В некоторых европейских странах развивается здоровая конкуренция на региональных рынках, механизм взаимодействия местных властей и перевозчиков закреплен законодательно, процедура исполнения контрактов включает мониторинг точности соблюдения расписания и оснащенности подвижного состава, выборочный контроль и опрос пассажиров. Причем за отклонение от установленных параметров качества в договорах предусмотрены определенные санкции (например, может быть снижена сумма компенсации). Это создает предпосылки для развития конкуренции между региональными пассажирскими компаниями. Конкуренция на рынке региональных пассажирских перевозок развивается в Германии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Дании, Японии.
– Если рассматривать только рынок пригородных железнодорожных перевозок в регионах России (скажем, Санкт–Петербург и Ленинградская область), можно констатировать факт наличия одного продавца услуг – пригородной пассажирской компании, – отметила Елена Волкова. – В условиях естественной монополии, недостаточно развитой дифференциации услуг на рынке пригородных пассажирских перевозок, неудовлетворенности уровнем их комфорта и качества необходимо выработать эффективную политику государственного регулирования рынков пригородных перевозок.
Для анализа рынка пригородных перевозок автор работы предложила воспользоваться специализированной методологической базой организации отраслевых рынков.
Награждение победителей
В тот же день в Минтрансе России прошло награждение победителей конкурсов. Министр транспорта РФ Максим Соколов вручил ведомственные награды и дипломы номинантам конкурсов «Молодые ученые транспортной отрасли» и «Лучший студенческий реферат» по теме «Транспортная стратегия России». Денис Стеблецов, Иван Волынчиков, Елена Волкова и еще несколько конкурсантов были отмечены высшими наградами – дипломами I степени.
Максим Соколов отметил, что основной целью подобных конкурсов является стимулирование творческой активности талантливой молодежи. «Необходимо обеспечить научно–техническое развитие отрасли, которое повысит конкурентоспособность страны и поможет решать самые сложные и насущные социальные задачи», – подчеркнул министр. По его словам, Минтранс России и дальше будет поддерживать лидеров науки, формировать условия для того, чтобы сильные научные коллективы получали лучшие возможности для работы. Он призвал молодых ученых сделать упор на новейшие направления, основанные на научных прорывах.
– Важно, чтобы в перспективных областях усиливалась интеграция науки и образования, росли ответственность и самостоятельность научных коллективов, – сказал Максим Соколов. – Ключевым условием развития транспорта на период до 2030 года является обеспечение отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. Задача сохранения и развития кадрового потенциала решается за счет долгосрочного перспективного планирования подготовки специалистов и совершенствования образовательного процесса по новым направлениям: в области логистики и управления цепями поставок, межтранспортного взаимодействия, содержания инфраструктуры и эксплуатации подвижного состава для организации высокоскоростного сообщения.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото Алексея Трошкина
25.12.2014