Как уже сообщалось, в Москве, на базе МИИТа, состоялась конференция Общественного экспертного совета Общероссийского народного фронта по транспорту «Консолидация усилий власти, работодателей и учебных заведений транспорта по кадровому обеспечению Транспортной стратегии России до 2030 года». Дискуссия, развернувшаяся на конференции, была оживленной. В ней приняли участие представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, транспортных вузов и компаний, эксперты.
Отраслевые вузы играют ведущую роль в кадровом и научном обеспечении развития транспортной инфраструктуры страны. Основное преимущество отраслевого образования состоит в том, что оно предоставляет возможность прохождения практики и трудоустройства еще во время учебы. Показателен в этом плане опыт Московского государственного университета путей сообщения, который традиционно является основной кузницей кадров для ОАО «РЖД». Многие целевики (до 70% приема) проходят практику на предприятиях крупнейшей российской компании, рассказал ректор МИИТа Борис Лёвин. Ни один вуз подобных показателей не имеет. МИИТ может похвастаться высокой квалификацией профессорско–преподавательского состава, а также качественной фундаментальной и профессиональной подготовкой специалистов всех уровней.
Как президент Ассоциации вузов транспорта РФ Борис Лёвин напомнил, что ежегодно транспортные вузы выпускают более 70 тыс. человек, обеспечивая отрасль специалистами в масштабах всей страны. Из 21 транспортного вуза только три относятся к Министерству образования и науки РФ. Остальные 18 практически лишены государственной финансовой поддержки. В частности, на их долю не выделяются средства для дополнительного финансирования науки. А это значит, что для создания лабораторий, обучающих центров, развития дополнительных образовательных программ и стажировок – для всего этого отраслевые вузы вынуждены самостоятельно привлекать внебюджетные инвестиции.
В итоге, по словам Бориса Лёвина, на реконструкцию, капремонт и совершенствование инфраструктуры в последние годы отраслевые вузы получают лишь десятую часть от реальных потребностей. В качестве решения этой проблемы ректор МИИТа предложил наделить Минтранс России правом направлять до 1–1,5% от общего объема финансирования на модернизацию учебной базы вузов транспорта.
Кроме того, необходимо закрепить в законодательстве норму, обеспечивающую отмену налоговой нагрузки на отраслевых работодателей при передаче вузам для использования в образовательном процессе современного оборудования и образцов новой техники, считает Борис Лёвин. Проблема, как оказалось, актуальна и для других направлений транспортного образования.
Так, директор по социальным и кадровым вопросам Союза «Национальная палата судоходства» Владимир Волченков отметил, что у вузов и колледжей водного транспорта остается нерешенным вопрос строительства и эксплуатации учебных судов, на которых студенты и курсанты должны проходить практику. Может быть, стоит экономически стимулировать судостроителей и судовладельцев со стороны государства? Ведь работодатели готовы вкладывать собственные средства в обучение будущих специалистов, частично компенсировав тем самым недостаток бюджетных инвестиций. Однако компании должны быть уверены в том, что средства, которые они вложили в образование, вернутся к ним в виде квалифицированных кадров.
– Системное взаимодействие с вузами – одно из базовых условий, которое позволяет ОАО «РЖД» обеспечивать безопасные и бесперебойные перевозки пассажиров и грузов, – отметил начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Антон Награльян. – Существует много способов поддержки вузов. Например, для лучших преподавателей утверждены пять грантов по 3,5 млн руб. и три премии в размере 1,5 млн каждая.
По словам Антона Награльяна, компания по–прежнему рассматривает целевой прием в вуз как основной инструмент гарантированной укомплектованности своих структурных подразделений. Несмотря на то, что по целевым направлениям ОАО «РЖД» в вузах обучаются более 40 тыс. человек, целевой прием по–прежнему невысок в системе среднего профессионального образования. Эта проблема особенно остро стоит в районах БАМа, Транссиба, Забайкалья.
Действительно, целевой прием помог бы разрешить ряд проблем как с кадровым обеспечением компаний, так и с трудоустройством выпускников. Но беда в том, что отрасль нечетко формирует свои профессиональные запросы даже на недалекую перспективу. Участники конференции выразили серьезную озабоченность вопросом прогнозирования потребности в кадровом обеспечении отдельных видов транспорта, связанную с отсутствием баланса трудовых ресурсов транспортного комплекса.
– У нас нет контрольных цифр на ближайшие годы, которые бы позволяли проводить подготовку специалистов не только среднего и высшего образования, но и в системе довузовской подготовки. Пока план потребностей есть только у ОАО «РЖД», – пояснил Борис Лёвин. Статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов поддержал ректора:
– Надо понимать, какое количество специалистов необходимо и на какой период времени. Пока я представляю только то, сколько нам нужно железнодорожников. А какова потребность в летчиках, никто не знает.
На фоне кадрового дисбаланса особенно остро стоит проблема подготовки будущих специалистов. Участники конференции в очередной раз обратили внимание на низкие показатели по результатам ЕГЭ у абитуриентов этого года.
По мнению проректора Ростовского госуниверситета путей сообщения Александра Богославского, отраслевые вузы всерьез обеспокоены проблемой снижения уровня знаний у современных абитуриентов, поступающих на технические специальности.
В РГУПСе, к примеру, по сравнению с прошлым годом средний показатель ЕГЭ по техническим дисциплинам упал на целых 9 баллов. Результаты нивелируются по двум причинам: сказывается низкий уровень подготовки абитуриентов, а также неуклонно сокращается контингент молодых людей, претендующих на транспортные специальности. В результате преподавателям вузов приходится заниматься несвойственной для них работой, подтягивая уровень знаний у первокурсников до базового. Снижение планки порогового балла при поступлении отражается на показателях эффективности отраслевых вузов, не учитывающих отраслевую специфику.
О том, что в этом году средний проходной балл за госэкзамен по основным предметам упал, не раз говорили представители отраслевых вузов и системы образования в целом. Поэтому при подготовке резолюции по итогам конференции участники встречи предложили внести физику в список обязательных экзаменов при поступлении в вузы.
Специалисты хватаются за голову: дело ведь не только в физике! «В этом году не было ни одного предмета, по которому не наблюдалось бы снижения», – констатирует почетный член Ассоциации морских торговых портов, советник ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Иван Костылев. По его мнению, методика оценки деятельности транспортных вузов нуждается в совершенствовании. Их эффективность нельзя оценивать по одинаковым критериям с другими организациями высшего образования. В частности, должны быть понижены пороговые значения по процентному отношению «остепененности» преподавательского состава, считает Иван Костылев.
– Нам нужны практики, то есть опытные люди из числа плавсостава, которые, конечно, в период работы на судах не имели возможности получить ученую степень и написать диссертацию. Подчеркиваю, моряка должен учить моряк! – акцентировал внимание на проблеме Иван Костылев. Он также затронул тему оттока квалифицированных кадров за рубеж, ухода студентов–целевиков на другие предприятия и в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне, предложил почетный член Ассоциации морских торговых портов. Кроме того, новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути. Решать их надо уже сейчас.
Генеральный директор ОАО «Первый автокомбинат» им. Краузе Борис Штерн поведал о многолетнем опыте сотрудничества транспортного предприятия и Московского автомобильно–дорожного государственного технического университета (МАДИ). За эти годы на предприятие пришли работать более 700 выпускников вуза. Всех их в той или иной степени приходилось доучивать на производстве. Однако при переходе на трехлетнюю подготовку в рамках бакалавриата резко снизился уровень профессиональной квалификации выпускников. Борис Штерн приводит красноречивый пример из жизни: трудоустраиваться приходит новоиспеченный специалист, который не может рассчитать диаметр оси той или иной детали. Теперь, видимо, бакалавров придется доучивать не полгода, как раньше, а добрых полтора–два, делает вывод руководитель автокомбината.
Констатировал снижение уровня подготовки выпускников вузов водного транспорта и директор Центра содействия трудоустройству выпускников Волжской госакадемии водного транспорта Михаил Миронов. А ведь если верить его словам, молодые специалисты в Нижнем Новгороде буквально нарасхват – ежегодно в академию приезжают представители десятков солидных компаний. К сожалению, далеко не все выпускники оправдывают ожидания работодателей.
По итогам конференции ее участники пришли к выводу, что вузам транспорта необходимо разработать собственные образовательные стандарты, причем совместно с работодателями. Все предложенные решения в конце встречи были включены в резолюцию, которая была направлена в Правительство РФ. Предполагается, что Минобрнауки России также ознакомится с этими предложениями.
В заключение встречи статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов подчеркнул, что в целом транспортные вузы достаточно активно и успешно взаимодействуют с работодателями – организациями и предприятиями транспортной отрасли. По его мнению, это является определенной гарантией трудоустройства выпускников, которая позволяет им реализовать знания и навыки, полученные в процессе обучения. В этом отношении отраслевые вузы не имеют себе равных. По словам Сергея Аристова, процент трудоустройства выпускников по некоторым направлениям превышает отметку 90%. Замминистра подчеркнул, что Минтранс России совместно с подведомственными агентствами продолжит активную работу по гарантированному трудоустройству молодых специалистов.
– Ни одна транспортная система не может существовать только в национальных границах. Нужно понимать своих коллег за рубежом, знать международную практику и законодательство, – сказал Сергей Аристов. – Необходимо приложить все усилия для того, чтобы российское транспортное образование стало конкурентоспособным не только в нашей стране, но и на мировом уровне, а кадры, подготавливаемые транспортными вузами, – основой для модернизации транспортного комплекса России.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
6.11.2014